Из цикла «Законы шабата в кратком изложении», темы: Суббота, Шхита, Еврейский закон, Убийство, Кровь, Забота о здоровье, 39 мелахот, Яков-Йехезкель Позен, Запреты в Субботу, Животные
Это следующая после ловли мелаха в процессе выделки кожи: после того, как животное поймано, его режут, чтобы затем снять шкуру. Мелахой является не только собственно зарезание животного (шхита), но и любое действие, вследствие которого погибает живое существо, будь то зверь, птица, рыба, пресмыкающееся или насекомое. (Тем не менее в некоторых случаях, когда речь идет о причинении ущерба, можно умертвить живое существо, но об этом следует посоветоваться со знатоком Закона). Например, запрещается распрыскивать в шабат какое-либо средство против мух (в случае псик рейша, что они умрут); это равнозначно тому, как если бы их убили руками. Также запрещается раскладывать яд против мышей или насекомых, чтобы они съели его. Запрещено ходить в шабат в местах, кишащих насекомыми, где есть опасность псик рейша раздавить их. Если же ситуации псик рейша нет, это не запрещено, как и любое непреднамеренное действие.
Если в овощах и т.п. есть червяк, нельзя мыть их таким способом, при котором неизбежно погибнет.
Толада этой мелахи — пускание крови. О крови сказано: «Потому что кровь — это душа». Поэтому пускание крови приравнивается к отнятию души, неважно, идет ли речь обо всей крови или ее части. Для нарушения запрета необязательно, чтобы кровь вышла наружу: достаточно, если она растечется под кожей, и это уже считается пусканием крови. Поэтому, если у кого-то есть рана, запрещено выжимать или высасывать из нее кровь, а также мазать каким-либо средством, вытягивающим кровь. Всего этого следует остерегаться, поскольку прийти к нарушению тут очень просто. О случаях же непреднамеренного пускания крови см. ниже.
Любое действие, результатом которого является появление крови, запрещено. Поэтому, если необходимо протереть рану, нужно делать это осторожно, не нажимая, чтобы не выпустить немного крови, так как даже если это действие не направлено на пускание крови, все равно оно запрещено мудрецами. (Вопрос о крашении материала, которым обтирают рану, уже рассматривался выше — гл.21, п.3.) Аналогично нельзя тереть нарыв таким образом, который неизбежно приведет к появлению крови, это будет псик рейша. Тем не менее когда человек страдает, возможно, есть место для облегчения, если нет намерения пустить кровь (поскольку это можно уподобить закону о вытаскивании занозы, см. ниже).
Занозу тоже необходимо удалять так, чтобы при этом не выделилась кровь. Поэтому изначально, если известно, что кровь обязательно выйдет, не стоит вынимать занозу. Если же заноза доставляет сильное страдание (или есть опасность заражения), разрешается вытащить ее, даже если при этом наверняка пойдет кровь. Поскольку нет намерения пускать кровь, то это действие запрещено мудрецами, а они не распространили свои запреты на случаи страдания человека. Если поблизости есть нееврей, безусловно, будет правильнее попросить его вынуть занозу. Разрешается просить нееврея об этом даже в случае, когда заноза не причиняет страдания, и даже если при этом неизбежно появится кровь.
Хотя, как мы описывали выше, Тора запретила нажимать на рану, чтобы выжать из нее кровь (специально), все же разрешили жать на нарыв, полный гноя, когда он причиняет беспокойство (как объясняется ниже в главе 44 о лечении в шабат), даже если вместе с гноем обязательно выйдет немного крови, смешанной с гноем. И нет в этом никакого запрета. Это объясняется тем, что запрет пускания крови относится только к крови, которая пропитывает плоть. На кровь, которая уже отделилась от плоти (как, например, в случае ее смешения с гноем), запрет не распространяется. Однако при этом нужно остерегаться, чтобы не выдавить также и кровь, находящуюся в плоти, ибо это абсолютно запрещено (см. гл.44, п.15).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.