Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Часть 3. Осознание Б-га

 

Основанное на Б-жественной Торе стремление облаго­родить материалистические амбиции, (в частности, путем исполнения ее заповедей) - это уникальная обязанность еврейского народа. Осознание Б-га, понимание Его любви и Провидения и ответная любовь человека к Б-гу, почи­тание Его и Его созданий доступны каждому. Эти про­явления связи человека с Б-гом изначально доступны всем человеческим существам * . Никакая другая мыслимая ра­дость не сравнится с удовлетворением, которое мы полу­чаем, делясь нашей любовью к Б-гу с другими Его созда­ниями. Это счастье пронизывает всю природу человека независимо от расы или национальности, тогда как эго­истическое материалистическое стремление неизбежно приводит к духовной пустоте и физическому страданию. И наоборот, там, где есть осознание Б-га, удовлетворение физических желаний человека стимулирует самую возвы­шенную любовь к Нему. Как мы видели, такого рода про­цесс возвышения отличается от всех других попыток обла­городиться тем, что естественные физические стремления человека не отрицаются, а напротив, считаются необхо­димыми в осуществлении более высоких духовных целей. Иначе говоря, материальное процветание становится не конечным предметом вожделений, а средством для дости­жения высокой степени Б-госознания.

По сравнению с этой всеобъемлющей истиной ничтож­ными кажутся устаревшие претензии материалистической философии. Возвеличивая физическую сторону человече­ской натуры и провозглашая власть человека над законами природы, материалисты ниспровергали его духовность. Но время таких философских установок ушло безвозвратно.

----------------------

* Эти понятия формируют костяк Торы и ее предназначен­ного для всего человечества варианта - свода законов Ноаха.

Поэтому точно так же, как возникновение материа­лизма породило общественные перемены за последние три столетия, так и пришедшее к людям осознание Б-же­ственного Провидения вызовет всеобщие позитивные из­менения. Счастье человека и достижение им самого не­обходимого в жизни будет рассматриваться как результат заботы Б-га о каждом индивиде. Эгоизм и неудовлетво­ренность - главные причины современных войн и гонки вооружений - будут уничтожены.

В благотворной атмосфере, содействующей осознанию личного участия Б-га в жизни человека, люди будут чув­ствовать себя намного увереннее. Они уже не будут счи­тать своего ближнего безжалостным соперником в жесто­ком, ограниченном рамками земного бытия мире. Не опа­саясь за свое благосостояние, они будут терпимо отно­ситься к другим, закладывая тем самым фундамент мирно­го сосуществования.

Осознание заботы Б-га о каждом будет удовлетворять потребность человека в метафизической любви и заботе. Более того, благодаря этому осознанию естественное чело­веческое чувство благодарности будет выражаться в любви к Б-жественному Обеспечителю материальных потребно­стей людей. Результат такой благодарности - покой и счастье - излечит человеческое сердце и душу.

Международные отношения

Тезис этой книги состоит в том, что осознание любви и всемогущества Б-га дает человеку силу воли, чтобы отста­ивать этические позиции в противоборстве с эгоистиче­скими претензиями.

Любые так называемые врожденные черты характера, об­условленные расовыми или национальными особенностями, которые использовались для оправдания разногласий среди народов, не являются абсолютными и непреложными. Ничто не может помешать человеку сознательно избрать систему альтернативных ценностей и позиций, которая исподволь внушит новый уровень осознания Б-га и, таким образом, станет возможным улучшение взаимоотношений на уровне семьи, народа и всего человечества * .

-----------------------

* Эта альтернатива опять же не что иное, как Всеобщий свод законов Ноаха.

Сила, которую дает Б-госознание, позволяет человеку преодолеть и облагородить любые, казалось бы, противоре­чивые тенденции внутри себя, которые в настоящее время являются препятствием на пути нравственного совершен­ствования. Таким образом отпадает необходимость ограни­чивать общественные отношения, основанные на благодар­ности Б-гу, одной группой людей, семьей или соотече­ственниками. Всякий, кто руководствуется в своих поступ­ках благодарностью к Всевышнему, будет стараться разде­лить полученное от Него "добро", со всеми Его созданиями. Это побуждение к общественным взаимоотношениям без семейных или национальных ограничений возникает само собой из чувства благодарности и любви к Б-гу. В итоге этическое общественное поведение становится нашей лич­ной заботой, а положительные результаты этого распро­страняются на все создания Б-га без исключения. Богатство зависит от воли Всевышнего, хотя считается, что для его получения желательны также и усилия человека. По Своей воле Б-г одаривает людей знаниями и способностями, необходимыми для увеличения производительности труда, чтобы обеспечить обильный урожай даже на скудной земле. Это не только повышает жизненный уровень отдельного человека, но и обеспечивает выживание всего непрерывно растущего населения. Тот, кто, соединяя континеты воздуш­ными линиями, смотрит на них открытыми глазами, никог­да не поймет, почему народы мира ведут кровопролитные войны, стремясь захватить новые территории. Он заметит, что большей части земной поверхности еще не коснулась рука человека и что совершенно не тронуты несказанные богатства океанского дна [1] . С помощью провидческой забо­ты Б-га получив способность проникать в тайны атома, можно заставить даже пустыни приносить богатые урожаи. Кроме того, есть достаточное количество естественных богатств, которые в состоянии обеспечить высокий уровень жизни и сейчас, и в будущем, даже если население увели­чится во много раз.

Лишь разногласия между народами, являющиеся ре­зультатом их алчности, не дают мирно использовать эти сокровища. Если хотя бы ничтожную долю средств и уси­лий, затрачиваемых на производство вооружения, напра­вить на общее распределение природных ресурсов земли и ее недр, мы смогли бы добиться такого уровня жизни, о котором сейчас даже не смеем мечтать. Почему государ­ства с огромными территориями стремятся подчинить сво­ему влиянию остальной мир? Потому что их эгоистиче­ские амбиции порождают маниакальную страсть к захват­ничеству. Если бы народы этих стран смогли понять, что мир не является производным слепого механического слу­чая, а управляется беспредельным Создателем, Который не оставляет без внимания ни одно из Своих творений, это, несомненно, привело бы к перевороту в этических воззрениях.

В эпоху господства материализма предприимчивый ин­дивидуалист вынужден рассматривать свое окружение и ближних как возможные объекты эксплуатации. Хладно­ кровно, не считаясь с другими, он пытается осуществить свои личные планы. Жестокая кокурентная борьба застав­ляет предпринимателей, да и целые народы, заботиться лишь о собственных интересах. Только так они смогут выжить. Испытывая постоянный страх пред разорением, индивидуалист стремится к изобилию и экономическому счастью, но это такая разновидность счастья, которая никогда не становится длительной реальностью. Говоря словами мудрого царя Шломо: "Кто любит деньги, тот не насытится деньгами" (Коэлет 5:9). Но если бы индивиду­алист осознал, что материальное благополучие зависит не от его инициативы, а от воли Б-га, его стремление к бес­конечному приобретательству, которое является основной пружиной в конкурентной борьбе, могло бы исчезнуть. Это в равной степени справедливо и по отношению к целым народам, а не только к отдельным личностям. В атмосфере всеобщего признания Б-жественного Провиде­ния предприниматель и его страна уже не будут больше беспокоиться об устранении конкурентов и смогут спо­койно наслаждаться плодами своих трудов.

Если бы зависимость человека от Б-га была признана, она оказала бы еще одно благотворное воздействие на индивидуализм. Когда уменьшится ненасытное стремление к приобретательству, приостановится размах торговли и развитие промышленности. Масса людей покинет большие города, куда их привела мечта о сказочном богатстве. Они вернутся к земле и воспримут ее как свой естественный источник существования. Такая жизнь более естественна и здорова как физически, так и духовно [2] .

Кстати, это, возможно, явится единственным разреше­нием состояния угрозы промышленного загрязнения окру­жающей среды и экологического самоубийства - резуль­татов наших технических достижений.

Ведущим принципом экономики вновь станет ком­фортное существование. Основные отрасли промышлен­ности перейдут в руки тех, кто думает о технике, а не только о выгоде. Ограничение предпринимательства в про­мышленной сфере и в торговле снизит промышленное производство и вызовет повышение цен на товары. В здо­ровой экономике более высокие цены позволят работо­дателю гарантировать более либеральную зарплату и ос­вободят его от того гнета, который заставляет смотреть на своих работников как на объект эксплуатации.

С исчезновением стремления к материальному обога­щению предприниматель уже не будет находиться в тис­ках двух противоборствующих сил. Это, с одной стороны, все возрастающие требования рабочих, которые, как и он сам, охвачены всепожирающей страстью к обогащению. С другой стороны, это жестокая конкурентная борьба за ры­нок, требующий постоянных усовершенствований как ко­личественных, так и качественных, результатом чего явля­ется сведение прибылей до минимума. Когда забота Б-га о каждом человеке будет признана всеми, рабочий тоже пе­рестанет стремиться к непрерывному повышению своего жизненного уровня сверх объективных потребностей, удо­влетворившись той зарплатой, которую получает. Пред­приниматель, в свою очередь, из благодарности и предан­ности Б-гу пожелает отдать другим часть своего богатства и станет гораздо внимательней к благосостоянию своих работников.

При господствующей ныне экономической философии мы чувствуем, что имеем право на плоды своего труда и не имеем никаких обязательств перед кем бы то ни было. Однако, как только мы честно признаем, что всякий про­дукт нашего труда требует особого акта Б-жественного Провидения, мы не сможем больше считать себя исклю­чительными владельцами этого продукта и не будем искать оправданий для того, чтобы лишить ближнего его доли благ. Из благодарности Б-гу мы сделаем эти продук­ты доступными для других Его созданий, когда это им потребуется. Итак, когда забота Б-га о каждом будет при­знана всеми, желаемый жизненный уровень будет достиг­нут как естественное следствие того, что все посвятят свои усилия высочайшим принципам морали.

Народы перестанут жить в страхе друг перед другом. Гонка вооружений, являющаяся порождением взаимного страха, прекратится. Люди будут удовлетворены ресурсами собственной территории. Именно такое положение со­ставляет давнишнюю мечту о "мирном сосуществовании".

Всемирное признание Б-жественного Провидения будет благоприятствовать великодушному желанию помогать нуждающимся и слаборазвитым странам. Эта помощь будет оказываться из благодарности Б-гу, а не по страте­гическим или экономическим соображениям. Сегодня народы истощают свои богатства в выматывающей и бес­смысленной гонке вооружений. Когда это прекратится, техника и наука освободятся для развития нищих, забро­шенных регионов земли на благо нуждающихся народов. Эгоистические национальные интересы уступят место международному сотрудничеству в решении насущных жизненно важных проблем экологии.

Краеугольным камнем еврейской веры является вера в то, что Машиах спасет весь мир и сделает его лучше [3] . Когда народы мира возвратятся к осознанию Б-га и мысли о материальных благах не будут больше подстрекать их алчность, наступит мессианская эра. Человечество полно­стью осознает власть и провидческую заботу Б-га. Все народы подчинятся общему мировому правительству, сформированному на основе Б-жественного Всеобщего кодекса гуманности и морали. Международные споры и войны станут излишними и "мечи будут перекованы на орала", как пророчествовали Иешаяу и Миха. Всеобщее стремление любить Б-га приведет к мировой гармонии. Эта мечта станет реальностью, так как все люди будут уважать власть Б-га. Станут реальностью чаяния еврейско­го народа, выраженные в молитвах, которые с такой тоской читали евреи более 2000 лет: "Все творения рук Твоих будут почитать Тебя и все Твои создания склонятся перед Тобой. Они объединятся в братство, чтобы испол­нять волю Твою всем (т.е. двойным) сердцем". В этом - осуществление пророчества Цфании: "Затем Я дал всем народам чистый язык, чтобы все они могли взывать к имени Б-га и служить Ему с общего согласия" (Цфания 3:9).

Общество

Пробужденное осознание власти Б-га окажет глубокое воздействие на все уровни общества. Наше столетие стало свидетелем появления разрастающихся центров народона­селения - больших городов. Техническая инфраструктура жизни современного города позволила значительно повы­сить жизненный уровень среднего рабочего по сравнению с уровнем жизни сельскохозяйственного общества. Однако технический прогресс не означает повышение уровня морали, которого требует здоровое общество. Эстетиче­ский дух, распространяемый средствами массовой инфор­мации и поддерживаемый школьной системой, разрушает врожденное чувство совести у учеников, любовь к Б-гу, страх перед Ним, веру в то, что есть кто-то Высший, не оставляющий ни одного человека, кем бы тот ни был. Наконец, святость жизни, связанная с духовной любовью и уважением к другим людям, совершенно забывается.

Сегодня жители городов подвергаются всякого рода нравственным извращениям в погоне за иллюзорной мечтой материалистического общества. Эти "узаконенные" извращения неизбежно приводят к новым "низостям" в человеческом поведении, включая открытую преступность. Как результат нигилистических тенденций нашего поко­ления все худшие формы насилия оправдываются все более и более "больными" людьми. Учреждения по охране законности и порядка абсолютно не способны справиться с огромными проблемами. Тюрьмы США переполнены. Согласно статистике, только в штате Вирджиния нужно будет в течение десяти лет строить по одной новой тюрь­ме в год, чтобы разместить всех заключенных. А что будет потом?

Лишь когда пробудится этическая, связанная с Б-гом совесть человека, тогда он сможет добровольно оставаться в рамках закона. Более того, становится все яснее, что светское, лишенное ценностей образование, на котором сейчас настаивают в школах, приносит незрелые плоды. Когда работники просвещения делают все возможное, чтобы дезавуировать любую систему ценностей, чтобы их ученики свободно выбирали ценности по своему усмотре­нию, то результатом является полное и всеобщее отрица­ние ценностей.

Осознание заботы Б-га избавит современного человека от чудовищной затраты сил, которая разрушает его фи­зически и опустошает морально. В то же время он изба­вится от алчности, которая не дает ему передышки, ибо "время - деньги". Без доверия и веры в Б-га его финан­совый успех и судьба в целом считаются полностью зави­симыми от собственных усилий и трудов. Именно это чувство одиночества и слабости терзает его постоянными страхами за свое будущее и будущее своей семьи. Помимо ежедневной погони за экономическим благом, он вынуж­ден обеспечивать и будущую безопасность. Но как только человек приобрел доверие к Б-гу, он чувствует, что о нем заботится его Небесный Отец! Его ежедневный труд не будет больше омрачен страхом за будущее, и он найдет довольство в настоящем. Общественная жизнь, также на­правляемая сознанием заботы Б-га, успокаивается и теряет агрессивность и враждебность. Человеческая ценность не будет больше определяться его выгодностью. Общество, движимое эгоистическими материалистическими тенден­циями, всегда пронизано завистью и насилием. В такой среде забастовки и бунты так же, как и революции, были оправданными средствами улучшения жизни простого че­ловека. Однако, если любовь к Б-гу переходит в заботу о Его созданиях, эгоизм уступает место великодушию. Важ­но отметить, что вера в Б-жественное Провидение предпо­лагает нашу твердую веру в то, что Б-г дарует каждому изобилие или бедность для его же блага. В этом смысле мы должны стремиться к тому, чтобы найти счастье и удо­влетворение в том, что нам предназначено. Наша обязан­ность - относиться ко всем людям как к полноправным получателям Б-жественных милостей. Если это в нашей власти, мы обязаны возвысить нуждающегося и восстано­вить его достоинство. Фактически закон Торы гласит, что высший акт милосердия, который мы можем совершить для нуждающегося, - это помочь ему стать финансово независимым [4] .

Испытывая любовь к Б-гу, человечество наполняется новым счастьем, и материалистические стремления и агрессивность теряют свою силу. Самая соблазнительная реклама производителей и продавцов, если таковая все же будет нужна, не сможет больше вызывать досаду, играя на естественном желании человека улучшить свою долю. Стремление к физическим наслаждениям будет переори­ентировано на более возвышенное стремление к истин­ному счастью. Даже сексуальное влечение, которое сегод­ня смело все ограничения, потеряет свою неестественно преувеличенную и необузданную власть над человеком, уступив высокому стремлению к Б-госознанию. Гармо­ничная семейная жизнь, построенная на том, чтобы "отда­вать", станет возможной, когда мужчины, женщины и дети впустят Б-га в свои сердца. Психология не знает более эффективного средства, с помощью которого человек мо­жет избавиться от какого-либо пагубного пристрастия, чем пробуждение в нем другого страстного желания, достав­ляющего большее удовлетворение его натуре. Эта альтер­натива будет особенно благотворной для молодых интел­лектуалов, которые сыты по горло противоестественной материалистической манией нашего времени и ищут более осмысленного счастья.

Счастье материалиста - нечто такое, чего на самом деле никогда нельзя получить, потому что оно недостижи­мо по сути. В крушении своих надежд охваченный стрем­лением к счастью человек ищет ему возможную замену. Он прибегает к наркотикам и фантазиям, чтобы заполнить вакуум бессмысленности, порожденный современной куль­турой. Но как только реалии повседневной жизни смогут дать человеку возможность вкусить любовь Б-га и заботу о себе, то его физические и духовные потребности пол­ностью удовлетворятся, ему больше не понадобится при­бегать к культурным анестезирующим средствам, которые разрушают душу и тело.

Благодарность Б-гу будет особенно способствовать пре­одолению барьеров эгоизма и расизма нашей материали­стической эпохи. Из благодарности к Б-гу у человека по­явится потребность поделиться с другими созданиями Б-га, чтобы и они вкусили от Его даров. В эпоху материализма человеческий ум и знания были подчинены эгоизму чело­века и желанию уничтожить его "конкурентов". В месси­анский период Б-госознания духовные силы человека смо­гут развиваться на благо всех независимо от расы и нацио­нальности.

Поэтому человеку, чтобы освободиться от разруша­ющих пороков нашего времени, необходима полная ду­ховная трансформация. Если человек хочет избавиться от возрастающей опасности духовного и физического краха, он должен не бежать от Б-га, а обратиться к Нему, искать и узнать Его.

Этот поиск Б-га - суть человеческого существа, не захлебнувшегося в быстром течении нашего материа­листического времени.

Пророки Израиля предсказывали, что еврейский народ сыграет ключевую роль в возвращении человечества к осознанию Б-га. Поэтому мы должны вернуться к истории изгнанного еврейского народа, к его вековому стремлению в Сион, к феномену современного еврейского государства в библейской Земле Израиля и его роли в последнем действии драмы мировой истории.

 


[1] Минеральные ресурсы мирового океана, Иерусалимская программа научных переводов, 1971

[2] Для сравнения и практического подтверждения этих предположений с секулярной точки зрения мы отсылаем читателя к книге Алвина Тоффлера "Третья волна" (Н.-Й., 1980, на англ. яз.). Здесь автор обсуждает деурбанизацию; возможности увеличения числа рабочих высокой квалификации: занятых дома, успешного возвращения к земле, используя биогазовые исследования, дешевые удобрения, потребление которых растениями контролируется, вновь выведенные сельскохозяйственные культуры; повторную переработку промышленных отходов. См. также Уэнделл Берри, Выбитая из колеи Америка - Культура и сельское хозяйство, Эйвон Букс, 1978 (на англ. яз.)

[3] Рамбам, Законы царей 11:1-2, см. Приложение, с.

[4] Шулхан Арух, Йоре Деа 249:6; Кицур Шулхан Арух, Законы милосердия 2

 

Издательство Швут Ами. Публикуется с разрешения издателя.


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»