Из цикла «Шем Олам», темы: Суббота, Заповеди, Хафец Хаим, Изучение Торы, Заработок, Кавана, Материальность
Рассказывают наши мудрецы, благословенна их память (Тур Орах хаим, 290), что Тора спросила Всевышнего: «Когда народ Израиля войдет в (дарованную ему) землю, один побежит к своим масличным деревьям, другой — в свой виноградник… Что же будет со мной?» Он ответил ей: «Субботний день будет супругом твоим». Подобное мы находим также и в Иерусалимском Талмуде: «Лишь для того даны Израилю субботы и праздники, чтобы заниматься в эти дни Торой» (Шабат, 15:3). Ведь во все будние дни люди погружены в свою работу и торговлю, и у них нет времени для основательных занятий Торой, а в субботу они свободны от работы и могут заняться ею как следует. Поэтому там, где сказано в Талмуде (Гитин, 38б): «По следующим трем причинам владельцы имущества лишаются его…», в качестве одной из них названа та, что они устраивают субботнюю трапезу в то время, когда в Доме учения идет публичное толкование Торы [в субботу после часов дневного отдыха, как это принято и в наше время]; трапезу же следует устраивать до или после того. Сказанное в Гемаре — открытое порицание в адрес людей, которые прогуливаются в это время по улицам и площадям: ведь если запрещена субботняя трапеза, которая сама по себе является заповедью, поскольку в этот час она расценивается как пренебрежение изучением Торы, то тем более это относится к прогулкам или пустым разговорам.
Мы видим в Писании такие слова: «На всех путях твоих познавай Его, и Он выпрямит их» (Мишлей, 3:6). Писание говорит этим следующее: когда человек занимается материальными делами, во всех своих действиях он должен сосредотачиваться на мысли о том, что желает заработать деньги, чтобы ему было на что жить и у него была бы возможность служить Г-споду, изучая Тору и исполняя заповеди*1. Тогда Г-сподь сочтет все пути этого человека прямыми и праведными, и он будет вознагражден за все, что делал, идя этими путями. Но все это — лишь в том случае, если в промежутки времени, которые остаются свободным для учебы, или в субботу, когда человек очевидным образом свободен от работы, он бежит изучать Тору. Совсем другое дело, если свое оставшееся свободное время он тратит на прогулки и прочие пустые дела: тогда он теряет не только это время (потерянное для Торы), но и награду за все свои дела, которые делал во все дни недели.
На что это похоже? Человек потратил двадцать тысяч рублей на постройку многоквартирного дома. Там были двадцать квартир для сдачи в аренду, за которые можно было получать три тысячи рублей в год. Но после того, как дом был полностью завершен, он запер все квартиры и не дал ни одному человеку вселиться туда в течение целого года, и все это — без всякой причины. Встретил его один человек и сказал ему: «Ты — глупец! Потратил двадцать тысяч рублей без всякой пользы — ведь дом стоит пустым уже целый год!»[1] Точно так же — и в обсуждаемом нами вопросе: если в то время, когда человек свободен от работы, например, в субботу и т. п., он торопится приняться за изучение Торы, это означает, что была польза во всем, что он делал в течение всех дней недели, и тогда Г-сподь сможет явить ему милость и решить, что также и во всех своих делах до этого дня шел он путями прямыми, как сказано: «И Он сделает прямыми пути твои» (Мишлей, 3:6). Совсем другое дело, если человек занимается в свое свободное время делами пустыми: это само по себе свидетельствует о том, что все, что он делал до того, тоже никоим образом не делалось во славу Г-спода, и потому все его труды были напрасны.
*1 Подобное этому находим в Гемаре: «Намеревающийся (делать какое-то дело) подобен тому, кто уже делает его» (Бава меция, 91б). [Объяснение: когда (при сборе винограда или других плодов наемный работник) переходит с одного ряда на другой, он, хотя и не исполняет при этом никакой работы для хозяина, — тем не менее, поскольку его цель — продолжить работу на новом ряду, переход засчитывается ему как работа]. По этой причине работнику можно есть плоды, принадлежащие хозяину, согласно разрешению Торы: «Когда придешь в виноградник ближнего своего, можешь есть виноград, сколько пожелает душа твоя, досыта» (Дварим, 23:25). Речь там идет о наемном работнике на завершающем этапе работ, как объясняют наши мудрецы (сказанное о винограде относится ко всем плодам на этом этапе) (см. Бава меция, 87б). Подобное этому находим также в законе о запрете переноса вещей внутри общественного владения на расстояние четырех локтей и более (Шабат, 5а): тот, кто перенес вещь на четыре локтя внутри общественного владения, но останавливался в пути (отдохнуть), не нарушил запрет Торы (поскольку как до, так и после остановки перенес менее чем на четыре локтя). Однако если остановился, чтобы поправить груз на плече, — это не считается остановкой, поскольку в этом случае он остановился только ради того, чтобы иметь возможность продолжить путь и завершить переноску. Точно так же и здесь: человек, вставая утром, принимает на себя бремя Небесного царства и бремя заповедей, чтобы служить Г-споду всем, чем он сможет, и когда после этого он идет по своим делам, он делает это тоже лишь для того, чтобы, в конечном счете, извлечь из этого пользу в служении Г-споду, — и потому все его дела будут засчитаны ему как служение.
Подобная идея приводится и в книге Толдот Йеошуа [большого мудреца Торы р. Йеошуа Геллера, будь благословенна память праведника]. Там объясняется сказанное в Мишне (Пиркей авот, 4:10): «Если ты отвлекался от изучения Торы, то позаботятся с Небес, чтобы и в будущем у тебя было много поводов отвлекаться; но если ты усердно трудился над Торой, то у Б-га есть для тебя щедрая награда». Смысл сказанного в следующем: если ты не занимался Торой в свободное время, то с тебя будет взыскано также и за остальное время, в которое ты не занимался ею, домогаясь пустых удовольствий, — после того, как стало совершенно очевидно, что в твоих мыслях и намерениях не было ничего во славу Г-спода. Но если ты трудился над Торой в свое свободное время, — тогда «есть у Него для тебя щедрая награда» — даже за прочие твои дела, поскольку все они стали причиной исполнения воли Г-спода.
Из всего сказанного мы приходим к следующему выводу: человек должен приложить все свои силы к тому, чтобы субботний день не был растрачен у него на пустые дела. Все время, кроме потраченного на субботние трапезы и сон, насколько человек нуждается в нем ради своего здоровья, он должен стараться посвятить занятиям Торой и молитве. Тогда также и шесть будних дней недели будут считаться у него посвященными служению Г-споду. Так установлен закон в Орах хаим (290:2): наемные работники и хозяева (какого-либо дела), которые не изучают Тору в будние дни, обязаны заниматься Торой в субботу больше, чем люди, которые занимаются ею всю неделю.
В Тана двей Элияу раба, гл. 1, сказано следующее: «Человек работает все шесть дней и отдыхает в день седьмой; он добродушен и ласков с детьми и домочадцами. И вновь работает в шесть будних дней недели и отдыхает в седьмой, забывая все свои горести. Таково свойство человека: хороший день заставляет забыть плохой и т. д. Сказал Святой Творец Израилю: разве не написал Я вам в Моей Торе: “Не отойдет эта книга Торы от уст твоих” (Йеошуа, 1:8)? Хотя вы и заняты работой все шесть дней недели, — суббота пусть будет у вас вся посвящена Торе. Поэтому сказали мудрецы: пусть человек встает в субботу пораньше и учится, затем идет в Дом молитвы и в Дом учения, читает Тору и пророков, а потом пусть идет домой, ест и пьет, чтобы исполнить сказанное в Писании: “Иди, ешь в радости хлеб свой… ибо уже благосклонен Б-г к делам твоим” (Коэлет, 9:7), — ибо мир и покой у Святого Творца — лишь с изучающими и исполняющими Тору… На основании этого сказали мудрецы, что человек должен горячо молиться о том, чтобы он мог крепко удерживать изучаемое им*2, чтобы не постигли его стыд и позор в день суда, — в тот час, когда ему скажут: “Предстань и приготовь письменную Тору и Мишну (устную Тору), которые ты изучал”».
*2 См. в книге Нахаль кдумим, гл. Ваэтханан сказанное там со ссылкой на книгу Ташбец: как полагает автор, то, что человек в той или иной мере забывает Тору, которую учит, не помешает ему[2]. Возможно, однако, что речь идет о забывании вынужденном (например, из-за болезни). Также представляется, что тот ангел напоминает, во всяком случае, лишь о том, что человек ясно понимал во время учебы, как сказали наши мудрецы (Кидушин, 30а) по поводу стиха Торы: «И обучай им сына своего» (Дварим, 6:7). Они сказали: слова Торы должны быть точными и ясными в устах твоих, — так, что если спросят тебя, ты не раздумывал бы, а мог ответить сразу. Другими словами, нужно, чтобы выученное было подобно вещи, которую человек крепко держит в руках и может показывать всем. Тогда он сможет приготовить и доложить в день суда то, что он учил в письменной и устной Торе.
Я полагаю, что следует дополнительно разъяснить глубокий смысл приведенного изречения мудрецов. В качестве введения упомяну то, что я слышал от имени одного выдающегося мудреца Торы: в этом мире не дают награду за исполненные заповеди, ибо нет в нем места для того, чтобы, как говорят, «накрыть стол» для исполняющих заповеди, как это ясно из сказанного мудрецами: «Лучше один час наслаждений будущего мира, чем все удовольствия этого мира» (Пиркей авот, 4:17). Я спросил: если это так, то как следует понимать слова Писания: «И платит ненавидящим Его “в лицо” им, чтобы погубить их» (Дварим, 7:10)[3], если в нашем мире такая плата невозможна?
Мне хотелось бы объяснить это посредством следующей притчи. Некий обманщик, подделывавший деньги, выпущенные в обращение царем, уговорил одного вельможу купить у него сотню его фальшивых банкнот. Но когда тот дал ему в уплату за них всего одну настоящую банкноту, обманщик спросил: я дал тебе сто, а ты даешь мне за них всего одну? Вельможа ответил: разве твои деньги подобны моим? Ведь твои — фальшивые, а моя банкнота — настоящая! Обманщик ответил ему: какая разница? То бумага — и это бумага! А тот отвечает ему: ты — великий глупец! Ведь мою банкноту я могу принести в царское казначейство и обменять ее на любые денежные знаки, какие пожелаю, и встретят там меня с почетом! А твои банкноты — фальшивые, и если только я принесу их туда, их там быстро распознают, поскольку на них нет подписи царя, и тогда не сносить мне головы перед царем из-за них! Я могу сбывать их только там, где невежественные люди не в состоянии распознавать подделки, и цена им — грош!
Точно так же и здесь: заповеди, исполняемые народом Г-спода, несомненно, исполняются по воле Того, Который заповедал их, — и, несомненно, на них есть Его «подпись». Сказали об этом наши мудрецы (Рут раба, 5:6): «Когда человек исполняет заповедь, пророк Элияу вместе с царем Машиахом записывают ее, а Святой Творец удостоверяет запись Своей подписью; об этом сказано: “Тогда говорили друг с другом боящиеся Г-спода… и записано было в памятной книге перед Ним” (Малахи, 3:16)». [Некоторый намек на это есть также в Торе — в нескольких местах, где дается заповедь и сразу вслед за ней сказано: «Я — Г-сподь». Наши мудрецы трактовали это так: «“Я — Г-сподь” — верный в воздаянии» (см. Ваикра, 22:33 и Раши там); это подобно тому, как царь подписывается на выпущенных им в обращение банкнотах]. По такому документу, как только он будет предъявлен в высших мирах, несомненно, будет сразу же выплачена награда — с великим почетом (и для предъявителя ее исполнятся слова наших мудрецов): «Лучше один час наслаждений будущего мира, чем вся жизнь в этом мире». Очевидно, что невозможно разменять такую «банкноту» в этом мире. Но с нечестивцем все обстоит иначе: ведь те немногие заповеди, которые числятся за ним, надо полагать, никоим образом не исполнялись во славу Г-спода, а только во имя тех или иных интересов и ради почестей. Безусловно, заповеди такого рода не несут на себе подписи Г-спода; они — словно фальшивки, на которых нет подписи царя. Когда такие «банкноты» приносят в Мир истины, оказывается, что они там ничего не стоят, и даже наоборот, — возбуждают гнев Царя на того, кто их предъявляет. [Я вижу некоторый намек на все это в Пиркей авот (1:14): «Он (Илель) говорил: если не я[4] за себя, то кто за меня?» Это означает: если исполненные мной заповеди не подписаны именем Святого Творца, то есть именем Ани[5], то какие ангелы смогут сделать мне какое-то добро? Далее там сказано: «А если я за себя, то что же я?» Это означает: если Святой Творец (Ани) будет смотреть только на меня самого и не присоединит к моим заслугам заслуги отцов, насколько важным я окажусь для Него?] Однако Творец, по великой доброте и милости Своей, не лишает награды ни одно из Своих творений, даже нечестивцев, и дает награду даже им. Но место, в котором Он платит ее им, — это «мир лжи», поскольку его заповеди исполнялись в обмане и лжи. Поэтому и награда ограниченна. Потому-то и говорит мидраш, что человек должен заботиться о том, чтобы он мог удержать в руках то, что учил, чтобы ему не стыдно было предстать с этим перед Высшим судом в час, когда ему скажут: «Предстань и приготовь Писание и Мишну, которые ты изучал». Другими словами, если человек учится ради того, чтобы оспаривать и унижать мудрецов или из-за каких-то личных интересов, его наверняка постигнут стыд и позор, когда он станет показывать свой «товар», отвратительный Г-споду. [Но если человек «просто учится», — это хорошо, так как считается учебой ради Торы].
Попутно я хотел бы объяснить еще кое-что. Если верно, что сила Торы и заповедей столь велика, что каждая заповедь подписана именем Г-спода, — то почему же лишь немногие люди понимают, что нужно гнаться изо всех сил за каждой такой вызывающей уважение «банкнотой»? Объяснение состоит в следующем. Известно, что мелкие бумажные деньги, например, достоинством в один рубль, знакомы всем, тогда как двадцатипяти-, пятидесяти — и тем более сторублевые купюры незнакомы значительной части деревенских жителей[6]. В то же время крупные банкноты достоинством несколько тысяч рублей даже в небольших городах не всем знакомы; их знают лишь в банках, в которых они имеются. С денежными документами на сотни тысяч рублей и более даже в банках, за исключением самых крупных, незнакомы. А уж финансовые документы, стоимость которых — тысяча миллионов рублей и более, даже в самых больших банках — это нечто новое и необычное, поскольку подобные документы практически невозможно найти. Общее правило таково: чем больше достоинство денежного документа, тем меньше людей, которые понимают в нем. Так следует ли удивляться тому, что люди не понимают ценности Торы и заповедей? Ведь это документы такой стоимости, что даже высшие ангелы не в состоянии до конца постичь его великую ценность, о которой сказано: «Ничей глаз не видел, кроме Твоего, о Б-же, того, что сделает Он (в награду) ждущим Его» (Йешаяу, 64:3), — так как же могут обитатели этого мира понять величайшую ценность (Торы и заповедей)? Мы понимаем, что документ этот — очень важный и достойный уважения, но постичь всю его великую ценность мы не в состоянии.
[1] То есть тот глупец потерял не только три тысячи рублей, которые мог получить за прошедший год, но и все двадцать тысяч.
[2] Не помешает достойно отчитаться за свою Тору в день суда, поскольку после того, как человек покидает этот мир, его встречает ангел, помогающий ему вспомнить Тору, которую он учил, — если учил ее ради нее самой.
[3] Это означает: платит им за их (немногие) хорошие дела в этом мире; см Раши и Таргум там.
[4] «Я» на иврите — ани.
[5] Раши в трактате Сукка, 45а объясняет, что Ани — это одно из семидесяти двух имен Всевышнего.
[6] Здесь необходимо принимать во внимание масштаб цен в эпоху написания этой книги (конец 19-го — начало 20-го века).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»