Из цикла «Ам Исраэль хай», темы: Польша, Война, Антисемитизм, Политика, История еврейского народа, Берл Вайн, Диаспора, Ам Исраэль хай, Погромы
Самая большая еврейская община в Европе вне России находилась в Польше. Евреи составляли десять процентов ее населения, а в крупнейших городах, таких как Варшава, Лодзь, Краков, — до тридцати процентов. Поляки восприняли независимость как возможность отомстить. Они декларировали «Польшу для поляков» и быстро принялись подавлять все меньшинства в своих границах. Третьего ноября 1917 года Польша объявила о своей независимости. К 1921 году ее армия под руководством генерала Йозефа Пилсудского3 вступила в шесть военных конфликтов со своими меньшинствами и соседями. Евреи ужасно пострадали во время этих сражений, став «козлом отпущения» для обеих сторон, представляя прекрасную мишень для убийства садистских толп.
Главным образом Польша воевала за контроль над Восточной Галицией вокруг Львова (евреи называли его по-немецки Лемберг) с меньшинством. Это были украинцы, которые по культурным, религиозным и социальным причинам хотели объединиться с братьями на Украине, боровшейся тогда за независимость с Россией. Евреи хранили нейтралитет в этой войне, но их симпатии были на стороне поляков, меньшем из зол. Но, когда поляки захватили Львов, все кончилось жестоким погромом. Впоследствии в интервью Пилсудский отрицал погром: «Не думаю, что там было что-то серьезное, я еще не получил об этом полного отчета. Я должен выяснить. Но надо признать, что поляки не любят евреев. Евреев в Польше очень много, они представляют инородное тело, от которого всякий хочет избавиться».4
К 1923 году Польша оторвала Вильно от недавно образованного литовского соседа, многие евреи пострадали и во время этой войны. Литовцы обвиняли евреев в том, что они за поляков, а поляки считали их враждебными литовцами. Польско-литовская граница стала закрытой и опасной. Этот новый искусственный барьер был чуждым для евреев, которые всегда жили по обе стороны границы этих теперь враждующих стран, между городами и поселениями которых прежде шло общение и обмен. С концом войны ешивы стали возвращаться на родные места в древние центры учения и традиции в литовской Польше и Литве. Хотя Литва без Вильно была немыслимой для нормального литовца, как и еврея, но литовские националисты, сгорая от позора, быстро стали обвинять в этом евреев. Новый национализм малых меньшинств Европы привел к злостному антисемитизму и жестоким погромам. Неудивительно, что в начале двадцатых годов возникла массовая эмиграция из Польши и Литвы.
Но главной ареной войны для евреев стала Украина, где шла борьба за власть между тремя силами: Польшей, красной Россией и белой Россией. Весной 1920 года поляки дошли до Киева, оставляя по пути жуткие раны новой войны и добавляя их к старым ранам. Евреи, как обычно, ужасно страдали, а украинцы снова лили еврейскую кровь.
Русская Белая гвардия, которая вначале с большим успехом отчаянно боролась против большевиков, стала терпеть поражения, когда Троцкий организовал Красную армию. Украинская национальная армия под руководством Семена Петлюры5 вступила в союз с белыми, и вся Украина превратилась в арену беспрерывных погромов. Еврейские деревни и городские кварталы громили и разрушали до основания с неописуемым варварством и жестокостью. Детей, беременных женщин и маленьких девочек вытаскивали на улицы и подвергали ужасным мучениям по специально разработанному плану. Только последующие зверства нацистов можно сравнить с этой катастрофой ненависти украинцев: «С 1918 года по 1921 год на Украине прошло больше двух тысяч погромов. Полмиллиона евреев остались без крова, тридцать тысяч убили, и вместе с теми, кто умер от ран и болезней, возникших из-за погромов, погибли сто пятьдесят тысяч евреев».6 Еврейское сердце Европы было опустошено от Вислы до Дона, черта оседлости превратилась в одну общую могилу.
Красная армия разбила белых, и к августу 1920 года докатилась почти до врат Варшавы. Но там Пилсудский и поляки в контрнаступлении отбросили русских назад к Пинску. Тогда окончательно стабилизировалась граница между Польшей и Россией и сохранялась до начала второй мировой войны. Поляки добавили к уже существующему мифу «еврей-большевик» рассказы о еврейских комиссарах, которые убивают невинных поляков. Трагедия русской революции была в том, что массы Польши, Литвы, Украины и России представляли себе евреев большевиками, хотя в основном евреи были против них и страдали от их репрессий сильнее других.
3 1867-1935. Польский национальный герой в двадцатых-тридцатых годах 20 века, потом стал диктатором. Хотя его антисемитская правая национальная политика выглядит умеренной на фоне общей ксенофобии и вирулентного антисемитизма, царившего в Польше того времени.
4 Сандерс, Берега отказа, 323.
5 1879-1926. Его застрелил еврейский юноша в отместку за погромы на Украине.
6 Гиттельман, стр. 106.
С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя
Рав Моше Лебель
Законы зажигания субботних свечей
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Законы, связанные с работой зажигания и тушения огня.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Бенцион Зильбер
Где, когда и почему зажигать ханукальные свечи?
Рав Исроэль-Меир Лау
Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...
Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»
Субботнее наслаждение прямо связано со светом в доме. Это — одна из причин, по которой перед наступлением шаббата зажигают свечи.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Приготовление еды в Йом-Тов
Рав Лейб Гельфанд
Почему женщина наказывается смертью за нарушение трех вышеупомянутых заповедей именно «при родах»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Чем праздник (йом тов) отличается от субботы?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Уриэль Зильбигер
Раби Иоси бар-Иеуда говорит: два ангела-служителя сопровождают человека, когда в пятницу вечером он возвращается из синагоги домой: один — доброжелатель, другой — осуждающий
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тора предписывает жить в суке семь дней точно так же, как все остальное время человек живет в своем доме.