Темы: Ашкеназы, Еврейские знакомства, Шидух, Тора и наука, Болезни, Забота о здоровье, Раби Моше Файнштейн, Генетика
18 2-го адара 5733 (1973)
Ответ моему зятю, как сыну, раввину и мудрецу Торы Моше Давиду Тандлеру.
В вопросе новорожденных детей, страдающих болезнью Тея-Сакса, которые могут прожить лишь очень короткое время (порядка 2-х–3-х лет), а затем умирают. Они рождаются от родителей, которые оба являются носителями болезни. Несмотря на то, что это не проявляется у них самих, доказано, что именно от этого носительства у них рождаются подобные дети. А если носителем будет это только у одного из них — то у их детей никогда не возникнет подобных проявлений. Возможно выяснить про это с помощью генетического анализа, и тогда юноша, у которого есть этот «недостаток», предостережется и возьмет в жены девушку, у которой нет такого «недостатка», а девушка, у которой есть подобный «недостаток», — выйдет замуж за юношу, у которого нет подобного «изъяна».
И хотят знать мое мнение: подобает ли юноше и девушке приложить усилия1 и выяснить это? И правильно ли выяснять это сразу, делая подобные анализы в детстве, или только тогда, когда придет время жениться, равно как делать это в публичной форме, или скрытно?
Я выяснял и разбирался в этом вопросе, и вот что видится, по моему скромному разумению: несмотря на то, что лишь незначительное меньшинство детей рождается с подобной болезнью, и следовало бы сказать про это стих: «простодушным будь со Вс-вышним, Б-гом твоим», как объясняет его Раши:
«Ходи с Ним в простодушии, и жажди Его, и не выясняй будущего» в любом случае, т.к. сейчас сделалось очень просто это проверить, нужно подумать, а не будет ли человек, который не проверит себя, как закрывающий глаза, чтобы не видеть очевидного? И т.к. если, на дай Б-г, произойдет такая вещь, то это будет великое страдание для родителей такого ребенка, то видится правильным тому, кто собирается жениться, проверить себя. И поэтому хорошо распространять информацию об этом через газеты, чтобы люди знали, что существует подобное обследование.
Но просто и ясно, что необходимо проводить эти исследования в скрытности, чтобы не знал юноша о друге своем, а девушка — о подруге. Врач, выполняющий обследование, да не разгласит результатов ни одному человеку, т.к., несмотря на то что врачи свидетельствуют, что если носитель возьмет в жены девственницу без такового «изъяна», и равно как если носительница выйдет за муж за юношу без этого «недостатка», то у их детей это никак не проявится, многие люди, все равно, не поверят этому, из-за этого не получится у подобных молодых людей найти себе достойную пару, поэтому все исследования должны проводится втайне. Именно поэтому не правильно делать это при большом скоплении народа, как, например, в школе или в Ешиве.
И как известно, свойство души, что большинство людей страдают от своих «нервов», что мучает человека вещь незначительная, кажущаяся ему огромной, и сомнение ничтожное, кажущееся безмерным, особенно в этой стране, как известно. Поэтому, не дай Б-г, проводить это обследование маленьким мальчикам, которые пока еще не размышляют о браке, ибо большинство из них до 20 лет не задумывается о свадьбе; и вообще, не следует обсуждать с ними подобные обследования. Кроме этого, т.к. результат должен оставаться в тайне, чтобы не узнали другие о нем, а подросткам тяжело хранить тайну, это может причинить большой вред и им самим и другим. Девушкам, поскольку они обычно выходят замуж в более молодом возрасте, не следует проходить обследование, по меньшей мере до 18 лет.
А если один юноша или девушка захотят жениться до этого возраста, то это меньшинство из меньшинства, и не следует опасаться болезни.
А по вопросу фонда, который организован людьми не религиозными, у которых есть свой путь решения проблемы — они делают аборт, после обследования, когда выясняется, что этот эмбрион больной — это вещь АБСОЛЮТНО ЗАПРЕЩЕННАЯ, что врачи не сделают никогда подобного, не вижу я пользы и причин, по которым врачи, соблюдающие заповеди Торы, сотрудничали бы с такими организациями. А если же есть причины и польза от такого сотрудничества для разрешенных вещей, то нет запрета. Только следует ОПАСАТЬСЯ, чтоб не подумали, что религиозные врачи разрешают аборт, поэтому насколько это возможно, чтобы религиозные врачи были вне этого — настолько и лучше.
1 Равом использовано слово «леиштадель» — т.е. имеются в виду такие усилия, которые подобает делать в этом мире, уповая на помощь Вс-вышнего, исходя из проклятия Вс-вышнего на Адама — «и в поте лица своего будешь есть хлеб».
Этим переводом, я с Б-жей помощью, начинаю серию переводов респонс одного из Величайших раввинов прошлого поколения — рава Моше Файнштейна. Я буду выбирать ответы, касающиеся вопросов, заданных раввину в разные годы на медицинские темы. Следует добавить, что в современном Израиле и Америке, чтобы выполнить принцип конфиденциальности, изложенный в этом ответе рава Файнштейна и других раввинов реализуется программа «Дор Йешарим», по которой тысячи юношей и девушек сдают кровь на 6 смертельных наследственных заболеваний с рецессивным типом наследования, характерных для евреев-ашкенази. Каждому из них при сваивается номер. Результаты хранятся в засекреченном банке данных. Когда приходит время встреч шидуха, сватья или пара звонят в эту организацию и говорят 2 номера: ответ — подходят / не подходят.
Как известно, человеческая ДНК — двухцепочечная, и все гены в человеческих клетках, за исключением половых, имеются в двойном комплекте. Есть среди них рецессивные и доминантные. Доминантные гены проявляются всегда, и подавляют своим проявлением проявление рецессивных. Рецессивные же — проявятся только тогда, когда оба гена из аллель-ной пары будут рецессивными. Существуют генетические болезни, наследуемые по доминантному типу, т.е. проявляющиеся всегда, когда в генотипе присутствует больной ген, и по рецессивному типу, которые проявятся только тогда, когда оба гена в генотипе будут рецессивными. Как я уже упомянул, все клетки организма имеют двойной комплект генов, кроме половых — в половых клетках есть одинарный комплект генов, в который случайным образом попадает один ген из пары. Таким образом, генотип каждого человека на половину состоит из генов отца, а на вторую половину — из генов матери, т.е. в каждой аллельной паре будет один папин ген и один мамин. Соответственно у родителя носителя половина хромосом имеет «больной» ген, а вторая половина — нет (т.к. половина будет иметь ген из второй цепи — здоровый), если второй родитель не является носителем, то, даже, если какому-то конкретному зародышу попадет «плохой» ген, ребенок, несмотря на это, будет здоровым, как и его родитель, т.к. у них обоих проявление «больного» гена будет подавлено «здоровым». Если же оба родителя являются носителями, то половина половых клеток каждого из них будут иметь «больной» ген, и если встретятся две половые клетки, имеющие такой ген, то у будущего ребенка оба гена будут «больными», и, следовательно, разовьется заболевание. Именно поэтому, проведенная проспективная генетическая диагностика способна предотвратить такие заболевания. Процент случаев, в идеале, равен 100.
Перевод рава Шломо Вестфрида
Из журнала «Мир Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.
Рав Бенцион Зильбер
Одна из основных тем нашей недельной главы — «Жизнь Сары» — уважение к умершим
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.