Из цикла «Законы шабата в кратком изложении», темы: Суббота, Неевреи, Еврейский закон, Забота о здоровье, Ссуда, Яков-Йехезкель Позен, Запреты в Субботу
Мудрецы запретили просить нееврея выполнить какую-либо мелаху в шабат. Это касается как запретов Торы, так и действий, запрещённых только дерабанан. И не имеет значения, просят ли нееврея в сам шабат совершить запрещённую еврею мелаху или накануне его — всегда, когда нееврей совершает в шабат мелаху для еврея по его просьбе, нарушают установленный мудрецами запрет «обращаться к нееврею» (для совершения мелахи). Тем не менее, если такая просьба звучит в сам шабат, совершается более серьезное нарушение, поскольку тогда к запрету «обращения к нееврею» добавляется запрет «говорить о них»: просьба о совершении мелахи, обращенная к нееврею в шабат, считается будничной речью. (См. ниже в гл. 42 относительно действий, плата за которые установлена заранее /кцица/).
Запрещено просить в шабат нееврея о совершении какой-либо мелахи по окончании шабата. Хотя в этом и нет запрета «обращения к нееврею», тем не менее остается запрет занятия «своими делами», о чем мы писали выше в п.3.
Несмотря на то, что, в принципе, не имеет значения, какой запрет нарушается — все запреты мудрецов равно важны для нас, — все же здесь есть разница между занятием «своими делами» и «разговором о них» и запретом «обращения к нееврею». В запрете занятия «своими делами» и «говорения о них» содержится разрешение намекнуть (см. далее, каким именно способом) на запрещённое действие, чтобы обращение не выглядело однозначной просьбой к нееврею: в этом случае оно расценивается лишь как мысль. Тогда как запрет «обращения к нееврею» включает в себя просьбу в любой форме. Есть также разница в «делах небесных»: действия, связанные с запретами занятия «своими делами» и «говорения о них» разрешены, когда речь идет о заповедях или общественных нуждах, тогда как с точки зрения «обращения к нееврею» не всегда есть подобное разрешение. См. в Шульхан арухе, в каких случаях разрешается «обращение к нееврею» для исполнения заповеди.
Несмотря на то что нельзя намекнуть нееврею сделать для еврея в шабат запрещённую мелаху таким образом, чтобы это указывало на само действие, все же разрешается высказаться таким образом, чтобы нееврей понял сам, чего от него хотят. Это подобно описанному выше случаю возгорания в шабат, когда запрещено напрямую просить о тушении пожара (в случае, если нет угрозы для жизни), но можно позвать нееврея и сказать ему, что в нашем доме загорелся огонь, а он уже сам догадается, что от него желают потушить огонь. (Тем не менее желательно не пользоваться этим разрешением без необходимости, так как это может послужить источником многих нарушений).
И знай, что это разрешение в силе только тогда, когда мы не получаем выгоды из мелахи, сделанной неевреем в шабат (то есть в случае, когда выгоду от результата выполненного действия невозможно было бы получить иным способом ). В противном же случае такое разрешение не дается. Ведь известно, что даже когда нееврей приходит сам и делает для еврея какую-либо мелаху, запрещено пользоваться ее плодами; например, когда пришёл нееврей и зажег свечу для еврея (см. выше гл.38, п.16. и ниже в следующем параграфе). (Более того, обязаны воспрепятствовать ему, когда нееврей приходит зажечь свечу для еврея по собственной инициативе.) Тем более в нашем случае запрещается сказать ему так, чтобы он понял сам.
Необходимо знать, что «обращение к нееврею» не всегда запрещено в шабат. Есть случаи, когда мудрецы разрешили нам просить нееврея сделать какую-либо мелаху в шабат, например, при болезни, ради заповеди, в случае убытка или большой необходимости, а также в сумерки или в случаях, когда есть алахи-ческий спор между поским: хотя мы обычно устрожаем, иногда можно облегчить и разрешить сделать что-то посредством не-еврея. В подобных ситуациях необходимо спрашивать у знатока Торы, чтобы он указал нам, когда можно пользоваться подобными разрешениями.
Когда еврей хочет воспользоваться плодами сделанной не-евреем в шабат мелахи, необходимо спросить раввина, так как иногда это запрещено. И не имеет значения, сделал ли нееврей мелаху для еврея (как по указанию еврея, так и по собственной инициативе) или для себя самого — в любом случае необходимо спросить раввина. См. в Шульхан арухе, что часто запрещается пользоваться плодами подобной мелахи даже на исходе шабата, пока после окончания шабата не пройдет время, необходимое для выполнения данной мелахи.
Как уже упоминалось выше в мелахе «письмо», в шабат запрещено заниматься куплей-продажей в любом виде из-за опасения, что станут писать или стирать написанное. По той же причине запрещено одалживать и брать в долг в шабат даже такие вещи, которые разрешается переносить в шабат, как например, фрукты и т.п. Тем не менее разрешается брать в долг, если при этом говорят: «Дай мне, а я тебе потом отдам». То же самое при возвращении долга: разрешается возвращать необходимую для шабата провизию. Следует только говорить о возвращении продуктов, но не о выплате долга. Подробности см. в Шульхан арухе.
Разрешается отменить зарок только в случае, если это необходимо для шабата. Есть два мнения, по какой причине запрещено отменять зарок в шабат. Некоторые авторитеты считают, что это является не связанными с шабатом хлопотами (так как можно подождать с этим до окончания шабата), другие считают, что это часть запрета «заниматься своими делами» (так как это можно сделать по окончании шабата, данное занятие расценивается как будничное, и необходимо более глубокое рассмотрение этого вопроса для большей ясности).
Но все это касается только отмены обычных зароков. Но муж может отменять в шабат зароки жены, и отец — зароки незамужней дочери, причем не имеет значения, связаны ли они с шаба-том или нет. Разница в том, что отмену зарока дочери или жены нельзя перенести на завтра: его можно отменить только в день, когда его услышали, но не на следующий день. Таким образом, подобная отмена всегда считается потребностью данного дня. Тем не менее нельзя при этом использовать те же выражения, которыми отменяют зароки в будни.
Нельзя говорить в шабат: «Пойдем, поспим, чтобы были силы работать после шабата». Подобными словами показывают, что отдыхают и спят ради будней. Таких оборотов следует избегать, даже если по окончании шабата собираются выполнить какую-либо заповедь.
В шабат запрещено огорчаться. Поэтому запретили молиться о выздоровлении больного в шабат, так как опасались, что это приведет к переживаниям и слезам. Но и здесь имеет значение, необходимо ли именно в этот день молиться о выздоровлении больного или нет. Так, например, в случае, когда в ша-бат есть непосредственная опасность для жизни больного, разрешают молиться о его выздоровлении даже в шабат. Поэтому при посещении больного в шабат (или в йом-тов), ему говорят: «Шабат (йом-тов) — не время для стенаний, исцеление приближается», и т.п.. (Но запрещено желать больному скорейшего выздоровления, как это обычно делают в будни.)
В шабат избегают многих занятий, являющихся будничными. То есть наши мудрецы постановили запретить их не потому, что они связаны с запрещёнными мелахот, но вследствие того, что обычно их делают в будни. И, занимаясь ими в шабат, выказывают пренебрежение к шабату. Что называется будничным занятием, а что нет, открыто величайшим раввинам: им дано то необходимое чувство, которое определяет, какое занятие соответствует духу шабата, а какого необходимо избегать. Поэтому случается, что некоторые занятия кажутся нам возможными из-за недостаточной глубины нашего понимания, но при обращении к великим раввинам мы слышим, что следует их избегать: вследствие обширности и глубины своих знаний они понимают, что подобные занятия могут привести к пренебрежению шаба-том, и, следовательно, они запрещены как будничные.
В шабат запретили производить измерения, так как это является будничным занятием. Но данное постановление не относится к заповедям. Поэтому разрешают измерять температуру больному, так как и это считается измерением для заповеди. (Возможны разрешения и в других случаях, поэтому необходимо проконсультироваться у раввина.)
Читайте обзор на тему Запреты Субботы
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Хава Куперман,
из цикла «Двенадцать колен еврейского народа»
Рав Реувен Пятигорский
Яаков служил за Рахель семь лет. Почему он выбрал именно этот временной промежуток, а также сколько денег в пересчете на шекели он уплатил будущему тестю Лавану за любимую женщину.
Раби Элиэзер бен Орканос,
из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер»
Всевышний увидел переживания Леи из-за того, что Рахель Яаков любил больше, и послал ей в утешение сына
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Меир Левин
Однажды мне захотелось объяснить за субботней трапезой, кем был Авраам
Рав Маариль Блох,
из цикла «Уроки Знания»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Рав Маариль Блох,
из цикла «Уроки Знания»
Нам очень трудно представить себе как достичь столь высокой ступени в верности Б-гу, чтобы получить право по своей воле направлять ангелов, как обычных людей