Из цикла «Книга заповедей. Запретительные», темы: 613 заповедей, Судья, Книга заповедей, Рамбам, Суд, Убийство, Смертная казнь, Спасение жизни, Свидетели, Насилие
291-я заповедь – запрещение свидетелю высказывать свое мнение по тому делу, в котором он выступает в качестве свидетеля. И даже если этот свидетель – мудрец и знаток закона, ему запрещено быть и свидетелем, и судьей, и экспертом по одному и тому же делу. Он должен только рассказать то, что видел, воздерживаясь от любых советов и заключений, а уже судьи, опираясь на его свидетельство и руководствуясь своей точкой зрения, вынесут законодательное решение.
Это запрещение свидетелю добавлять любые умозаключения к своим свидетельским показаниям распространяется только на те дела, по которым может быть вынесено решение о смертной казни. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Один свидетель не может говорить против человека, чтобы осудить на смерть” (Бемидбар 35:30). И повторяя это предостережение, Ашем сказал: “Не следует предавать смерти по словам одного свидетеля” (Дварим 17:6), – т.е. не следует предавать смерти по указанию свидетеля.
В трактате Санхедрин (33б) сказано: “Один свидетель не может говорить против человека...” – не может высказывать свое мнение, как в оправдание подсудимого, так и обвиняя его”. И мудрецы объясняют причину этого запрета (там же 34а): “Ведь, как правило, свидетель заинтересован, чтобы суд вынес решение в соответствии с его показаниями”. И все это касается только дел, по которым может быть вынесен смертный приговор; свидетелю запрещено высказывать свое мнение, оправдывая или обвиняя.
292-я заповедь – запрещение убивать преступника прежде, чем он предстанет перед судом, даже если он на наших глазах совершил преступление, за которое он, согласно закону Торы, подлежит смертной казни. Но обвиняемый должен предстать перед судом, – и те, кто видели преступление, будут только свидетелями, но не судьями. А другие будут судить его и вынесут заслуженный приговор.
Этот запрет содержится в Его речении, да будет Он превознесен: “И не умрет убийца прежде, чем предстанет перед общиной на суд” (Бемидбар 35:12). А в Мехильте сказано: “Может быть, того, кто убил или вступил в запрещенную близость, надо казнить на месте преступления? Но Тора говорит: “И не умрет убийца прежде, чем предстанет перед общиной на суд”.
И даже если убийство было совершено в присутствии высшего суда, Санхедрина, все равно все члены Санхедрина выступают только в качестве свидетелей перед другим судом, и другой суд выносит подсудимому соответствующий приговор. Так объясняется в Мехильте: “Может быть, члены суда, ставшие свидетелями убийства, могут сразу казнить преступника без судебного разбирательства? Но Тора говорит: “И не умрет убийца прежде, чем предстанет перед общиной на суд”.
293-я заповедь – запрещение щадить жизнь преследователя. Необходимо пояснить, что запрет свидетелям убивать преступника до того, как судом будет вынесен смертный приговор (НД 292), касается только тех случаев, когда преступник уже совершил преступное действие, за которое он подлежит смерти. Но в минуту, когда он еще только собирается совершить это действие и устремляется к своей жертве, он приобретает алахический статус родеф (преследователь) – и свидетели обязаны удержать его и помешать ему совершить преступление, которого жаждет его сердце. А если преследователь упрямится и настаивает на осуществлении своего умысла, свидетелям следует вступить с ним в схватку. И если возможно предотвратить преступление, поразив лишь один из органов преследователя, например, лишив его руки, ноги или глаза, – так и следует поступить. Но если невозможно удержать его иным способом, кроме убийства, – следует убить его прежде, чем он совершит преступление.
И Тора предостерегает свидетелей, чтобы они не щадили такого преследователя и не останавливались перед необходимостью убить его. И об этом речение Ашема: “...То отсеки руку... пусть не сжалится твое око” (Дварим 25:12; Д 247).
И объяснено в Сифри (Ки теце): “Отсеки руку...” – сказано так, чтобы научить, что ты обязан спасти преследуемого даже ценой руки преследователя. А откуда известно, что, если ты не можешь спасти ценой руки, то обязан спасти ценой жизни преследователя? Тора говорит: “Пусть не сжалится твое око”.
И еще там написано: “...И протянет руку свою, и схватит того (преследуемого) за срамные части, то отсеки руку...” – поскольку поражение “срамных частей” предоставляет опасность для жизни, необходимо “отсечь руку”. Подобно этому, если под угрозой любой орган преследуемого, поражение которого представляет опасность для его жизни, заповедано “отсечь руку” преследователя.
Но повеление остановить преследователя даже ценой его жизни прежде, чем он осуществит свой замысел, относится не ко всем видам преступлений (например, нельзя останавливать ценой жизни того, кто нарушает Шабат или поклоняется идолам). Это повеление имеет силу только в отношении того, кто преследует другого еврея с целью убить его, – и даже в том случае, если преследователь еще не достиг совершеннолетия, а также в отношении того, кто преследует другого человека, чтобы вступить с ним в запрещенную близость – если преследователю уже исполнилось девять лет. И разъяснено (Санхедрин 73а), что гомосексуальная связь также входит в понятие “запрещенная близость” (НД 350).
Ашем, да будет Он превознесен, сказал: “...Он (насильник) в поле встретил ее, кричала девица обрученная, но некому было спасти ее” (Дварим 22:27). Т.е. если кто-то в состоянии спасти ее от насилия, он обязан остановить насильника всеми возможными средствами. И чтобы показать, что в отношении насильника действует тот же закон, что и в отношении преследователя, намеревающегося убить преследуемого, Тора говорит: “Как, когда восстает человек на ближнего своего, чтобы убить его, – так и это...” (там же 22:26).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Санхедрин (72-74а).
294-я заповедь – запрещение подвергать наказанию того, кто был принужден к совершению греха. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Если же в поле встретит мужчина обрученную девушку и схватит ее, и ляжет с нею, то будет предан смерти только мужчина, лежавший с нею; девушке же не делай ничего, нет на девушке греха смертного...” (Дварим 22:25-26).
В трактате Недарим (27а) говорится: “Совершившего преступление по принуждению Милосердный освобождает от наказания, как сказано: “Девушке же не делай ничего...”.
295-я заповедь – запрещение принимать выкуп за преступника, совершившего умышленное убийство: он обязательно должен быть казнен. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “И не берите выкупа за душу убийцы, грешника, который подлежит смертной казни, но он должен быть предан смерти” (Бемидбар 35:31). Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Ктубот (37б).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»