Темы: Страх, Арье Кацин, Исход из Египта
Выход евреев из Египта не сразу привел к их духовному освобождению. Чтобы вчерашние рабы, привыкшие бояться хозяев, стали свободными, нужны были все тяготы длительного перехода по пустыне в страну, обещанную Всевышним, и бесстрашная борьба с сильным и многочисленным врагом.
Если мы вдумаемся, то убедимся, что страх играет весьма значительную роль в отношениях между людьми. Человек, действующий под влиянием страха, теряет контроль разума. От такого страха есть только одно средство — страх перед Всевышним, повелевшим нам в Своей Торе: «Не бойтесь человека».
«Во всех поколениях каждый должен представлять себе, что именно он вышел из Египта», — сказали наши мудрецы, и тысячелетиями в пасхальный вечер все евреи повторяют эти слова. Каждый из нас должен почувствовать себя освобожденным — но возможно ли это для того, кому не знаком страх перед Всевышним?
И что вообще означают эти слова: страх перед Всевышним? Можно ли определить это тончайшее движение души, глубоко интимное, граничащее с вдохновением и с любовью? Очевидно, ответ на этот вопрос следует искать в рассказе о выходе евреев из Египта. Пусть же Тора говорит сама за себя.
«И сказал Всевышний Моше: “Что ты вопиешь ко Мне? Скажи сынам Израиля, чтобы двинулись они. А ты подними посох свой, и простри руку свою на море, и рассеки его, и пройдут сыны Израиля среди моря по суше… И увидел Израиль силу великую… И затрепетал перед Всевышним, и поверили во Всевышнего и в Моше, слугу его” (Шмот, 14:15,16,31)».
Объясняет мидраш: «До сих пор не боялись Всевышнего, после этого стали бояться…» Смысл этого комментария на первый взгляд непонятен. Ведь евреи еще в Египте были свидетелями десяти казней, каждой из которых было бы достаточно, чтобы пробудить страх и трепет перед Всевышним. И евреи безусловно поверили, что Всевышний наказывает египтян, и каждая еврейская семья, преодолев страх, принесла в жертву ягненка — священное для египтян животное, кровью которого отмечали двери еврейских домов.
Еще более странным может показаться пророчество Гошеа о грядущих днях мира: «И испугались евреи Всевышнего и Его добра». Разве можно бояться добра?
Страх перед Всевышним тоже может быть разным, и наиболее примитивный — это страх перед наказанием. Так же, как человек боится сильного врага или животного, так, сознавая свои прегрешения, он боится возмездия.
Однако существует качественно иной вид страха, а именно — страх, вызванный осознанием нашей зависимости от Всевышнего. Евреи, входящие в Красное море, поверили, что само бытие вселенной возможно лишь благодаря желанию Всевышнего — истинного источника всего сущего. А потому возможно войти и в море, если будет на то воля Творца. Однако ощущение такой зависимости от Всевышнего вызвало в евреях и страх перед Ним. Ведь ничто не может существовать без Его желания.
Евреи в Египте достигли лишь первой ступени страха — страха перед наказанием, усиливавшегося по мере того, как они наблюдали все новые казни, обрушивающиеся на ожесточившихся египтян. Ощутить же свою зависимость от Всевышнего им суждено было лишь на море, когда они увидели совершенное для их спасения чудо. До сих пор они знали только Всевышнего наказывающего, теперь они узнали Его — спасающего.
«И испугались евреи Всевышнего и Его добра». И чем больше сознавали свою зависимость от Его добра, тем больший страх испытывали и тем больше любили Его.
Существует и еще более высокий уровень страха перед Всевышним — это страх, вызванный величием, красотой и совершенством окружающего мира. Например, при виде звездного неба сердце человека наполняется трепетом перед Всевышним. Ведь, как говорит Талмуд, весь мир — это лишь одежды Творца.
В разных ситуациях человеку необходимы эти три вида страха перед Всевышним. Тому, кто испытывает желание совершить плохой поступок, Талмуд (Брахот, 4б) дает три совета: прежде всего учить Тору; если все же не удалось преодолеть искушение, — прочитать молитву «Слушай, Израиль…» если и это не поможет, то вспомнить о дне смерти. Следование каждому из этих советов способно вызвать один из трех видов страха перед Всевышним.
Так, Талмуд говорит нам: «Всевышний смотрел в Тору и творил мир». В Торе заключена вся красота и величие окружающего нас мира, поскольку сам он — лишь тень Торы. Осознание этого должно вызвать у человека желание с любовью выполнять законы Творца. Если же ему не удается преодолеть дурное начало, то пусть скажет молитву: «Слушай, Израиль…» и вспомнит о Единственности Всевышнего и о нашей ежесекундной зависимости от Него. Если же и этого окажется недостаточно, то пусть человек вспомнит о грядущем дне своей смерти, когда на чашу весов будет положена вся прожитая им жизнь.
Первой стадии страха перед Всевышним евреи достигли в Египте, второй — когда расступилось перед ними море, третьей — при получении Торы на горе Синай. После получения Торы мы стали народом, объединенным духовной общностью. Освободившись физически от египетского рабства, увидев чудо расступившегося моря, мы обрели духовную свободу, приняв Тору на Синае.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Жена Михаль упрекнула веселящегося Давида. Однако мудрый царь не прекратил радоваться воле Творца.
Рав Гавриэль Фельдман
Согласно еврейской традиции Акра — это древняя «крепость Цион», захваченная Давидом у йевусеев при завоевании Йерушалаима и ставшая местом его резиденции
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
9 Ава римляне поджигают Иерусалимский Храм
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Журнал «Мир Торы»
Предлагаем вашему вниманию рассказ из книги Менахема Герлица «Ерушалаим шель мале» - «Этот возвышенный город» в переводе Александра Красильщикова.
Журнал «Мишпаха»
Западная стена Иерусалимского Храма — самое святое место молитв после разрушения Храма почти 2000 лет назад. Здесь мы оставляем записки с просьбой к Б-гу, здесь мы молимся о возрождении Храма. По преданию Б-жественное присутствие никогда не покидает Стены Плача... Западная Стена Храма — Котель Маарави. Обычаи, факты и даты.
Раби Меир Симха из Двинска Ор Самеах
Рабби Симха Меир Коэн из Двинска о цикличности еврейской истории, «прогрессе», гордыне и регрессе
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Весной 3828 (68) года Тит подтянул свои войска к Иерусалиму.
Толдот Йешурун
В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Духовная жизнь в Эрец Исраэль. Эзра-спаситель. Народное собрание. Миссия Нехемии.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Уже в молодые годы р. Альфандари стал известен как бааль мофет — чудотворец, чьи слова способны оказывать влияние на реальность. Один из таких случаев произошел на глазах множества свидетелей. Группа ученых-натуралистов обсуждала в его присутствии вопрос о причинах землетрясений: в дискуссии назывались многочисленные геологические и климатические факторы, вызывающие это грозное явление природы. В конце концов, ученые пришли к выводу, что в настоящий момент в районе Стамбула никаких естественных предпосылок для зарождения «подземной бури» не существует. «Знайте, — обратился к ним р. Альфандари, — что хотя, по вашим прогнозам, землетрясение сейчас никак не может произойти, но если Творец захочет, чтобы оно произошло именно сейчас, то так и будет». В этот момент раздался тревожный подземный гул, и весь Стамбул был потрясен могучим содроганьем земли