Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Существует качественно иной вид страха, а именно — страх, вызванный осознанием нашей зависимости от Всевышнего

Выход евреев из Египта не сразу привел к их духовному освобождению. Чтобы вчерашние рабы, привыкшие бояться хозяев, стали свободными, нужны были все тяготы длительного перехода по пустыне в страну, обещанную Всевышним, и бесстрашная борьба с сильным и многочисленным врагом.

Если мы вдумаемся, то убедимся, что страх играет весьма значительную роль в отношениях между людьми. Человек, действующий под влиянием страха, теряет контроль разума. От такого страха есть только одно средство — страх перед Всевышним, повелевшим нам в Своей Торе: «Не бойтесь человека».

«Во всех поколениях каждый должен представлять себе, что именно он вышел из Египта», — сказали наши мудрецы, и тысячелетиями в пасхальный вечер все евреи повторяют эти слова. Каждый из нас должен почувствовать себя освобожденным — но возможно ли это для того, кому не знаком страх перед Всевышним?

И что вообще означают эти слова: страх перед Всевышним? Можно ли определить это тончайшее движение души, глубоко интимное, граничащее с вдохновением и с любовью? Очевидно, ответ на этот вопрос следует искать в рассказе о выходе евреев из Египта. Пусть же Тора говорит сама за себя.

«И сказал Всевышний Моше: “Что ты вопиешь ко Мне? Скажи сынам Израиля, чтобы двинулись они. А ты подними посох свой, и простри руку свою на море, и рассеки его, и пройдут сыны Израиля среди моря по суше… И увидел Израиль силу великую… И затрепетал перед Всевышним, и поверили во Всевышнего и в Моше, слугу его” (Шмот, 14:15,16,31)».

Объясняет мидраш: «До сих пор не боялись Всевышнего, после этого стали бояться…» Смысл этого комментария на первый взгляд непонятен. Ведь евреи еще в Египте были свидетелями десяти казней, каждой из которых было бы достаточно, чтобы пробудить страх и трепет перед Всевышним. И евреи безусловно поверили, что Всевышний наказывает египтян, и каждая еврейская семья, преодолев страх, принесла в жертву ягненка — священное для египтян животное, кровью которого отмечали двери еврейских домов.

Еще более странным может показаться пророчество Гошеа о грядущих днях мира: «И испугались евреи Всевышнего и Его добра». Разве можно бояться добра?

Страх перед Всевышним тоже может быть разным, и наиболее примитивный — это страх перед наказанием. Так же, как человек боится сильного врага или животного, так, сознавая свои прегрешения, он боится возмездия.

Однако существует качественно иной вид страха, а именно — страх, вызванный осознанием нашей зависимости от Всевышнего. Евреи, входящие в Красное море, поверили, что само бытие вселенной возможно лишь благодаря желанию Всевышнего — истинного источника всего сущего. А потому возможно войти и в море, если будет на то воля Творца. Однако ощущение такой зависимости от Всевышнего вызвало в евреях и страх перед Ним. Ведь ничто не может существовать без Его желания.

Евреи в Египте достигли лишь первой ступени страха — страха перед наказанием, усиливавшегося по мере того, как они наблюдали все новые казни, обрушивающиеся на ожесточившихся египтян. Ощутить же свою зависимость от Всевышнего им суждено было лишь на море, когда они увидели совершенное для их спасения чудо. До сих пор они знали только Всевышнего наказывающего, теперь они узнали Его — спасающего.

«И испугались евреи Всевышнего и Его добра». И чем больше сознавали свою зависимость от Его добра, тем больший страх испытывали и тем больше любили Его.

Существует и еще более высокий уровень страха перед Всевышним — это страх, вызванный величием, красотой и совершенством окружающего мира. Например, при виде звездного неба сердце человека наполняется трепетом перед Всевышним. Ведь, как говорит Талмуд, весь мир — это лишь одежды Творца.

В разных ситуациях человеку необходимы эти три вида страха перед Всевышним. Тому, кто испытывает желание совершить плохой поступок, Талмуд (Брахот, 4б) дает три совета: прежде всего учить Тору; если все же не удалось преодолеть искушение, — прочитать молитву «Слушай, Израиль…» если и это не поможет, то вспомнить о дне смерти. Следование каждому из этих советов способно вызвать один из трех видов страха перед Всевышним.

Так, Талмуд говорит нам: «Всевышний смотрел в Тору и творил мир». В Торе заключена вся красота и величие окружающего нас мира, поскольку сам он — лишь тень Торы. Осознание этого должно вызвать у человека желание с любовью выполнять законы Творца. Если же ему не удается преодолеть дурное начало, то пусть скажет молитву: «Слушай, Израиль…» и вспомнит о Единственности Всевышнего и о нашей ежесекундной зависимости от Него. Если же и этого окажется недостаточно, то пусть человек вспомнит о грядущем дне своей смерти, когда на чашу весов будет положена вся прожитая им жизнь.

Первой стадии страха перед Всевышним евреи достигли в Египте, второй — когда расступилось перед ними море, третьей — при получении Торы на горе Синай. После получения Торы мы стали народом, объединенным духовной общностью. Освободившись физически от египетского рабства, увидев чудо расступившегося моря, мы обрели духовную свободу, приняв Тору на Синае.

С разрешения издательства Швут Ами


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.