Из цикла «Наш наследный удел», темы: Конец времен, География ТаНаХа, Изгнание, Эрец Исраэль, Еврейская история, Диаспора, Давид Россоф, Мальбим, Геула
После прихода Машиаха границы Эрец Исраэль претерпят кардинальные изменения. По мере распространения по всему миру монотеизма и нравственных норм Торы, расширятся также реальные и духовные пределы Святой Эемли. В Пятикнижии, книгах Пророков и различных талмудических источниках о конкретных деталях предстоящих изменений и об окончательных границах страны говорится лишь намеками.
Множество дискуссий ведется вокруг стиха Писания, в котором говорится о прошлом еврейского народа и предсказывается его будущее. «Смотри, Я дал вам землю эту. Идите и наследуйте землю, о которой клялся Б-г отцам нашим… датьим и потомству их после них» (Дварим 1:8). Каждая часть этой фразы описывает один из периодов заселения Эрец Исраэль. «Идите и наследуйте землю» — Всевышний приказал евреям завладеть землей, не применяя оружия. Если бы они положились на свое чувство любви и преданности Б-гу, то вступили бы в Святую Землю, не встретив никакого сопротивления. Но они поверили клевете разведчиков и упустили эту возможность. Далее в стихе говорится: «…дать (ее) им.» Здесь речь идет о евреях, вышедших из Египта, «…и потомству их» — переселенцам второй волны, вернувшимся из вавилонского плена. И, наконец, «…после них», — т.е. в эпоху Машиаха.
В книге Ехезкеля (главы 47-48) содержится описание эпохи Машиаха. Пророк определяет границы и для каждого из двенадцати колен выделяет соответствующий участок земли. Он делит страну на тринадцать протянувшихся с запада на восток одинаковых полос шириной 85 км. Надел, проходящий через Иерусалим, находится между землями колен номер семь и восемь и принадлежит коэнам и левитам (см. карту 5).
Такое строго пропорциональное размежевание территории между коленами — от Дана на севере до Гада на Юге (расстояние в 960 км) — существенно отличается от первоначального раздела Эрец Исраэль. Во-первых, Иеошуа выделял землю не произвольно и единообразно, а по указанию Всевышнего. И, во-вторых, размер каждого надела соответствовал численноети колена. Ехезкель же делит землю между коленами вне зависимости от их численности.
Любопытно, что границы страны в эпоху Машиаха, установленные Ехезкелем, полностью повторяют очертания границ, описанных в том отрывке Торы (Бемидбар 34:3-12), где говорится о земле, предназначенной для вышедшего из Египта народа. Однако будущее еврейское государство включит в себя территорию не семи, а десяти народов, то есть увеличится в площади. Как же предстоящее увеличение территории отражено в пророчестве Ехезкеля? И почему разные по численности колена получают одинаковые наделы? Может показаться, что такое решение принято в «наказание» более многочисленным коленам; ведь в некоторых из них в два раза больше людей, чем в других; значит, большие колена получат вполовину меньшие наделы? Где сейчас исчезнувшие колена? Как мы их узнаем? Как они смогут осуществить свое право на землю?
Известный мудрец и цадик (праведник) Мальбим, живший в девятнадцатом веке, тщательно изучив текст Торы, отвечает на эти вопросы следующим образом: из слов Ехезкеля очевидно, что территория Эрец Исраэль значительно расширится. На севере она протянется до горы Гилеад и захватит Арам, некогда завоеванный царем Давидом; на востоке включит Трансиорданию, а на юге — Синайскую пустыню. В итоге площадь государства Машиаха намного превысит размеры обоих древних царств.
Опираясь на слова, произнесенные Ехезкелем во время пророческого откровения, Мальбим заключает, что наделы, выделенные для каждого из колен, имеют гибкие границы, и эти границы могут меняться в зависимости от численности населения. При этом важное значение имеет фраза: «Это восточное направление» (Ехезкель 28:18). Мальбим поясняет, что хотя ширина всех полос действительно одинакова, они разнятся длиной: каждый надел может простираться все дальше и дальше за Иордан в соответствии с ростом численности каждого колена. Кроме того, необъятные просторы Аравийской пустыни к югу и востоку от Эрец Исраэль превратятся в плодородные угодья с пышной растительностью, как сказано: «Ибо Б-г утешит Цион. Он утешит все развалины его. Он сделает пустыню его похожей на Эден, и степь похожей на садАшема…» (Иешаяу 51:3).
В конечном итоге, продолжает Мальбим, само пророчество Ехезкеля является поручительством Б-га в том, что колена израилевы не исчезнут навсегда в долгой ночи изгнания, и что в эпоху Машиаха Он найдет их и вернет в Эрец Исраэль, чтобы они могли востребовать свое наследие. Более того, заключает мудрец, эти десять исчезнувших колен станут более многочисленными, чем до изгнания.
Мидраш спрашивает: почему в Писании слово песнь употребляется в женском роде (шира — с женским окончанием «а»), а в Песне будущего (Теилим 96:1 и Иешаяу 26:1) — в мужском роде (шир без окончания «а»)? Эти два написания символизируют мужское и женское начала. Сущность женщины циклична и подчиняется лунному ритму. После того как женщина забеременеет, выносит ребенка и родит, она может зачать снова. Таким образом, цикл повторяется. Так же циклично повторяются события в истории Израиля — от изгнания к избавлению, а затем — снова к изгнанию. Однако с приходом Машиаха избавление будет окончательным. Никогда больше Земля не изрыгнет евреев, и они не рассеются снова среди народов. Это прекращение исторической цикличности и отражено в переходе от женской формы к мужской.
В другом мидраше приводятся слова рабби Леви, что «в будущем Иерусалим станет как Эрец Исраэль, а Эрец Исраэль — как весь мир». Речь идет о том, что на определенном этапе земля десяти народов, обещанная когда-то Аврааму, расширится и охватит весь мир. В переносном смысле это означает, что со временем все народы признают Единство Б-га, и Его власть распространится на всю планету. Поскольку главная и единственная цель Израиля — нести другим народам весть о единстве и вечности Б-га, то с каждым новым успехом Израиль будет как бы овладевать новой «территорией». Эпоха Машиаха является, как известно, эпохой всемирного согласия, гармонии и приближения к Б-гу. Духовное влияние Израиля распространится на всю планету. «Б-г станет Царем на всей земле. В тот день будет Б-г Един и Имя Его будет Едино» (Зехария 14:9),
Но если известно, что границы Израиля расширятся именно таким образом, то почему Тора не говорит об этом конкретно? Потому, что расширение границ представляет собой очередной этап на пути к высшей справедливости; Тора лишь подводит нас к началу этой совершенно новой главы в истории человечества. Известно, что Тора только намекает на существование мира грядущего, не рассказывая о нем. Действительность этого этапа истории невозможно описать словами, и разум не в состоянии ее постичь, поскольку она определяется незнакомыми нам категориями. А воображение чересчур обманчиво и может привести к неправильным представлениям. Вот почему Тора воздерживается даже от упоминаний обо всем, что связано с Миром Грядущим, включая и последние этапы Мессианской Эры, когда произойдет окончательное преобразование творения. Сначала Машиах покорит три оставшихся народа, земли которых были обещаны Аврааму. Затем вернутся исчезнувшие колена и установятся границы, предсказанные Ехезкелем. И, наконец, произойдет то, что нам трудно представить себе: зло будет окончательно уничтожено, и на земле воцарится праведность. Вот какова суть предсказания того, что влияние Израиля распространится на всю планету и что Земля превратится в Эрец Хаим (Землю Жизни).
Во время пасхального седера в одном из домов Иерусалима кто-то спросил известного каббалиста рабби Ашера Зелига Марголиота, почему мы до сих пор говорим: «В этом году мы здесь, в следующем году да будем мы в стране Израиля»; ведь мы уже сейчас живем в Израиле. Может, исключить эти слова из Агады? «Хотя мы живем на территории Израиля, — улыбнувшись, начал объяснять рабби, — наше изгнание еще не закончилось. Избавление — это не просто физическая реальность; оно включает в себя также психологический и духовный аспекты. Кроме того, никакой еврей не может чувствовать себя спасенным, пока хоть один из его братьев остается в оковах изгнания. Иерусалим, о котором говорит Агада, вовсе не похож на теперешний многолюдный и бестолковый город, а Эрец Исраэль нельзя отождествлять с ныне существующим политическим государством, зачастую порождающим раздоры между евреями. Нет, Избавление еще не наступило. Конечно, лучше жить здесь, чем в хуц лаарец, но давайте дождемся прихода Машиаха в Иерусалим, чтобы вместе вспахать землю освобожденного Израиля. Настанет день, когда мы сможем свободно и радостно провести пасхальный седер, когда все евреи соберутся здесь и востребуют свое наследие в вечной Эрец Исраэль».
Будущие границы (Ехезк. 48-49). По комментариям Раши и Мальбима.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»