Темы: Гавриэль Фельдман, Мировоззрение, Одежда, Кипа, Еврейское поведение, Богобоязненность
В Талмуде («Эрувин», 100б) приводится высказывание раби Йоханана: «Если бы Тора не была дана, мы бы учились скромности у кошки, запрету воровства у муравья, недопустимости запретных связей у голубя и достойному поведению у домашней птицы». Смысл его слов состоит в том, что Тору, в том или ином аспекте, можно учить из всего и у всех. Нужно только разглядеть ее. Мудрецы это умели. Общество меняется. В сознании людей Запада понятия «старик» и «мудрый человек» перестали быть синонимами, и сегодня уже не сопутствуют друг другу. Люди все еще интересуются тем, что происходит вокруг, но их внимание перераспределяется: от экспертов и специалистов в пользу людей из политики и индустрии развлечений, а также известных журналистов, вне зависимости от сферы их интересов и компетентности. Быть может, эти профессии так сильно перемешались между собой не случайно. В Древнем Риме гладиаторы, чемпионы и театральные актеры тоже определяли модные тренды, но они все же не оказывали столь сильного воздействия на принятие важных для общества решений. А сегодня людям важно знать, что думает об экономическом кризисе известный кинорежиссер, как выступил на политическом митинге журналист, какую песню спел политик и кто из артистов за него агитирует. Но самое ужасное, когда представители этих профессий начинают заниматься духовным воспитанием.
…Живет на свете один популярный музыкант. В своих интервью он «смело» говорит, что для многих хорошими учителями могут стать наркотики, ведь они помогают расширить сознание. Известность ему принесли не столько композиции собственного сочинения в стилях даб и рэгги (которые были весьма хороши в его исполнении, но грамотных исполнителей этого дела куда больше, чем попадающих в телевизор и подписывающих контракты с крупными фирмами грамзаписи), сколько имидж соблюдающего еврея, благодаря которому артист стал легко и безошибочно узнаваемым. Сегодня, когда от былого имиджа практически ничего не осталось (нет ни пейсов, ни бороды, ни даже кипы), рок-стар утверждает, что его иудаизм «стал более зрелым», что он не нуждается во всех этих «внешних проявлениях», что он «делает, что хочет», а что до еврейскости — то у него в песнях ее по-прежнему хоть отбавляй, и, в первую очередь, каббалистических мотивов и идей, и все это не что иное, как «собирание Б-жественных искр».
И что мы, как говорят в ешивах, из этого учим? Что звезде шоу-бизнеса ни в коем случае нельзя верить, особенно если этот человек — наркоман. А еще можно выучить, насколько плохо довольствоваться поверхностным, лишенным истинного содержания представлением о глубоких вещах, ведь это может закончиться ошибками, духовным падением и даже крахом.
Здесь я позволю себе короткое отступление и выскажусь по сути «алахических» тезисов артиста. Еврейский Закон, которого он якобы по-прежнему придерживается, действительно, не настаивает на бороде и пейсах (это обычаи определенных семей и общин), однако очень даже требует покрытой (неважно чем) головы. Ведь как ни крути, а в «Шулхан Арухе» («Орах Хаим» 2:6) написано, что нельзя проходить с непокрытой головой дистанцию в 4 локтя. Конечно, можно вспомнить, что есть мнение Мааршаля, согласно которому это не более чем «мидат хасидут» (качество благочестия, превышающее требование Закона), и Виленский Гаон тоже объясняет, что ходить с покрытой головой — это лишь обычай, а не постановление мудрецов. Но ведь существует наряду с ними и мнение Таза, который пишет, что это строгая заповедь Торы, которая выводится из стиха: «И по законам их [окружающих народов] не поступайте» («Ваикра», 18:3). И поскольку у народов принято снимать головной убор, садясь, то мы, наоборот, остаемся в нем, даже если сидим.
Важно упомянуть, что этот закон имеет еще одну серьезную причину, с которой никто из законоучителей не спорит: покрытие головы ведет к Б-гобоязненности, а когда на голове нет никакого головного убора — это уводит в другую сторону. Сегодня практически полностью утрачена традиционная еврейская одежда (за исключением талита с кистями цицит). То, что носят на себе соблюдающие евреи — это в лучшем случае нееврейская одежда, которая вышла у народов мира из моды. Поэтому кипа теперь — едва ли не основной еврейский символ и индикатор. А для нашего рок-стара это, к сожалению, не более чем гнетущий элемент заплесневелых формальностей. Пробыв в непосредственной близи от Традиции несколько лет, он так и не сделал ее своей жизнью, не нашел своего пути в Торе, не понял, что такое идишкайт. Жалко его. А еще больше жаль тех, кто воспринимает его всерьез.
Учиться можно у всех. Но априори нужно все-таки учиться у настоящих наставников, а не у всех подряд. Хотя иногда бывают случаи… Шимон — молодой, красивый, успешный религиозный человек. Как-то раз в Иерусалиме он заказал такси, причем поставил диспетчеру условие, чтобы подали «мерседес». Но подали не «мерседес», а «шкоду», и он демонстративно туда не сел, потому что заказывал машину другого класса. Поругавшись минуты две с водителем, он остановил другое такси — проезжавший мимо «мерседес».
За рулем сидел некий сабра средних лет, которому Шимон принялся с возмущением объяснять свой конфликт с таксистом, эмоционально рассказывая, что он любит ехать с комфортом, и раз уж он тут клиент и платит деньги, то имеет право на достойное обслуживание и точное выполнение своего заказа:
— Какой наглец! Это не мои проблемы, пусть диспетчеру претензии предъявляет. Ясно же сказал: «Мер-се-дес». Значит, должен быть «мерседес»! Разве я не прав?
Таксист грустно улыбнулся, а потом спросил:
— Скажи, ты духовный человек? Как сам считаешь?
— А что? Не понял, ты, вообще, о чем? Причем тут духовность?
— Слушай, адони. Тебя, наверное, удивляет, что я, простой таксист, сижу тут и рассказываю тебе о духовности, поэтому объясню. Я отсидел в тюрьме 16 лет — была драка, я защищался. Я озверел тогда, потерял контроль над собой. Когда пришел в себя, понял, что стою над трупом. Я нанес ему множество ударов ножом, хотя не было никакой необходимости его убивать. В тюрьме я многое узнал и понял, стал другим человеком. Я понимаю, что такое духовность. Я верю в Б-га, понимаешь? Я знаю, что Вс-вышний — мой партнер. И все, что есть хорошего в моей жизни — от него. Я часто беру пассажиров из района Меа Шеарим — там много людей духовных, это написано у них на лицах, это видно по тому, как они сидят и разговаривают. Брат, прости меня, но вот ты религиозный, носишь кипу, а ведешь себя несоответствующим образом. Если бы ты выглядел как светский, я бы вообще промолчал — твое поведение показалось бы мне нормальным. Короче, «мерседес» должен быть внутри, в сердце. Ты понял о чем я?
Это история о том, что кипе на голове тоже нужно соответствовать. Шимон получил урок. Обо всем этом сказано в Мишне («Авот» 4.1):«Бен Зома говорил: Кто мудр? Тот, кто учится у каждого человека, как сказано (“Теилим”, 119:99): “От всех учивших меня я умудрялся”. Кто герой? Тот, кто побеждает свою сущность, как сказано (“Мишлей”, 16:32): “Долготерпеливый лучше богатыря, а властвующий над собой [лучше], чем тот, кто берет город”. Кто богат? Тот, кто доволен своей участью, как сказано (“Теилим”, 128:2): “Когда ешь ты от плодов рук твоих, счастлив ты, и благо тебе”. Счастлив ты в этом мире, и благо тебе в грядущем мире. Кто почитаем? Тот, кто почитает людей, как сказано (“Шмуэль” I, гл. 2): “Почитающих Меня Я почту, а пренебрегающие Мною будут посрамлены”.»
Из журнала «Мир Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»