Из цикла «Наш наследный удел», темы: Человек, Земля Израиля, История, Святость, Давид Россоф, Самосовершенствование
«И поселитесь на земле, которую дал Я отцам вашим; и будете Мне народом, и Я буду вам Б-гом». Ехезкель 36:28
В чисто географическом смысле страна Израиля представляет собой остров, поскольку со всех сторон окружена водой. На востоке ее граница проходит по реке Иордан, на западе она омывается Средиземным морем, на юге протекает река Египетская (Вади Эль Ариш), а ее естественная северная граница — река Ефрат. Рабби Моше Кордоверо, живший в Цфате в XVI веке, объяснял, что эти естественные водные рубежи напоминают о первом важном шаге, который необходимо совершить каждому, кто приезжает в Святую Землю. Вся земля за пределами Эрец Исраэль — это нечистая среда, оставляющая свой след как на людях, так и на окружающих их предметах. Прежде чем вступить в Эрец Исраэль, человек должен удалить с себя нечистоту; для этого он погружается в микву — естественный водный бассейн. Таким образом, водные границы Эрец Исраэль служат естественным миквами, которые помогают совершить переход из состояния нечистоты в состояние цельности и святости.
Мукачевский ребе Хаим Элазар Шапиро приехал в Святую Землю в 1930 году. Рабби и его спутники сошли с корабля в Египте и из Каира отправились на поезде в Яффо.Но прежде чем сесть в поезд, ребе, следуя совету великого рава Моше Кордоверо, посетил микву.
Даже тот, кому не довелось окунуться в один из водных бассейнов, окружающих Эрец Исраэль, должен, по крайней мере, переправиться с одного берега на другой. Рассказывают, что рабби Зейра, один из ведущих знатоков Торы в Вавилоне, решил переселиться в Эрец Исраэль. Когда он добрался до границ Святой Земли, он узнал, что переправиться через Иордан можно либо по шаткому узкому мостику, держась за протянутую веревку, либо подождав перевозчика. Рабби Зейра, не теряя ни секунды, перебежал на другой берег. Один саддукей (последователь секты, отрицавшей Устную Тору), наблюдая за этой опасной переправой, саркастически заметил: «Вы всегда действовали поспешно и опрометчиво, еще когда стояли у горы Синай и, позволив своим устам опередить ваши уши, заявили: сделаем (то, что требует от нас Тора) до того, как услышим (что это значит) (Шмот 24:7). Чего ради ты рискуешь жизнью?»
Однако в поведении рабби Зейры не было никакого безрассудства. Просто он боялся, что у него не хватит заслуг перед Всевышним, чтобы удостоиться войти в Святую Землю. Уж если Моше и Аарон, святейшие из святейших, умерли, не дойдя до Эрец Исраэль, то ему тем более не стоило откладывать свой переход через реку до прибытия перевозчика. Ведь он тоже мог умереть (сохрани его Б-г) и навсегда остаться на этом берегу. А саддукею-насмешнику рабби Зейра ответил так: «Известно, что Моше и Аарону не хватило заслуг, чтобы войти в Эрец Исраэль. Можем ли мы считать себя достойнее их?»
Рамбан обращает внимание на то, что, войдя в Эрец Исраэль, Яаков велел «дому своему и всем, которые с ним: устраните чужих богов из среды вашей, очиститесь и перемените ваши одежды» (Берешит 35:2). Слова Яакова имеют как буквальный, так и метафорический смысл. Под выражением «чужие боги» подразумеваются все предметы личного пользования, принесенные с собой и используемые для поклонения как по «идейным» соображениям, так и из сентиментальных побуждений. Кроме того, речь идет о том, чтобы полностью отказаться от любых сомнений в абсолютном совершенстве Ашема и Его Провидения. Эти сомнения тоже можно считать «чужими богами», ибо они побуждают человека думать, что жизнью людей управляют и другие могущественные силы помимо Ашема. Понятно, почему у спутников Яакова мог быть такой взгляд на мир: они жили за пределами Земли Израиля, и Б-г управлял ими через ангелов-посредников; поэтому Его направляющая рука и Его единство не всегда выглядели для них очевидными. Однако теперь, при вступлении в Землю Израиля, которая непосредственно связана с Ашемом, даже такие «естественные» сомнения были совершенно недопустимы. Яаков настаивал на том, чтобы его спутники отбросили старый образ мышления и прежнюю манеру поведения и начали новую, абсолютно чистую жизнь на Святой Земле. Первым шагом в таком процессе очищения является устранение «чужих богов», т.е. очевидной грубой нечистоты. После этого должна начаться более тонкая и деликатная работа по очищению «покровов» души. Такое очищение души и тела необходимо каждому человеку перед вступлением в Эрец Исраэль.
Духовное очищение должно проявиться даже на физическом уровне. Сказано в Писании: «Вот почему Иеошуа сделал обрезание мужчинам сразу после вступления в Эрец Исраэль» (Иеошуа 5:4). Иеошуа, — объясняет мидраш, — принялся увещевать народ: «Неужели вы думаете, что сможете войти в землю необрезанными? Вспомните, что Б-г сказал Аврааму: “Я дал тебе и потомству твоему эту Землю”, но при условии, “что вы будете хранить Мой завет (обрезания)” (Берешит 17:8-9).»
Концепция обрезания относится и к человеческому сердцу: чтобы сердце лучше восприняло правду, надо удалить с него коросту самодовольства и безразличия. Один из комментаторов мидраша заключает, что всякий, кто собирается поселиться на Святой Земле, должен вначале освободить свое сердце от коросты бездуховности и раскрыть его для служения Всевышнему. Совершив эту работу, человек поднимается на более высокий духовный уровень, который проявляется в добрых делах, самоотверженном изучении Торы, в гармонии семейной жизни.
Когда мы называем Израиль центром вселенной, в нашем воображении возникает цепь образов. Планета — это глаз, а Иерусалим — его зрачок, туннель, который соединяет внешний мир с миром внутренним. Океаны напоминают стекловидное тело, окружающее элементы глаза, а радужная оболочка — все земное пространство за пределами Израиля. Тонкая цветная полоска, соединяющая кружок с радужной оболочкой, — это Эрец Исраэль. И, наконец, главный элемент глаза — его зрительный нерв — можно представить себе в образе Святая Святых, открывающего путь к высшим мирам.
Маарал из Праги пишет: если вообразить мир в виде серии концентрических кругов, в центре которых находится Эрец Исраэль, то такая картина лучше всего будет отражать название Эрец Хаим. Хаим — это жизнь, т.е. прямая противоположность смерти. Этим словом называется все вечное и непреходящее. Сутью, душой каждого предмета и каждого существа является искра хаим. Все, что окружает это ядро, носит поверхностный, а, значит, временный характер, и, следовательно, обречено на умирание. Суть идеи, заложенной в слове хаим, — продолжает Маарал, — можно объяснить на примере ступицы в колесе, которая, в отличие от спиц, не выступает наружу. Лишь чистый дух и абсолютная правда бессмертны; все случайное, материальное со временем умирает. Таким образом, Израиль, будучи страной святости и духовных ценностей, как раз и является внутренним центром идеи хаим.
Эрец Исраэль можно сравнить и с сердцем — главным органом человеческого тела. Подобно тому, как сердце поддерживает кровообращение в организме (и снабжает кровью все его органы), Эрец Исраэль выполняет аналогичную функцию, распространяя среди народов истины Торы. Особенно убедительно это проявлялось в период Первого Храма, когда ведущая роль Израиля в мире была неоспоримой. Например, во время праздника Суккот в Храме приносили в жертву семьдесят быков по числу народов земли, чтобы каждый из них удостоился Б-жественного благоволения и поддержки. А от совершаемых на Храмовом жертвеннике возлияний воды зависели водные ресурсы как самой Эрец Исраэль, так и всего остального мира.
Земля Израиля оставалась «сердцем» планеты вплоть до разрушения Храма. В наказание за совершенные грехи Б-г лишил нас права жить под Его защитой и удалил Свое Присутствие из Страны Израиля. В результате мы перестали ощущать ее святость. «Сердце» ослабло, и «органы» стали хиреть. Важнейший источник питания оказался утраченным, и сразу же исчезла гармония и порядок в мире. «Тело» стало экономнее расходовать свои ресурсы; теперь уже «сердце» черпает питательные вещества из запасов других «органов». В наше время Эрец Исраэль получает необходимые ей ресурсы извне. «Тело» голодает и, как во время поста, чувствует слабость и вялость. Однако все его «органы» знают, что их существование, в конечном счете, зависит от жизнедеятельности сердца и поэтому поддерживают его кровью и жирами из собственных запасов.
Для описания Эрец Исраэль традиция использует образ человека, прилегшего на землю отдохнуть. Хотя страна Израиля совсем не напоминает человека своими очертаниями, это сравнение наглядно отражает процессы Творения. Адам был микрокосмом вселенной. Б-г создал его тело из «праха земли», взятого в том самом месте, где позже поставили жертвенник Иерусалимского Храма. На этом месте люди искупали свои грехи: принесенное в жертву животное сохраняло человеческую жизнь. Когда Тора говорит, что «Его народ будет искуплен через его землю» (Дварим 32:27), имеется в виду тот самый прах, взятый на месте жертвенника и использованный для сотворения основателя человеческого рода. Этот прах и доныне присутствует во плоти каждого смертного (ибо все люди — потомки Адама), накрепко привязывая его к месту рождения человечества — Храмовой горе. Это означает, что путь к искуплению открыт для каждого человека.
Как упоминалось ранее, Эрец Исраэль представляет собой квинтэссенцию вселенной. Лучшая часть этой земли была использована Всевышним для создания первого человека — Адама. После того как Создатель вдохнул в материальное тело Свою Б-жественную душу, человек занял особое место среди всех живых существ, ибо он был создан «по образу Б-га». Б-г возвысил человека, назначив его Своим представителем в нижних мирах. Утверждая, что очертания Святой Земли напоминают человека, традиция подчеркивает уникальную связь между Эрец Исраэль и Адамом.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.
Рав Бенцион Зильбер
Одна из основных тем нашей недельной главы — «Жизнь Сары» — уважение к умершим
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.