Из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»», темы: Амида, Прощение, Еврейская молитва, Давид Штайнойз, Геула
Взгляни на наши страдания,
И заступись за нас,
И освободи нас в скором времени,
Ради Имени своего!
Ведь Ты — Великий Избавитель!
Благословен Ты, Г-сподь, избавитель Израиля!
Если три первых и три последних из «Восемнадцати благословений» — восхваления и благодарность Всевышнему, то все остальные — просьбы.
Их можно разделить на четыре группы.
Первые три: о Знании, Прощении и Раскаянии — относятся к духовности — сфере, куда уходят корни всех бед. Обретя Знание, Вернувшись на путь Всевышнего и получив Прощение, мы решили бы все проблемы.
И всё же, три следующие просьбы — из области материального. Но почему? Если материальные трудности служат исправлению духовного, почему мы просим избавить от них? Если наша цель — приблизиться к Всевышнему, разве не достаточно первых, «духовных» просьб?
Влияние Творца на мир осуществляется по двум «каналам». Первый из них напрямую связан с нашими поступками и исполнением заповедей. Правильный выбор влечёт за собой награду, а пренебрежение желанием Всевышнего неизбежно наказывается.
Но второй «канал» — поток чистого Милосердия, не зависящего от нашего умения выбрать между «добром и злом».
Всевышний не просто наказывает и награждает. Он ведёт Нас, иногда помимо нашей воли, к намеченной цели, — исправлению Мира, чтобы оделить каждого абсолютным Благом. Просьбы о нуждах этого мира исходят из нашего несовершенства. Более того, мы порою просто не достойны просимого. И тем не менее, должны взывать к Его неограниченному Милосердию.
Первая из просьб — об освобождении. Не о Великом грядущем Освобождении эпохи Мошиаха, — об этом дальше — о восстановлении Йерушалаима и царства Давида, — но, по словам РаШИ[1], спасении от несчастий, как переживаемых народом Израиля в целом, так и бед, приходящих к каждому из нас по отдельности.
Мы просим Всевышнего «взглянуть» на наши теперешние страдания. Но разве Он не видит и не чувствует их больше, чем мы сами?
Этот парадокс разъяснён Рамхалем в книге «Даас твунот».
Есть два состояния мира. Сокрытие и Открытие «лица» Всевышнего.
Сокрытие — когда нам кажется, что Всевышний «не видит», Всевышний «не знает». Но мы-то знаем, что Он «видит». «Взгляни на наши страдания» — призыв к Всевышнему управлять этим миром так, чтобы всем, — и нам, и нашим врагам, — стало очевидно: Всевышний видит и чувствует каждую нашу беду. Сокрытие Лица было в Египте. То есть, казалось, что Всевышний «закрыл глаза» на страдания народа. Когда начался Исход, евреи находились на самой низкой из духовных ступеней. Ангелы, руководствуясь Мерой Суда, кричали: «Почему их выводят из Египта? Разве они достойны?!» Но наступил час Раскрытия Лица. Мера Правосудия отступила, и вспыхнул свет Милосердия
Чем яснее человек ощущает добро Всевышнего, тем вероятней сможет открыть ворота Милосердия, возвышающиеся над принципом Награды и Наказания.
Взгляни на наши страдания
ראה בעניינ
Дай знать нам, что Ты видишь несчастья наши, и что спасение близко!
И заступись за нас
וריבה ריבנו
Если беды исходят от неевреев, значит Народ Израиля ещё далёк от совершенства. Наше духовное состояние не позволяет справиться с врагом. Мера Правосудия не допускает нашей победы. Только обращение к Милосердию Всевышнего может помочь. Только Б-г, несмотря ни на что, может заступиться за нас.
И освободи нас в скором времени
וגאלנו מהרה
Мы знаем, беды Народа Израиля преходящи. Это нам обещано. Мы просим ускорить исполнение этого обещания.
Ради Имени Твоего
למען שמך
Бедственное положение евреев — осквернение Имени Б-га. Избранный Всевышним народ выглядит несчастным, покинутым племенем, словно некому за него вступиться. Пусть даже мы не достойны, всё же просим спасти нас, ради Имени Творца, чтобы народы Мира воочию увидали — Кто является нашим защитником…
Ведь Ты — Великий Избавитель
כי גואל חזק אתה
Пусть все обвинители кричат: «Им не положено!», Всевышний затыкает им рты и Милосердием приводит избавление.
Благословен Ты, Г-сподь, избавитель Израиля!
ברוך אתה ה', גואל ישראל
Ежедневные козни врагов — наша общая боль. Мы утешаемся знанием: «Всевышний не отвернулся от нас. Он каждый день, каждый час спасает от притеснителей и готовит полное Избавление».
Нет нужды далеко ходить, чтобы отыскать образ, вызывающий сострадание к бедствиям Народа Израиля. Эти бедствия у нас перед глазами. По словам Мудрецов[2], еврейский народ, как одна овца среди семидесяти волков. Мы живём в эпоху «волков». Каждый из нас молитвой вносит свою лепту в спасение от врагов.
a href="#ftnref1" name="ftn1" title="">[1] Мегила,17,2
a href="#ftnref2" name="ftn2" title="">[2] Мидраш Раба, Эстер:10 — 11
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»