Из цикла «Наш наследный удел», темы: Праздники, Изгнание, Новомесячье, Еврейский календарь, Еврейская история, Диаспора, Давид Россоф
За 420 лет существования Второго Храма Израиль находился под властью четырех разных империй. Первые 34 года после потери независимости Эрец Исраэль входила в состав Персии. Затем — 180 лет владычества греков (империя Птолемеев, а затем империя Селевкидов), которое было прервано восстанием Макавеев. На протяжении десятилетий греческие правители всячески пытались искоренить еврейские традиции, и когда Антиохус IV окончательно за претил соблюдать Шабат, делать обрезание и освящать новомесячье, чаша народного терпения переполнилась: горстка храбрецов начала освободительную войну. По воле Творца греки потерпели сокрушительное поражение. После этого в еврейском календаре появился еще один праздник — Ханука: восемь дней мы благодарим Всевышнего за чудеса, которые Он явил во время кровопролитной борьбы с чужеземцами. Последние сто три года Израилем правила династия Ирода, пока римляне, оккупировавшие страну, не разрушили в 69 г н.э. Святой Храм.
Последовало изгнание. Евреи рассеялись по всему миру, с каждым поколением все больше отдаляясь от своей родины. Через несколько столетий Иерусалим стал для них легендой, а возвращение в Эрец Исраэль превратилось в недостижимую мечту. Храмовая гора на пять с лишним веков пришла в запустение, пока мусульманские правители не провозгласили ее своей святыней.
Независимый еврейский народ на своей земле, с собственным царем? Святой Храм, который все царства считали духовным центром мира? Полноте, да было ли это когда-нибудь? И даже если было, сможет ли вернуться вновь? Изгнание грозило евреям полным уничтожением. Но рассеяная по свету нация не сдавалась и даже, временами, процветала. Чувство национальной общности не покидало наших отцов на протяжении всех скитаний, сопровождавшихся гонениями, погромами и убийствами. Сохранив свое единство, еврейский народ остался верен Б-гу, Торе и исполнению мицвот.
В странах рассеяния еврейская мысль достигла своего расцвета в деле систематизации Устного Закона. Вначале появились Мишна и Талмуд, затем фундаментальный труд Рамбама Мишнэ Тора. Раши написал свои знаменитые комментарии на Пятикнижие и Талмуд. Начали распространяться кабалистические объяснения Торы. В те же «мрачные» времена составлен Шульхан Арух и другие своды законов.
Хотя евреев отделяли от родины гигантские пространства и века галута, в их сердцах продолжала жить мечта об Эрец Исраэль. Рабаним установили траурные посты в дни, напоминающие о разрушении Храма и потере Земли. На каждой свадьбе жених разбивает бокал в знак того, что наша радость остается неполной, пока не восстановлен Храм. В каждом еврейском доме часть стены недокрашена, ибо ни один дом не может считаться законченым, пока обитель Б-га лежит в развалинах. И каждый день евреи молятся о возвращении в Иерусалим — вечный город Храма и Санхедрина, центр будущего Царства Машиаха.
Мудрецы установили еще одно напоминание евреям Диаспоры о том, что, несмотря на весь возможный комфорт и достаток, они являются чужаками, изгнанными со своей родины. За пределами Эрец Исраэль они соблюдают дополнительный день праздников Песах, Шавуот и Суккот.
Празднование одного или двух дней зависело не от святости того или иного места, а от его близости к Иерусалиму, где по свидельству двух человек, видевших молодую луну, устанавливали дату новомесячия. Эту процедуру проводили, не пользуясь астрономическими расчетами, которые уже в те времена были достаточно точны. Тора учит, что человек выше времени, и, освящая новый месяц, Санхедрин демонстрировал власть евреев над законами природы. Если было пасмурно, и облака заволакивали небо, отсчет начинался лишь на следующий день. Первого числа объявлялись также даты праздников, выпадавших на этот месяц. Во все края, где жили евреи, направлялись специальные гонцы, чтобы сообщить им эти сведения. Но из-за больших расстояний до некоторых общин посланник добирался уже после наступления праздника. Поэтому там производили астрономический расчет самого раннего момента появления луны, прибавляли еще один день и таким образом определяли наступление праздника. Один из двух дней обязательно являлся тем самым праздником, который установили в Иерусалиме.
Помимо Рош Ашана, который выпадал на новомесячье, другим праздником, отмечавшимся очень многими людьми в течение двух дней, был Суккот. Гонцы не могли передвигаться в Рош Ашана, Йом Кипур и Шабат. Поэтому дату начала месяца тишри своевременно могли узнать только те общины, которые находились на расстоянии десятидневного пути от Иерусалима. Исходя из того, что человек может пройти пешком в среднем 32 мили в день, вокруг Иерусалима была установлена зона с радиусом 300 миль: в ее пределах Суккот праздновался один день. Эта территория охватывала верхнюю Сурию, а на юге доходила до северовосточного Египта, включая нынешний Каир.
После разрушения Второго Храма мудрецы ввели календарь, составленный на основе астрономических вычислений, поскольку на прежнюю систему свидетелей и гонцов уже нельзя было полагаться по причинам безопасности. Но, несмотря на то, что соблюдение двух праздничных дней теоретически потеряло смысл, рабаним, тем не менее, его не отменили. Во-первых, евреи продолжали находиться в изгнании и им надлежало следовать древним установлениям своих предков. И, во-вторых, дополнительный праздничный день не позволял забыть, что на самом деле установление календаря зависит от пребывания евреев в Земле Израиля. Он, еврей, выше времени. Находясь в Иерусалиме — месте пребывания Шехины, он получает силу и способность определять календарь.
Хотя Рамбам считал, что праздник можно отмечать один день только на территории, освященной Эзрой, остальные авторитеты распространяют данный закон на все земли, занятые Иеошуа. В эти границы входит и территория современного Израиля. В районах хуц лаарец, находящихся в пределах десятидневной зоны пешего пути от Иерусалима, сегодня, как правило, соблюдают два дня праздника.
Законы соблюдения праздников для людей, временно пребывающих в Израиле
1. Человек, находящийся в Израиле временно, должен соблюдать два дня праздника, так как его дом в хуц лаарец.
2. Если нет возможности собрать миньян из гостей, то тот, кто приехал в Израиль на время, должен читать молитвы второго праздничного дня индивидуально.
3. Гостя можно вызывать к Торе в отмечаемый им второй день праздника, который для остальных молящихся — жителей Израиля — является первым днем холь амоэд, хотя ему надо слушать совсем другой отрывок.
4. Если гость решил остаться в Израиле насовсем, он соблюдает один праздничный день. Об изменении своего статуса он должен посоветоваться с равом.
Но даже в долгую темную ночь изгнания надежда на возвращение никогда не покидала еврейских сердец. Ощущение четкой национальной принадлежности оставалось с ними на протяжении всех странствий по чужим землям, странствий, отмеченных изгнаниями, погромами, массовыми истреблениеми. Еврейский народ как община хранил верность Б-гу, Торе, обязательствам религиозного закона. И все-таки время и насилие сыграли свою роль. Утомительное напряжение непрекращающейся угрозы привело к тому, что евреи начали искать в материализме средство обретения комфорта и стабильности. Мечта об Израиле, Иерусалиме, Святом Храме, Машиахе начала меркнуть в их душах. Место четкого образа занял мираж. И все же искры остались. Осталось глубокое внутреннее чувство связи с еврейством, с его благородной историей. И оно, это чувство, продолжает гореть страстным подсознательным желанием совершенства… мира… Машиаха, да не замедлит он появиться.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Моше Лебель
Законы зажигания субботних свечей
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Законы, связанные с работой зажигания и тушения огня.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Бенцион Зильбер
Где, когда и почему зажигать ханукальные свечи?
Рав Исроэль-Меир Лау
Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...
Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»
Субботнее наслаждение прямо связано со светом в доме. Это — одна из причин, по которой перед наступлением шаббата зажигают свечи.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Приготовление еды в Йом-Тов
Рав Лейб Гельфанд
Почему женщина наказывается смертью за нарушение трех вышеупомянутых заповедей именно «при родах»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Чем праздник (йом тов) отличается от субботы?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Уриэль Зильбигер
Раби Иоси бар-Иеуда говорит: два ангела-служителя сопровождают человека, когда в пятницу вечером он возвращается из синагоги домой: один — доброжелатель, другой — осуждающий
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тора предписывает жить в суке семь дней точно так же, как все остальное время человек живет в своем доме.