Из цикла «Кашрут в некашерном мире», темы: Мясное и молочное, Кашрут, Элиэзер Вольф, Посуда
Сыр, нарезанный мясным ножом
В: Я нарезал холодный сыр мясным ножом. Каков теперь статус сыра и каков статус ножа?
О: В отличие от других столовых приборов, нож очищается с большим трудом; на нем часто остаются мелкие частички еды даже после того, как его вымыли. Поэтому нужно срезать тонкий слой сыра, соприкасавшийся с ножом, а остальное можно есть. Нож же нужно очистить: воткнуть его 10 раз в плотный грунт, причем каждый раз в другом месте, либо отскрести металлической мочалкой.
Огурец, нарезанный мясным ножом
В: Если я нарезал огурец мясным ножом, могу ли я есть этот огурец с молоком?
О: Да, можете. Если нож не был чистым, соскоблите с огурца слой, соприкасавшийся с ножом.
Молоко, пролитое рядом с горячей мясной кастрюлей
В: Молоко пролилось рядом с горячей мясной кастрюлей, но я не уверен, попало ли оно на кастрюлю. Можно ли использовать эту кастрюлю?
О: Да, если вы не видите на ней следов молока.
Капля молока, попавшая на внешнюю поверхность горячей мясной кастрюли
В: Молоко брызнуло на внешнюю поверхность стоящей на огне мясной кастрюли. Каков закон в этом случае?
О: Если молоко попало на ту часть кастрюли, которая ниже уровня находящейся в кастрюле пищи, а объем мясной пищи в кастрюле в 60 раз превышает объем брызнувшего молока, то мясная пища "аннулирует" молоко, и ее можно есть. Лучше всего немедленно перелить мясную еду из кастрюли через тот ее край, которого не коснулось молоко.
Если молоко попало на ту часть кастрюли, которая выше уровня пищи в ней, а объем пищи превосходит объем молока в 60 раз, мясную еду можно есть только при условии, что она была перелита в другую посуду одним из следующих способов: 1) пока еда еще горячая, ее перелили через тот край, которого не коснулось молоко, 2) уже остывшую еду перелили в другую посуду (в последнем случае неважно, через какой край). Тем не менее, существует обычай запрещать использовать мясную еду в этом случае. Кастрюлю следует кашеровать в любом случае.
Капля молока, попавшая на внешнюю поверхность горячей паревной кастрюли
В: Молоко брызнуло на внешнюю поверхность горячей пустой паревной кастрюли. Каков закон в этом случае?
О: Кастрюля по-прежнему остается паревной, но следует подождать 24 часа, прежде чем варить в ней какую-либо паревную еду, которую собираются подавать вместе с мясом.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»