Из цикла «Законы шабата в кратком изложении», темы: Суббота, Еврейский закон, Яков-Йехезкель Позен, Запреты в Субботу, Игра
В шабат существует множество проблем, связанных с детскими играми, и, поскольку многие из них касаются запретов строительства и исправления предметов, мы решили отвести им место среди этих законов. Хотя и в будни детские игры требуют пристального внимания, чтобы они не влияли дурно на детей, а, наоборот, прививали им хорошие качества, в шабат необходимо еще больше следить за ними, так как многие игры проблематичны с точки зрения соблюдения шабата. Есть среди них игры, не соответствующие духу святого дня, и следует удерживать детей от них в шабат. Есть игры, которые необходимо запретить, так как они похожи на будничные занятия (увда дехоль), а есть и такие, что граничат с прямым нарушением шабата, как будет объяснено ниже.
1) Игру в детские машинки, имеющие механический завод, можно сравнить с подзаводом часов после их остановки, что, как мы уже писали, запрещено по всем мнениям.
2) Следует запретить игры, связанные со сборкой различных изделий, например машинок, лестниц и т.п., как посредством свинчивания, так и посредством вставления одной части в другую, так как это похоже на изготовление предметов, которое было запрещено выше. Этот запрет усугубляется еще и тем, что подобные игрушки, как правило, скрепляются туго и, кроме того, во многих случаях остаются в таком состоянии на многие дни.
3) Что касается построек из блоков для малышей без склеивания (нет нужды и говорить, что клеить запрещено), то следует различать, о каком виде идет речь: там, где блоки просто входят один в другой, или же там, где они плотно соединяются. Если в будни принято туго скреплять, следует приравнять это к упомянутой выше сборке предметов, что запрещено делать даже тогда, когда мы не скрепляем блоки силой, как в будни. В том же случае, когда в будни не принято скреплять блоки силой, нет необходимости по основному смыслу закона запрещать игру, тем более если обычно через небольшой промежуток времени конструкцию разбирают. Все же, вследствие того, что эти игры в своем процессе приучают ребенка к строительству дома, следует, конечно, в целях воспитания избегать их, так как такие игры подобны будничным занятиям и нет в них почитания ша-бата. Таков же закон относительно игр, в которых вообще детали не вставляются одна в другую, как, например, деревянные кубики. По основному смыслу закона нет никакой причины их запрещать. Но и здесь, необходимо взвесить, насколько эта игра отвечает духу дня: ответ, разумеется, зависит от возраста ребенка и от того, в какой степени он понимает сущность шабата.
4) Составление пазеля следует приравнять к созданию изображения, что запрещено как толада мелахи письма вследствие того, что и при этой игре возникает некоторое изображение (тем более, если там есть еще и буквы). И несмотря на то, что выше было разрешено (маленьким детям) играть карточками с изображением букв и класть их рядом друг с другом, мы не можем распространить это разрешение и на составление пазе-ля, ведь там посредством карточек не создаются никакие буквы. Кроме того, они никак не соединены в отличие от пазеля, в котором возникает изображение, остающееся и после окончания игры, так как различные части пазеля скреплены между собой посредством вставления одного элемента в другой. Кроме того, пазель с собранным изображением часто оставляют на несколько дней117.
5) Как было уже написано выше (см. конец главы 35), все игры, в процессе которых в будни принято писать, запрещены.
6) Нельзя давать детям играть в игрушки, подобные колокольчику, издающие при их переносе какие-либо звуки. Если же они издают звук только после некоторого действия, например при нажатии на них, можно разрешить играть в них, так как посредством одного только перемещения никакого звука издаваться не будет. Однако если ребенок обычно, играя, нажимает на них, чтобы они издали звук, то не следует давать ему такие игрушки.
7) См. выше, в п.3, что мы писали по поводу игр в мячи и шарики.
8) Игра с механизмами, например в игрушечную железную дорогу, разумеется, не увеличивает почитание шабата, но и здесь все зависит от возраста ребенка.
9) Принято устрожать и запрещать катание на велосипедах (кроме трехколесного) даже дома. Но и в этом случае все зависит от возраста ребенка.
10) Необходимо также следить, чтобы дети не нарушили в процессе игры запрет шитья и тканья (как было уже описано выше, в главе, посвященной запрету тканья), например, когда плетут из соломы.
11) Следует запретить все игры, связанные с куплей-продажей, тем более распространенные игры с куплей-продажей имущества (Монополия), что, разумеется, очень напоминает будничное занятие, в котором нет почитания шабата. Есть еще много подобных игр, и необходимо продумать, какие из них можно разрешить детям, а каких следует избегать.
12) Следует следить, чтобы дети не накидывали простыню и т.п. на два удаленных друг от друга стула, чтобы сидеть под ней, так как такое действие напоминает запрет строительства временного шатра.
Общее правило — необходимо предложить детям такие игры, в процессе которых они чувствовали бы шабат. Очень хорошо, если они будут заняты играми, обучающими соблюдению заповедей, воспитывающими хорошие качества характера и т.п. Этим можно внести дух шабата в их самостоятельные занятия и значительно способствовать делу воспитания.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.