Из цикла «Шимшон — судья Израиля», темы: Танах, Пророчество, Муж и Жена, Уважение, Назир, Гершон Вайс, Жертвоприношение, Книга Судей, Ангел, Шимшон
Маноах молился Б-гу и сказал: «Прошу Тебя, Ашем, пришли опять ко мне человека, которого Ты уже к нам присылал, и пусть он научит нас, что нам делать с ребенком, который скоро родится».
Народ Израиля привык к тому, что пророки предсказывали будущее, поэтому Маноах не сомневался, что этот «человек» послан Б-гом, и был уверен, что предсказанное чудо свершится. Маноах молился, чтобы посланец пришел к нему снова: он хотел знать, в чем будет состоять его ответственность перед этим ребенком, ибо чрево женщины еще не вынашивало подобного назира.
Очень важно отметить, что Маноах молился о возвращении «посланца Всевышнего», вместо того, чтобы бегать по улицам, разыскивая его. Для Маноаха молитва была средством достичь желаемого, средством не менее эффективным, чем действия в материальном мире1.
13:9 Б-г внял голосу Маноаха, и ангел опять явился женщине. Она сидела в поле, и ее мужа Маноаха не было с ней
В Писании четко сказано, что Б-г послал Своего ангела во второй раз только потому, что Маноах молил его об этом. В повторном явлении ангела не было никакой необходимости, ведь Цлелпонис подробно передала Маноаху все касающиеся ребенка указания. Но Маноах молился, и Всевышний внял его молитве. Отсюда мы учим, насколько Б-г близок к нам и как велика Его готовность ответить на наши молитвы!
Еще раз отметим, что ангел был послан «женщине», чтобы подчеркнуть ее величие. В то же время в Писании говорится, что он явился перед ней в поле, когда она была занята земным повседневным делом. Но ее духовный уровень был настолько высок, что даже в обыденной обстановке она была достойна откровения ангела.
13:10 Женщина поспешила и побежала, и сообщила своему мужу. Она сказала ему: «Вот явился ко мне человек, который уже являлся мне сегодня».
Цлелпонис попала в неловкое положение: Б-жий посланец опять стоял перед ней, а Маноаха, которому не терпелось увидеть «человека Б-га», не было рядом. Ни минуты не колеблясь, она попросила ангела подождать, а сама поспешила за мужем. Конечно, это был не самый учтивый поступок, но Цлелпонис была исключительно предана своему мужу и уважение к нему ставила выше всего.
Подобная история описана в Талмуде (Недар им 66). Человек из Вавилона женился на женщине из Эрец Исраэль. Однажды он попросил жену приготовить ему определенное кушанье. Поскольку они говорили на разных языках, женщина неправильно поняла просьбу мужа и вместо еды принесла свечи. Разгневавшись, он велел сломать их о бава, что означает «ворота». Но жена опять не поняла его и сломала свечи о голову мудреца Бавы бен Буты, который сидел поблизости, наблюдая за происходящим. Великий мудрец спросил женщину, почему она так поступила. Женщина отвечала: «Мой муж велел мне сделать это». И тогда мудрец произнес: «Да благословит тебя Б-г двумя сыновьями, подобными Баве бен Буте, ибо ты исполнила повеление мужа».
Хасид Рав Йосэф Яавец поясняет, что эта женщина заслужила благословение, потому что обладала добродетелью послушания мужу. А наши мудрецы учат: «Добродетельной можно считать только ту женщину, которая исполняет волю своего мужа».
В ответ на молитвы Маноаха Б-г послал ангела. Однако ангел явился не Маноаху, а его жене, чтобы возвысить ее в глазах мужа. Б-г устроил так, что ангел должен был ждать Маноаха, для того чтобы научить нас: ради согласия между мужем и женой даже ангел смиряет себя.
Не только ангелы и мудрецы смиряли себя, чтобы в еврейской семье царило согласие. Ради установления шалом байт (мира в доме) даже Б-г пренебрегает Своим достоинством. Так, если муж подозревает жену в супружеской измене, то допускается стереть Имя Б-га, чтобы в еврейском доме опять воцарился мир. Стирание Имени Б-га является частью процедуры доказательства невиновности жены (Бемидбар 5:11-31).
Подобным образом наши мудрецы смиряли себя во имя шалом байт. В Талмуде рассказывается, что однажды муж рассердился на жену за то, что она поздно вернулась домой с урока. Он отказался впустить ее в дом, пока она не плюнет в глаза мудрецу, который давал этот урок. Когда мудрец узнал об этом, он объявил, что страдает болезнью глаз, от которой его может вылечить только слюна. Женщина «оказала ему услугу» и, плюнув ему в глаз, вернулась домой к мужу.
Если Б-г и Его ангелы смиряют себя ради спокойствия в еврейской семье, то как же тогда должен смирять себя каждый человек ради мира в собственном доме!
13:11 Маноах встал и последовал за своей женой. Он пришел к посланцу и сказал ему: «Это ты разговаривал с женщиной?» И сказал тот: «Да, это был я».
13:12 И сказал Маноах: «Теперь исполнятся твои слова. Какой будет закон в отношении мальчика и что делать с ним?».
Маноах спросил ангела только о законах в отношении ребенка. Полностью полагаясь на жену в том, что касалось именно ее, он, однако, не был уверен, что она правильно поняла, как воспитывать ребенка, ибо ни одна женщина не вынашивала еще назира от рождения.
13:13 Ангел Ашема сказал Маноаху: «Женщина должна остерегаться того, о чем я ей сказал».
13:14 «Ничего, что приходит от виноградной лозы, она не должна есть. И нельзя ей пить молодого и старого вина. Не должна она есть ничего нечистого. Она должна следовать всему, что я ей приказал».
Как видим, ангел не ответил на вопрос Маноаха. Он только повторил законы в отношении Цлелпонис, тем самым подчеркивая, что женщина правильно поняла его слова и на нее можно положиться во всем, что касается рождения и воспитания великого и святого человека.
И опять мидраш объясняет нам, что это было сделано для того, чтобы муж еще больше полюбил свою жену и относился к ней с еще большим уважением. Б-г дважды посылал к ней Своего ангела, вновь и вновь подчеркивая ее величие: «Все это Я рассказал женщине», «Все это Я приказал ей». Каждый штрих должен был усилить уважение мужа к жене.
Такой же урок мы находим в Торе. «(Ангелы) сказали (Аврааму): Где Сара, твоя жена?». Он сказал: «Она в шатре» (Берешит 18:9). Цитируя наших мудрецов, Раши комментирует это так: «Ангелы знали, где была наша праматерь Сара. Но они задали этот вопрос, чтобы привлечь внимание к ее скромности и, тем самым, сделать ее более дорогой мужу». Авраам был самым добрым, самым заботливым из живущих на земле и, конечно же, очень хорошо знал все замечательные черты Сары. Тем не менее, когда он слышал, как другие превозносят ее, он еще больше любил и ценил свою жену.
Пророк записал все эти слова, чтобы поведение ангела служило нам примером. Если мы исполняем свои обязательства по отношению к супругу, как это предписано Торой, счастье поселится в нашем доме и наши дети будут счастливы.
Вот что говорит Маймонид о том, как муж должен обращаться со своей женой в соответствии с законами Торы2: Наши мудрецы заповедали, что муж должен почитать свою жену больше себя и любить ее так же, как себя. Если у него есть средства, он должен тратить их ей на благо в соответствии со своим достатком. Он не должен наводить на нее страх. Он должен разговаривать с нею мягко и ласково. В ее присутствии нельзя выказывать свое дурное настроение или гневаться.
Муж обязан заботиться о благополучии жены, и на праздники должен радовать жену, покупая ей платья и украшения.
Хафец Хаим подчеркивает, что если мужчина не может позволить себе больших расходов, он, по крайней мере, должен купить жене новую обувь на йом тов.
13:15 Маноах сказал ангелу Ашема: «Позволь нам задержать тебя и приготовить пред тобою козленка».
Маноах хотел радостным праздником почтить посланца Всевышнего и отблагодарить его за добрые вести. Для нас это напоминание о том, что надо стараться приложить все усилия для выражения признательности даже тому, кто являлся лишь носителем добрых вестей.
Благодарность — одно из важнейших качеств, которым должны обладать евреи, чтобы служить Б-гу. Наши мудрецы говорили: «Тот, кто отрицает добро, сделанное ему людьми, рано или поздно придет к отрицанию Б-жественного добра». В справедливости этих слов нас убеждает пример фараона, который сначала сказал: «Я не знаю Иосэфа», а позднее заявил: «Я не знаю Б-га». С другой стороны, Авраам мог убедить даже идолопоклонников признать Всевышнего и служить Ему, направляя к Нему их чувство благодарности. Предлагая им свое гостеприимство, он в ответ на благодарность говорил: «Истинный даритель — Б-г. Благодарите Его!»
Далее следует отметить, что Маноах предложил приготовить для гостя не просто одну порцию мяса, а «козленка», т.е. целую тушу, которую полагалось поместить на столе как знак особого внимания и уважения к почетному гостю.
В данном случае перед глазами Маноаха был пример Авраама, который поместил перед тремя гостями три целых языка, достаточных, чтобы накормит ими пятьдесят человек, . и хлеб, испеченный из трех сеа пшеницы, — около тридцати килограммов весом.
Авраам не знал, кто посетил его, но он рассматривал любое человеческое существо как отражение Б-жественного образа и поэтому оказывал гостям соответствующие почести.
13:16 Ангел Ашема сказал Маноаху: «Если ты задержишь меня, я не буду есть твой хлеб. Если ты сделаешь жертву всесожжения, то предложи ее Всевышнему». Маноах не знал, что это был ангел Ашема.
Сначала ангел сказал Маноаху, что не будет есть его хлеб, давая тому понять, что пророку не разрешается принимать подарки за передачу Б-жественного сообщения3.
Следующая фраза — попытка навести Маноаха на правильную мысль — принести жертву Б-гу4 : «Если бы ты сделал всесожжение». Благодарность Всевышнему должна исходить из сердца человека, поэтому ангел не говорит об этом прямо, а мягко направляет Маноаха к верному решению.
Этот фрагмент Писания напоминает нам о следующем: во-первых, при обучении следует избегать прямых указаний, предоставляя молодым людям возможность самостоятельно делать выводы: в этом случае урок усваивается глубоко и надолго.
А во-вторых, отсюда мы выводим важность благодарения Всевышнего за благие вести. Вспомним, что когда Б-г сообщил Аврааму о даровании Земли его потомкам, тот немедленно построил жертвенник Ашему (Берешит 12:7).
Маноах предлагал своему гостю еду, считая, что его посетил человек, а не ангел. На вопрос, почему Маноах ошибся, мидраш отвечает: «Мы учим, что когда пророки приходят исполнить волю Б-га, Руах акодеш вселяется в них и наводит страх на всех, кто их видит, делая их похожими на ангелов». Этим объясняется то уважение, с которым фараон относился к Моше и Аарону, не отказывая им в приеме.
Великий мудрец средневековья раби Иеуда Алеви пишет: «Любой, кто сталкивался с пророком и слышал его Б-жественные слова, испытывал духовный подъем и приобретал смиренность и чистоту. Пророк был живым доказательством великолепия Грядущего Мира» (Кузари 1:108).
13:17 Маноах сказал ангелу Ашема: «Как тебя зовут? Скажи нам свое имя и когда твои слова исполнятся, мы воздадим тебе почести».
Маноах непременно хотел каким-нибудь образом отблагодарить «человека Б-га». А поскольку Б-жий посланец не разрешил оказать ему почести немедленно, Маноах полагал, что ему будет позволено сделать это после исполнения пророчества.
13:18 Ангел Ашема сказал ему: «Почему ты спрашиваешь мое имя? Оно — Пели».
Ангел намекает Маноаху, что он не есть человек, как тот думает. Это намерение ангела соответствует каждому из трех объяснений, которые дает по этому поводу Мидраш раба (Бемидбар 10:18):
♦ Тебе не нужно знать мое имя, ибо ты никогда не увидишь меня вновь». Слово пели означает «спрятанный», т.е. отныне Маноах никогда не увидит ангела.
♦ У слова пели есть еще одно значение — «чудо»: «У меня нет особого имени, ибо я всего лишь один из множества ангелов, предназначение которых быть посланниками чудес Б-га».
♦ Так как предназначением ангела было объявить о рождении назира, ангел назвал себя «пели». Корень этого слова такой же, как и у слова Ки яфли, которое произносят, когда объявляют о решении принять обет назорейства (.Бемидбар 6:2).
Примечания
1 Разрешается ли молиться о незначительных вещах? См. Яарот Дваш 1:1; Бейт Элоким, Шаар атфила.
2 Рамбам, Ишут 15:19.
3 Бемидбар раба 10:18.
4 Там же, см. Рамбан, Ваикра 1:9.
С разрешения издательства Швут Ами
Журнал «Мир Торы»
Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца.
Рав Элиягу Вугенфирер
Заповедью является не только просьба о прощении, но и само возвращение ко Всевышнему
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Дни благоволения • Символы Элула • Трубление в шофар • Обычаи месяца Элула • Смерть разведчиков • 25-е Элула • Строительство стены вокруг Иерусалима • Не благословляем наступление Тишрей • «Слихот» • «Тшува» — Дар Всевышнего • Основы «тшувы»
Рав Йосеф Б. Соловейчик
из книги "О раскаянии". Два аспекта тшувы.
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Велико раскаяние, — оно достигает Трона Величия
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Полное возвращение возможно — правда, при условии, что оно сделано не ради выгоды. Кроме того, все плохое, совершенное ранее человеком, засчитывается ему как поступок хороший, праведный, со знаком плюс.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Воды Тихона
Рав Исроэль-Меир Лау
Рош аШана 2024 г.: праздник начинается 2 октября с заходом солнца и длится два дня
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Законы раскаяния»
Предписывающая заповедь: грешник должен прекратить грешить, вернуться к Всевышнему и исповедаться в своем грехе.
Рав Элияу Левин
Сложно сменить образ жизни со светского на религиозный. Однако мудрецы подробно обсудили специфику перехода и дали широкий ряд рекомендаций.
Рав Исроэль-Меир Лау
Законы и обычаи святого дня.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Устная Тора о первой главе Пятикнижия.