Из цикла «Законы шабата в кратком изложении», темы: Суббота, Еврейский закон, Яков-Йехезкель Позен, Животные
В Торе мы находим две заповеди о шабате, имеющие отношение к скоту: одна предписывающая, другая запрещающая. Предписывающая — дать скотине отдых в шабат, запрещающая — мехамер. Предписывающую заповедь мы учим из того, что написано: «…чтобы отдыхал твой бык…», запрещающую — из того, что написано: «…не совершай мелахи ни ты… ни твоя скотина…».
Запрещено позволять скотине трудиться в шабат. И даже если сами хозяева не работают с ней, они нарушают предписывающую заповедь, поскольку, в конце концов, не исполняют предписания «чтобы отдыхала…». Поэтому запрещено позволять нееврею работать в шабат на скотине еврея, так как в этом случае еврей нарушает закон посредством работы нееврея.
И хотя запрещено допускать, чтобы скотина делала в шабат мелаху самостоятельно, Тора не запретила позволять ей делать то, от чего она получает удовольствие, например, оставлять ее пастись. Даже при том, что срывание ею травы близко к запрету жатвы, поскольку она получает от этого удовольствие, Тора не запретила ей пастись.
Мехамером называется управление груженой скотиной. Не только управление запрещено, но и любое совершение мелахи вместе со скотиной входит в этот запрет.
Запрет мехамер тем отличается от «отдыха скотины», что он нарушается, и когда управляют своей скотиной, и когда управляют скотиной другого еврея или даже нееврея. С другой стороны, запрет мехамер существует, только если скотиной управляет еврей. Но если это делает нееврей, запрет мехамер отсутствует (однако нарушается заповедь «отдыха скота»). Подробности этих законов смотрите в Шульхан арухе.
Разрешается ставить в шабат еду и питье перед теми животными, которым трудно найти другой источник пропитания, например: перед скотом, домашними животными, домашней птицей, рыбками. (Касательно йом-това см. в Законах йом-това). Но запрещено утруждать себя задаванием корма животным, пропитание которых не лежит на еврее.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.