Из цикла «Законы шабата в кратком изложении», темы: Суббота, Еврейский закон, 39 мелахот, Яков-Йехезкель Позен, Запреты в Субботу
На некоторые действия, которые не имеют сами по себе никакого отношения к исправлению предметов, мудрецы ввели гзерот из-за опасения, что разрешение совершать их в шабат приведет, в конце концов, к самому исправлению предметов.
Так запретили плавать в шабат — гзера, чтобы не стали делать плавсредства120. Хотя эта гзера распространяется не на все ситуации, все же для нас нет никакой разницы, поскольку уже принято не входить вообще в воду в шабат (кроме случаев выполнения заповеди), чтобы не начать выжимать волосы в шабат, что запрещено, как было объяснено выше в мелахе молотьбы 121.
Запрещено также воспроизводить любые мелодичные звуки с помощью любого предмета (но только ртом разрешено) из-за опасения, что это может привести к починке музыкальных инструментов 122. Что называется мелодичным звуком? Когда намереваются произвести относительно приятный звук, как это делают при пении. Запрещено делать это не только в случае, когда целью является мелодия, но любое издавание звука подобным образом запрещено, например, создание приятного звука, усыпляющего человека (так как приятный звук усыпляет)122, это запрещено даже без применения инструментов… Запрещено также стучать в дверь предназначенным для этого предметом и тому подобные действия, как будет объяснено ниже.
Согласно сказанному выше, запрещено хлопать в ладоши или отстукивать пальцем по какому-либо предмету ритм подобно тому, как это делают123 музыканты. Тем не менее разрешили делать это изменённым способом, например, если ударяют обратной стороной одной руки о другую124. Запретили также и все подобные этому действия, например, выстукивать ритм ногой и т.д.125. И из-за той же гзеры запретили танцевать в шабат126. Все же, в случае исполнения заповеди, например, в Симхат Тора127 или для увеселения жениха и невесты, у многих принято танцевать в шабат138.
Запрещено стучать в дверь специально предназначенным для этого предметом (если этот предмет предназначен исключительно для шабата, есть облегчающие130). И тем более запрещено пользоваться звонком (колокольчиком), даже если он звонит сам при открывании двери. Если же нельзя открыть дверь таким образом, чтобы при этом не зазвонил звонок, то, если звонок электрический, такую дверь открыть запрещено. И есть мнение, что запрещено делать это и при обычном звонке. И все же при большой необходимости (при неэлектриче-ском звонке) можно опереться на облегчающее мнение и отрыть дверь, даже если при этом издается какой-то звук с условием, что нет намерения этот звук произвести. Разумеется, что следует еще до наступления шабата позаботится о том, чтобы не попасть в такую ситуацию, то есть заранее снять звонок с двери. (А открыть дверь с помощью нееврея можно разрешить даже при электрическом звонке)
Так как в шабат запрещено производить какие бы то ни было звуки музыкальными инструментами, они относятся к категории мукце «инструмент, предназначенный для запрещённой мелахи», которые можно переносить только лецорех гуфо умекомо (чтобы воспользоваться им в разрешённых целях или занимаемым ими местом) (см. ниже в законах мукце). Этот запрет не относится к будильнику, который, хотя и производит звуки, все же это не является основной его функцией, так как он предназначен также и для показания времени136. Следовательно, он относится к инструментам, предназначенным как для запрещённых, так и для разрешённых в шабат действий, а таковые разрешается переносить. См. выше, что мы писали в п.22 по поводу переноса издающих звуки детских игрушек.
Мудрецы также ввели гзеру на некоторые действия, которые выглядят, как починка137.
Например, они запретили в шабат окунать в микву посуду, поскольку посредством окунания посуда становится пригодной к употреблению (запрещено использовать изготовленную неевреем или купленную у нееврея посуду все время, пока она не окунута в микву). В этом случае окунание выглядит, как исправление предметов. Поэтому тот, кто не успел окунуть до шаба-та посуду, должен спросить у раввина, как ему поступить138.
Запрещено также в шабат отделять халу, трумот и маасрот, поскольку и это выглядит, как исправление. То есть вследствие того, что запрещено есть хлеб без отделения халы, и овощи и фрукты, от которых не отделены трумот и маасрот, получается — эти отделения «исправляют» еду, и это подобно исправлению предметов. Поэтому мудрецы постановили, что запрещается до окончания шабата есть такие продукты, от которых не отделены необходимые части.
Все это касается только хлеба, фруктов и овощей Эрец Исраэль. Заграницей же разрешается есть хлеб до того, как от него отделена хала, если намереваются отделить халу от остатков хлеба. Поэтому, если случилось так, что до наступления шабата халу не отделили, разрешается есть этот хлеб в шабат, оставляя при этом немного хлеба, от которого отделят халу после шаба-та. Также, если не отделили халу от мацы, необходимо лишь оставить маленький кусочек от каждой мацы, положить после шабата эти кусочки вместе с оставшейся мацой, а затем отделить халу на все (и с благословением).
Запрещено изготовлять в шабат сыр. По одному мнению, это запрет Торы (толада строительства), по другому лишь запрет мудрецов. Изготовление сыра похоже на процесс строительства тем, что, как и при строительстве, маленькие кусочки сыра сле-пляются друг с другом, образуя единую массу. (Как уже отмечалось выше в мелахе отбора /в конце/, постановка молока для образования из него молочных продуктов запрещена со стороны отбора.) Изготовлению сыра можно уподобить взбивание яичного белка, сливок и изготовление майонеза. Установление алахи в этом требует более глубокого изучения проблемы. См. выше, в конце главы о молотьбе, что мы писали по поводу изготовления льда в шабат.
Заплетание кос в шабат также относится к строительству (если волосы еще не острижены; из срезанных волос запрещено плести косу вследствие запрета «тканья», см. выше п.2 в главе, посвященной этой мелахе). Также запрещено расплетать косу вследствие запрета разрушения. В этот запрет включены и остальные виды исправления прически. При необходимости следует спросить у раввина об этом.
Запрещено делать отверстие в гематоме. Иногда этим можно нарушить запрет Торы: по мнению одних поским запрет строительства, по мнению других — маке бэпатиш. См. ниже в законах лечения и выше в мелахе резания животных (гл. 29 п.4), что мы писали там по поводу выжимания гноя из нарыва.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.