Из цикла «Наш наследный удел», темы: Конец времен, География ТаНаХа, Народы мира, Земля Израиля, История еврейского народа, Давид Россоф, Змей, Союз с Б-гом, Любовь к Б-гу
Границы Израиля менялись в разные периоды истории. Вначале это была территория, обещанная Аврааму. Ее границы можно считать теоретическими. Затем говорится о земле, завоеванной Иеошуа, и, наконец, речь идет о стране, которой Эзра и его соратники после возвращения из Вавилонского плена вернули название Израиль.В соответствии с еврейским законом каждая из этих территорий имеет свое собственное значение и отдельный статус.
«В тот день заключил Ашем с Авраамом союз, сказав: потомству твоему Я отдал землю эту, от реки Египетской до реки Ефрат» (Берешит 15:18). Хотя здесь упоминаются только две границы — северная и южная, они охватывают большую территорию по срав63
нению с другими описаниями Эрец Исраэль в Торе. В нее входят полоса Газы и — по мнению некоторых мудрецов — Заиорданье.
Те же самые границы упоминаются и в книге Шмот (23:31): «И проведу пределы твои от моря Суф до моря филистимлян, и от пустыни до реки». Море Суф — это северный берег Эйлатского залива, а море филистимлян — Средиземное море; под «рекой» подразумевается Ефрат, а пустыня — это Синай (см. карту 1).
Рамбан отмечает, что Б-г трижды заявлял о Своем намерении даровать Аврааму землю, в которой будут жить его потомки. Когда Авраам впервые вступил на Святую Землю, Б-г пообещал ему: «Потомству твоему отдам Я эту Землю» (Берешит 12:7). О границах ничего не было сказано, и владения Авраама были ограничены только той территорией, по которой он странствовал, ибо в те времена только так можно было утвердить свои юридические права на тот или иной участок земли.
Во второй раз Авраам услышал это обещание, когда прошел многочисленные испытания, ожидавшие его в Земле Израиля, и Ашем решил вознаградить его. «Подними глаза твои и посмотри с места, на котором ты стоишь, к северу и к югу, и к востоку, и к западу. Всю землю, которую ты видишь, дам Я тебе и потомству твоему навеки» (Берешит 13:14). Согласно мнению Мальбима, Ашем дал Аврааму всю территорию в пределах абсолютных и объективных границ Эрец Исраэль. Авраам окинул ее своим духовным взором, способным различать места, где святость Израиля переходила в заурядность хуц лаарец. С того самого момента Эрец Исраэль стала проявлять присущую ей святость.
В третий раз Б-г определил границы Земли Израиля и указал те десять народов, которые занимали ее в то время. При этом Он укрепил свой завет с Авраамом, заверив его, что никакие грехи не лишат его потомство права на эту землю. Это обещание было отмечено Заветом Обрезания. Отныне Эрец Исраэль становится «вечной собственностью» потомков Авраама. Даже если в будущем они будут высланы из этой земли, то все равно со временем вернутся и вступят во владение ею.
В этот момент вступило в силу особое Провидение Всевышнего по отношению к Стране Израиля и Аврааму. Свое обещание Создатель завершил следующими словами: «И буду им Б-гом» (Берешит 17:8). Тем самым Он как бы сказал: «Только Я буду править тобой и этой Землей (когда твои потомки унаследуют ее), и никакие посредники — звезды, созвездия или другие небесные силы — не будут иметь на вас никакого влияния».
Раши, цитируя мидраш, сообщает: хотя Б-г обещал, что потомки Авраама унаследуют территорию, занятую десятью народами, фактически были покорены только семь из них: ханаанцы, хетейцы, перизиты, амориты, иевуситы, гиргашиты и рефаимы. Земли, принадлежащие трем другим народам — кенитам, кинизитам и кадмонитам, — перейдут во владение детей Авраама только в будущем, когда приход Машиаха принесет всем народам гармонию, открытые границы и истинный мир. Поэтому, когда мы читаем в Писании о «семи» народах, населявших Эрец Исраэль, речь идет лишь о тех, которые были покорены Иеошуа и с которыми Моше велел начать войну.
Хотя Ашем обещал Аврааму, что Эрец Исраэль объединит земли, принадлежащие всем десяти народам, и что для этого потребуется их насильственное покорение, данное пророчество может целиком исполниться только в эпоху Машиаха.
Каждый из этих десяти народов воплощал в себе одну из высших сил нечистоты. Эти силы можно расставить в иерархическом порядке. Народы, представлявшие шесть низших сил, Иеошуа покорил военным путем, седьмой народ эмигрировал и ассимилировался. В то время еврейский народ еще не достиг такого уровня духовной чистоты, чтобы быть в состоянии одолеть все десять сил нечистоты. Грех золотого тельца ослабил его, и мы до сих пор ощущаем последствия этого падения. Лишь в эпоху Машиаха, когда все народы полностью реализуют свой духовный потенциал, эта работа будет завершена. И тогда, спустя четыре тысячи лет, осуществится, наконец, пророчество, данное Б-гом Аврааму.
Одним из шести покоренных Иеошуа народов были хивиты. Однако Авраам не получал никаких обещаний относительно народа, носящего такое название. Загадочный псевдоним содержит глубокий смысл. По-арамейски хиви означает «змея»; название народа намекает на змея, соблазнившего Адама и Хаву. В соответствии с еврейской традицией это существо является архетипом зла и коварства. Все прошлое и будущее зло в любом его проявлении — скрытом или откровенно грубом — ведет свое начало от этого гнусного змея. Гиргашиты/хивиты фактически не были покорены, а сумели бежать и впоследствии смешались с другими народами, которым передались и их пороки.
Как уже говорилось, десять безнравственных языческих народов, занимавших территорию Эрец Исраэль, олицетворяли десять аспектов зла, которые можно подавить лишь равной им силой святости. Речь идет о духовной чистоте, которой народ Израиля сумеет достигнуть лишь в эпоху Машиаха. Сами имена этих народов дают нам ключ к разгадке будущих событий, вследствие которых планета очистится от порока. Змеиные силы зла будут вытеснены (гиргаш) и сметены.
После этого наступит эра залечивания ран (рефуа), которая завершится Б-жественным Откровением — открытием Лица Превечного (кадмони). В результате всех этих событий мир превратится в Райский сад, но на этот раз в нем не будет змея (хиви).
Б-г прямо говорит нам, что расширение границ занимаемой нами земли зависит от нашей готовности служить Ему и выполнять законы Торы, как сказано: «А когда расширит Ашем, Б-г твой, пределы твои, как поклялся Он отцам твоим… будешь соблюдать все эти заповеди… любить Ашема, Б-га твоего, и ходить путями его…» (Дварим 19:8). Б-г решил, что евреи, жившие в эпоху Иеошуа, достойны получить земли семи народов. Территория, заселенная тремя народами, осталась непокоренной из-за совершенных евреями грехов. В будущем, если захочет Всевышний, мы обрежем наши сердца и удалим с них последнюю нечистоту, мешающую нам осуществить волю Ашема. И тогда проявятся истинные, совершенные границы Эрец Исраэль. Так обещал Он патриархам, и в их заслугу это обещание осуществится.
Карта 1: Границы,обещанные праотцам. Включают территории Десяти народов. Сегодня точное расположение этих границ неизвестно. Некоторые авторитеты включают в них весь Синайский полуостров, другие проводят восточную границу по Ефрату до Персидского залива.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»