Из цикла «Ам Исраэль хай», темы: Польша, Война, Антисемитизм, Политика, История еврейского народа, Берл Вайн, Диаспора, Ам Исраэль хай, Погромы
Самая большая еврейская община в Европе вне России находилась в Польше. Евреи составляли десять процентов ее населения, а в крупнейших городах, таких как Варшава, Лодзь, Краков, — до тридцати процентов. Поляки восприняли независимость как возможность отомстить. Они декларировали «Польшу для поляков» и быстро принялись подавлять все меньшинства в своих границах. Третьего ноября 1917 года Польша объявила о своей независимости. К 1921 году ее армия под руководством генерала Йозефа Пилсудского3 вступила в шесть военных конфликтов со своими меньшинствами и соседями. Евреи ужасно пострадали во время этих сражений, став «козлом отпущения» для обеих сторон, представляя прекрасную мишень для убийства садистских толп.
Главным образом Польша воевала за контроль над Восточной Галицией вокруг Львова (евреи называли его по-немецки Лемберг) с меньшинством. Это были украинцы, которые по культурным, религиозным и социальным причинам хотели объединиться с братьями на Украине, боровшейся тогда за независимость с Россией. Евреи хранили нейтралитет в этой войне, но их симпатии были на стороне поляков, меньшем из зол. Но, когда поляки захватили Львов, все кончилось жестоким погромом. Впоследствии в интервью Пилсудский отрицал погром: «Не думаю, что там было что-то серьезное, я еще не получил об этом полного отчета. Я должен выяснить. Но надо признать, что поляки не любят евреев. Евреев в Польше очень много, они представляют инородное тело, от которого всякий хочет избавиться».4
К 1923 году Польша оторвала Вильно от недавно образованного литовского соседа, многие евреи пострадали и во время этой войны. Литовцы обвиняли евреев в том, что они за поляков, а поляки считали их враждебными литовцами. Польско-литовская граница стала закрытой и опасной. Этот новый искусственный барьер был чуждым для евреев, которые всегда жили по обе стороны границы этих теперь враждующих стран, между городами и поселениями которых прежде шло общение и обмен. С концом войны ешивы стали возвращаться на родные места в древние центры учения и традиции в литовской Польше и Литве. Хотя Литва без Вильно была немыслимой для нормального литовца, как и еврея, но литовские националисты, сгорая от позора, быстро стали обвинять в этом евреев. Новый национализм малых меньшинств Европы привел к злостному антисемитизму и жестоким погромам. Неудивительно, что в начале двадцатых годов возникла массовая эмиграция из Польши и Литвы.
Но главной ареной войны для евреев стала Украина, где шла борьба за власть между тремя силами: Польшей, красной Россией и белой Россией. Весной 1920 года поляки дошли до Киева, оставляя по пути жуткие раны новой войны и добавляя их к старым ранам. Евреи, как обычно, ужасно страдали, а украинцы снова лили еврейскую кровь.
Русская Белая гвардия, которая вначале с большим успехом отчаянно боролась против большевиков, стала терпеть поражения, когда Троцкий организовал Красную армию. Украинская национальная армия под руководством Семена Петлюры5 вступила в союз с белыми, и вся Украина превратилась в арену беспрерывных погромов. Еврейские деревни и городские кварталы громили и разрушали до основания с неописуемым варварством и жестокостью. Детей, беременных женщин и маленьких девочек вытаскивали на улицы и подвергали ужасным мучениям по специально разработанному плану. Только последующие зверства нацистов можно сравнить с этой катастрофой ненависти украинцев: «С 1918 года по 1921 год на Украине прошло больше двух тысяч погромов. Полмиллиона евреев остались без крова, тридцать тысяч убили, и вместе с теми, кто умер от ран и болезней, возникших из-за погромов, погибли сто пятьдесят тысяч евреев».6 Еврейское сердце Европы было опустошено от Вислы до Дона, черта оседлости превратилась в одну общую могилу.
Красная армия разбила белых, и к августу 1920 года докатилась почти до врат Варшавы. Но там Пилсудский и поляки в контрнаступлении отбросили русских назад к Пинску. Тогда окончательно стабилизировалась граница между Польшей и Россией и сохранялась до начала второй мировой войны. Поляки добавили к уже существующему мифу «еврей-большевик» рассказы о еврейских комиссарах, которые убивают невинных поляков. Трагедия русской революции была в том, что массы Польши, Литвы, Украины и России представляли себе евреев большевиками, хотя в основном евреи были против них и страдали от их репрессий сильнее других.
3 1867-1935. Польский национальный герой в двадцатых-тридцатых годах 20 века, потом стал диктатором. Хотя его антисемитская правая национальная политика выглядит умеренной на фоне общей ксенофобии и вирулентного антисемитизма, царившего в Польше того времени.
4 Сандерс, Берега отказа, 323.
5 1879-1926. Его застрелил еврейский юноша в отместку за погромы на Украине.
6 Гиттельман, стр. 106.
С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»