Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Только Всевышний может разрешить вернуть, как в шахматной игре, безответственные шаги назад… Глава из книги «Тайна восемнадцати благословений»

Прости нас, Отец наш, ибо мы грешили,

Пожалей нас, Царь наш, ибо мы преступали,

Ведь милуешь и прощаешь Ты!

Благословен Ты, Г-сподь — милосердный и умножающий прощение!

Две эти просьбы: «Прости нас, Отец наш, ибо мы грешили», и «Пожалей нас, Царь наш, ибо мы преступали», на первый взгляд кажутся очень сходными.

Различие объясняет раби Авраам, сын Гаона из Вильны[1].

Ещё до греха Адама — первого человека, Всевышний предупредил, что, отведав от древа Знания, Человек умрёт. Нарушив запрет, Адам, прежде чем умер, получил ряд дополнительных наказаний. Почему? Разве мало пришедшей в мир смерти?

Отвечает раби Авраам.

У каждого предписания Всевышнего две стороны: совет Врача, указ Царя.

Создатель, зная в точности, что нужно человеку, — как врач знает, что нужно больному, — предписал ряд необходимых «процедур», предостерегая от нежелательных поступков. Нарушение предписаний — словно наполняет ядом душу. В итоге — смерть. Духовная и физическая.

С другой стороны, Всевышний — не только Целитель, Он ещё и Царь. Восставший против воли Царя подлежит наказанию. Вкушение запретного плода — восстание против Всевышнего. Дополнительные наказания — следствие нарушения Царской воли.

В этом — разница между «грешили мы» (хатану) и «преступали мы» (пашану).

«Грешили» — пренебрегли потенциалом заповедей.

«Преступали» — восстали против воли Всевышнего, ослушались Царя.

В соответствии с этим, различен смысл фраз «прости нас» и «пожалей нас».

«Простить» — значит стереть из памяти, как будто никогда и не было.

Мальбим[2] говорит, что слово «простить» (лислоах) ни разу не употребляется ТаНаХом в отношениях между людьми. Человек не способен забыть обиду так, чтобы совершенно вытравить из памяти. Только Всевышний может простить человеческую глупость, некомпетентность, самонадеянность, заставившие пренебречь заповедями.

Восстание же против Б-га, открытое неповиновение Царю простить нельзя. Преступление, совершённое с полным сознанием ответственности, не подлежит стиранию. Можно только пожалеть раскаявшегося преступника и помиловать.

Прости нас, Отец наш, ибо мы грешили

סלח לנו אבינו כי חתאנו

Всевышним были даны идеальные правила жизни: предписания и запреты Торы. Пренебрежение первыми или нарушение вторых ввело нас в нестерпимое положение. Мы хотим вернуть всё назад, начать с чистой страницы. Стереть ошибки, не оставив искажённого следа. Отец наш, Всевышний, — только Он, — может осуществить это. Извлечь яд из нашей крови, разрешить вернуть, как в шахматной игре, безответственные шаги назад. Только Он может простить. Только Его бесконечная доброта к нам может начисто стереть последствия преступного легкомыслия.

Помилуй нас, Царь наш, ибо мы преступали

מחל לנו מלכנו כי פשענו

Преступление — в посягновении на честь Всевышнего. Но что это значит? Как муравей может задеть, например, человеческое достоинство? Дело здесь не в соблюдении субординации. Всевышнему не нужны наши почести. Уважение к Царю Вселенной жизненно необходимо нам самим. Это нам нужно «внести» Творца в этот мир. Это нам необходимо заботиться о Его «чести». Именно в этом — цель мироздания. Отрицание Его Власти, неблагодарность, желание стать «хозяевами самим себе» неисправимо калечит душу, напрочь выбивая «почву из-под ног» нашего существования. Этого, как уже было сказано, простить никак нельзя. Нельзя стереть из протокола подобное преступление, когда забвение может привести к повторению. Но раскаяться, помнить о заблуждении и просить Всевышнего не принимать во внимание на будущее — можно.

Таким образом «помиловать» — «лимхоль» — сдержать гнев, пренебречь обидой, а «простить» — «лислоах» — напрочь стереть из памяти.

Ведь милуешь и прощаешь Ты!

כי מוחל וסולח אתה

Мы знаем, что Всевышний добр. Если человек действительно хочет вернуться на путь истины, на путь Торы, Всевышний всегда «пойдёт навстречу» настоящему раскаянию.

Благословен ты, Г-сподь, милосердный и умножающий прощение.

ברוך אתה ה", חנון המרבה לסלוח

Милосердный (ханун).

Человеку, восставшему против Всевышнего, прощение не положено. Как можно простить слугу, давшего пощёчину царю. Но Всевышний сквозь все препоны, как милостивый дар, посылает прощение искренне раскаявшемуся грешнику.

Множащий прощение (амарбе лислоах)

Оскорблённый человек один раз может простить. То же оскорбление, нанесённое повторно, прощается с трудом. Но оскорбление, вернувшееся трижды и четырежды, человек простить не способен.

Однако, Всевышний — да. Он открывает ворота прощения даже после глобального неповиновения, даже после неисчислимых поступков, противоречащих Его воле.

Какой же образ вместит сказанное?

Рассказывают, как один раби нашёл верный способ уберечь еврейского юношу от женитьбы на нееврейке. Он пригласил его вечером в пустую Синагогу, где в большом молчащем зале над ароном а-койдеш — горел одинокий свет. Раби раскрыл арон а-койдеш, вынул Свиток Торы и вручил юноше. А потом решительно и с болью воскликнул: «Брось сейчас же Свиток на пол!». Юноша задрожал, не желая понимать. Он готов сделать всё, что угодно, только не это! Его немое изумление прервал голос раби: «Женившись на нееврейке, ты втаптываешь Тору в грязь, ты бросаешь её в мусор! Ты топчешь её, рвёшь на части!».

Чтобы взывать о прощении, следует понимать тяжесть проступка. Чтобы молить о милосердии, нужно осознать собственное жестокосердие. Пренебрегая любой из заповедей, еврей словно топчет слова Торы, словно выкидывает на свалку бережно хранимое сокровище народа. Чтобы вернуться к Торе, требуется ощутить невосполнимость потери. Боль осознания так сильна, что стирает грех, словно его и не было. Искреннее раскаяние столь действенно, что способно вернуть расположение Творца и, в конечном счёте, привести к полному освобождению народа Израиля.


[1] Раби Авраам, сын Гаона из Вильно в комментариях на сидур

[2] Сефер Акармель, эрех «слах»


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.