Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Наши мудрецы разрешили накануне шабата поручать неевреям мелаху со сдельной оплатой за труд, когда работнику платят не за затраченное время, но за результат

1. Сдельная оплата

Мы уже писали в предыдущей главе, что запрет «обращения к нееврею» нарушается как тогда, когда просят нееврея сделать мелаху в сам шабат, так и тогда, когда просят накануне шабата. Всегда запрещено поручать ему выполнение мелахи, если известно, что она будет делаться в шабат, даже когда не просят явно нееврея сделать мелаху в сам шабат. И даже если он по собственной инициативе пришёл работать в шабат, в некоторых случаях необходимо запретить ему это. Тем не менее иногда разрешается поручить нееврею мелаху до начала шабата, даже если он будет делать ее в шабат. Каким образом? Если не говорят ему прямо, чтобы он делал мелаху в шабат, и также, чтобы со стороны не было очевидно, что нееврей делает ее для еврея. Ибо запретили поручать нееврею мелаху перед шабатом только тогда, когда в момент исполнения мелахи всем понятно, что нееврей выполняет поручение еврея.

Таким образом, наши мудрецы разрешили накануне шабата поручать неевреям мелаху со сдельной оплатой за труд, когда работнику платят не за затраченное время, но за результат, например за починку прибора, независимо от того, сколько времени он потратил на это. Дело в том, что запрет «обращения к не-еврею» еще до начала шабата распространили только на ситуацию, когда со стороны совершенно ясно, что в данном случае нееврей выполняет мелаху по поручению еврея. В случае же, когда мелаха оплачивается сдельно, мы считаем, что нееврей просто желает подзаработать для себя и делает мелаху по собственному желанию, на что не распространяется гзера, так как незаметно, что он работает по поручению еврея.

2. Назначение работы на шабат

Все это разрешено только в том случае, если от нееврея не просят делать мелаху именно в шабат: в этом случае, даже если он делает в шабат мелаху для еврея, мы считаем, что он делает это по собственной инициативе. Но если ему прямо говорят, чтобы мелаха была сделана в шабат, то сдельная оплата не поможет разрешить ее, и это запрещено, как и любое «обращение к нееврею» накануне шабата. Этот запрет распространяется и на случай, когда нееврею не говорят напрямую делатьмелаху в шабат, но перед шабатом дают ему работу, которую он никак не сможет закончить до наступления шабата, и требуют от него сдать готовую работу немедленно после окончания шабата. И такой случай мы считаем нарушением запрета «обращения к нееврею» в канун шабата.

3. Если объект мелахи соединен с землей

Сдельная оплата (кцица) разрешает «обращение к нееврею», только если объект мелахи отделен от земли (талуш). Но если он присоединен к земле (мехубар), сдельная оплата не помогает разрешить запрет «обращения к нееврею». Но и мелаху с от-делённым от земли объектом разрешили только тогда, когда нет огласки, что мелаха делается для еврея; в противном же случае даже сдельная оплата запрещена. Кроме того, обязали, чтобы нееврей не делал мелаху в доме еврея — в таком случае не помогает и сдельная оплата. И даже в доме нееврея ему разрешено работать, только если объект работы был доставлен туда перед началом шабата.

Таким образом, при сдельной оплате (когда оплачивается конкретное исправление) разрешается перед шабатом дать не-еврею обувь для починки при условии, что его не просят т чинить обувь в шабат и у него будет время починить обувь перед шабатом или после него. Но запрещено дать ему обувь для починки непосредственно перед наступлением шабата, сказав, что возьмут починенную обувь сразу по окончании шабата. Необходимо также, чтобы нееврей вынес обувь из дома еврея до наступления шабата. Поскольку обувь — отделённый от земли объект, и неизвестно, что нееврей чинит обувь, принадлежащую еврею, выполняются все приведенные выше условия, и при сдельной оплате подобное действие не называется «обращением к нееврею» и разрешено.


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»