Из цикла «Ам Исраэль хай», темы: Ислам, Антисемитизм, Еврейская история, Берл Вайн, Ам Исраэль хай, Сефарды
До сих пор я не обсуждал подробно историю сефардских евреев. Большая часть атак, драм и перемен в еврейской истории семнадцатого, восемнадцатого и девятнадцатого веков были сосредоточены в Европе. Поэтому, хотя сефардская ветвь была важна для выживания и развития мирового еврейства, она играла относительно малую роль в еврейской истории этих трех столетий. Это начинает меняться в начале двадцатого века, когда истории ашкеназских и сефардских евреев начинают переплетаться, особенно в связи с возвращением в Палестину. Поэтому фон, позиции, жизненный стиль и социальные силы сефардских евреев нужно знать, чтобы понять развитие и борьбу еврейского ишува Палестины в двадцатом веке.
В начале первой мировой войны в странах ислама проживали более миллиона евреев1. Около 100 ООО были в Иране, и многие общины там могли проследить свои корни до времен древней Персии Мордехая и Эстер. Еще 500 000 было в странах Магриба, Северо-Западной Африке — Тунисе, Алжире и Марокко. Древняя община Вавил она продолжала оставаться в Ираке, насчитывая 125000, 80000 жили в Египте, 60 000 в Йемене и, примерно, столько же находились в пределах правления Османской империи: в Турции, Сирии, Ливане и Палестине.
Массы сефардских евреев были благочестивыми, глубоко преданными Торе. Позиция хахама (раввина) была престижной и авторитетной. Сфарадим веками поддерживали еврейское присутствие в Палестине и ревностно хранили свои обычаи и традиционный образ жизни. Даже в двадцатом веке, когда уровень религиозного соблюдения так упал, сефардские евреи, в общем, намного традиционнее, чем их ашкеназские братья, и с большим уважением относятся к своим хахамим.
Хотя талмудическая ученость сефардских общин снизилась по сравнению с возвышенными образцами прошедших столетий, но и в девятнадцатом веке у них был ряд признанных во всем мире ученых. Среди них рав Хаим Хизкия Медини из Иерусалима, автор Сдей хемед, многотомной энциклопедии раввинских респонсов по целому ряду галахических вопросов, и рав Йосеф Хаим из Багдада по прозвищу Бен иш хай, как назывались его многотомные сочинения, содержащие респонсы и толкования.
Отношение мусульманских правителей к своим еврейским подданным выкристаллизовались в течение тринадцати веков в унижение, презрение, жестокость и эксплуатацию, но в неких рамках. В этом проявлялась амбивалентность. Евреи, как правило, не страдали от открытого и беспощадного антисемитизма и насилия, которое было постоянным уделом их братьев в христианской Европе. Но насилие всегда присутствовало под поверхностью арабской жизни. Революция, социальное напряжение и религиозный фанатизм часто угрожали всплеском ненависти к евреям. Даже в 1941 году переворот Рашида Али в Ираке послужил началом большого погрома в Багдаде, были убиты 150 евреев.
У мусульман в отношении к тем не идолопоклонникам, которые не принимали ислам, существовала политика зимма2. К ним относились и евреи, но, несмотря на узаконенную дискриминацию, они не были основной мишенью ненависти мусульман, главным образом направленной на христиан.
Но евреи страдали не меньше, получая с двух сторон: и от мусульман, и от христианских соседей. Как часто бывает при тирании, жертвы, вместо того чтобы объединиться против общего угнетателя, вымещают беды друг на друге. И все же в девятнадцатом веке еврейская жизнь в странах ислама, несмотря на нищету, примитивность и лишение прав, была более стабильной, мирной и уверенной, чем в Европе.
Это положение евреев начало радикально меняться в девятнадцатом веке в период упадка Османской империи, испытывающей давление и нападки европейцев. Франция создала свой доминион в Тунисе, Марокко и Алжире, проявляя активность также в Сирии3 и Ливане. Она представляла себя защитником римско-католической и маронитской христианской общин в Османской империи, чтобы вмешаться в их дела ради своих имперских целей.
А Россия, продолжая экспансионистскую политику, вытеснила турок из Крыма, с Кавказа и других территорий, населенных мусульманами. Она представляла себя защитницей восточной православной церкви, страдающей под игом Османского правления, и, по великой иронии истории, также настаивала на хорошем отношении и правах русских евреев (европейских евреев) в Стране Израиля. Царь изображал опеку над этими евреями, хотя они уже жили за тысячи километров от его весьма недоброжелательного режима. Практически, его политика обращалась к ашкеназской общине, корни которой происходили из России. Слабость Османской империи — взяточничество, коррупция, неэффективность правительства — были очевидны его мусульманским подданным. В отчаянии от своего унижения перед христианской Европой мусульмане становились все менее терпимыми к иным меньшинствам в своей среде.
1 См. Бернард Левис, «Евреи ислама», Принстон юниверсити пресс, 1984.
2 Буквально «пакт» или «договор». Это было официальное соглашение между исламскими правительственными кругами и немусульманскими общинами под их правлением относительно их (унизительных) прав и обязанностей под игом мусульманского закона. Люди из этих общин назывались зимми.
3 Знаменитый «кровавый навет» в Дамаске в 1840 году был инспирирован ложью французского консула в Сирии.
С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Комментарии мидрашей на недельную главу. Сыны Израиля просят Моше послать лазутчиков в Эрец Исраэль.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Торы от Моше до Ирмеяу.
Рав Гедалия Спинадель
В Песах принято читать книгу Йеошуа, начиная со второго стиха пятой главы и до конца этой главы.