Темы: Ки тиса, Оцарот, Изучение Торы, Долг
«Не уйдет из шатра» (33:11). Следующую притчу рассказал рав И. Ш. Элияшев, и в ней содержится важный урок, касающийся изучения Торы.
В одном местечке жил богатый еврей, но деньги не приносили ему пользы во всем, что связано с разумом и мышлением. Этот господин слыл не особенно умным человеком.
Однажды к нему подошел один из его соседей и попросил большую сумму денег в долг — 5000 рублей. Богач, известный своим добрым сердцем, все никак не решался, согласиться ли ему на такую просьбу… ведь речь шла все-таки об очень крупной сумме.
Он посоветовался с друзьями, а они сказали ему: если долг будет оформлен через государственный вексель, и обратная выплата будет гарантирована, то можно одолжить деньги. Так он и поступил.
И как только проситель приготовил вексель, богач выдал ему необходимую сумму на три месяца.
Прошло два месяца, должник приходит, а в руках у него половина суммы — 2500 рублей. Он говорит своему кредитору, что более не нуждается в этих деньгах и поэтому решил вернуть их. Но поскольку взял он 5000 рублей, то просит вернуть ему половину векселя, а вторую половину пока что оставить себе — до возвращения остальной суммы.
Кредитор, блеснув своим глубоким «умом», согласился на такое предложение. Он порвал вексель и отдал половину должнику.
Прошла еще неделя, и должник вновь приходит к дому богача, говоря: «Я посчитал и пришел к выводу, что все-таки нуждаюсь в тех 2500 рублей, которые вернул на той неделе. Ведь изначально деньги были одолжены мне на три месяца, и до срока выплаты остаются еще три недели. Поэтому я прошу Вас снова дать мне ту сумму, а когда срок истечет, я верну все вместе. И для надежности я передам сейчас свою половину векселя, которую Вы можете прибавить к Вашей половине».
Кредитор, который, мягко говоря, был не очень сообразительным, согласился. Легко представить, что произошло, когда настало время возвращения долга. Кредитор предъявил перед должником порванный вексель, желая получить назад свои деньги…
Каждый, кто слышит эту притчу, смеется.
Но именно это происходит с тем, кто изучает Тору и прерывается посреди учебы. Его знания превращаются в обрывки!
И как кредитор не может использовать порванный вексель, так и от «порванной» учебы остается лишь немногое. Человек, который изучает Тору и находит удовлетворение от нее, удостаивается того, что все заботы нашего мира отходят от него. В нашей святой Торе есть все ингредиенты счастья для человека, и кто погружен в нее, тот уже не выходит из ее «шатра».
В дом к гаону раву Хаиму Каневскому вошел еврей и сказал, что он живет в Гибралтаре. Его дом находился на маленьком островке возле северного края Гибралтарского пролива рядом с Испанией.
Услышав об этом, рав стал интересоваться подробностями того, что происходит в этих местах. Он попросил рассказать, сколько там живет евреев, и кто их местный раввин.
Родные спросили рава Каневского, почему он так сильно этим интересуется, на что он ответил с недоумением: «А вы разве не знаете, что в Алахе от этого места зависит определение Средиземного моря? Я хотел получить как можно больше информации о нем — возможно, это поможет мне лучше понять сказанное в Шулхан Арух».
Не прошло и нескольких минут, как в дом к раву Каневскому вошел еще один еврей. Он проживал на одной из улиц рядом с улицей Рашбама, на которой жил сам рав. Вопрос посетителя касался чего-то, что имело непосредственную связь с этой улицей. И рав ответил, что поскольку даже не представляет, где эта улица находится, то не в силах ответить на вопрос.
«Но ведь она расположена как раз рядом с улицей Рашбама, — удивился посетитель, — Как возможно такое, что Вы не знаете ее?» Однако, никакое удивление не помогло — рав и вправду не знал об этой улице.
Можно сказать, в этом и состоял его «подход»! Тот, кто погружен в Тору и хочет разбираться в островах Гибралтара, упомянутого в книгах по Алахе, иногда может совсем не разбираться в названии улиц рядом с местом его жительства!
Однажды в дом к раву Каневскому зашел известный директор по фамилии Райхман. Он привык к тому, что всюду, где он появлялся, его встречали с большим почтением. И когда раву сказали, что пришел господин Райхман, он спросил: «Это не тот, кто издал Хидушей Рамбан к трактату Хулин?…»
И не только гаон рав Каневский может достичь такого уровня. Каждый, кто изучает Тору и привязывает себя к ее святости, стараясь делать лучшее, на что способен, чтобы верно использовать имеющееся в его распоряжении время, увидит, что сама Тора ведет его мысли в единственном направлении — к дальнейшей учебе.
Что бы ни произошло с таким человеком, это не заставит его забыть любовь к Торе и не выведет его из спокойствия и душевного равновесия. Лишь такой человек сможет с легкостью преодолеть все страдания, которые постигнут его в течение его земной жизни.
Было немало таких среди учащихся, у кого, к примеру, умерла жена, и мир померк в их глазах. И казалось уже, что ничто не сможет возвысить их и вернуть к полноценной жизни. Но именно святая Тора поддержала их!
Сразу же после семи дней траура они встали и собрались с силами, решив еще больше отдаться изучению Торы, погрузившись в нее целиком. Не удивительно ли? В течение короткого времени им удалось успокоиться и забыть жгучую печаль, поразившую их из-за смерти близкого человека.
«Ничто не помогает нам преодолеть одиночество и страшную боль, как это делают слова Торы, которые слаще сотового меда», — свидетельствуют они.
И да будет воля свыше, чтобы мы смогли всецело погрузиться в изучение Торы — каждый в меру сил своих, и достичь истинного счастья в этом (Бархи Нафши).
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его