Из цикла «Законы шабата в кратком изложении», темы: Суббота, Еврейский закон, 39 мелахот, Яков-Йехезкель Позен, Запреты в Субботу, Животные
1. Определение мелахи
Ловля также является подготовкой к изготовлению одежды и подготовкой к выделке кож, так как, если человеку необходима натуральная кожа для одежды или какой-то другой цели, он должен прежде поймать животное. Запрет ловли Тора распространяет только на тех представителей фауны, на которых принято охотиться для какой-нибудь цели — для получения мяса, шкуры, или даже чтобы воспользоваться ими, хотя бы просто для игры. К тем же видам, на которые обычно не охотятся для какой-то надобности (ловить животных, чтобы предотвратить вред, который они могут причинить, не является по нашему определению охотой для надобности), запрет Торы не относится, даже если в данный момент их действительно отлавливают для определённой нужды; однако в любом случае это будет запрещено мудрецами. Если необходимо поймать тот вид животного, на который принято охотиться, но цель при этом — предотвратить вред от него, то это действие, как и любая мелаха, результат которой не нужен, запрещено только мудрецами.
Отсюда мы учим, что всякая ловля, прямой результат которой не нужен, не запрещена Торой, и ловлю для предотвращения возможного ущерба мудрецы не включили в свой запрет и разрешили ее. В тех же видах, на которые, как правило, не охотятся, и которые запрещены для ловли только мудрецами, облегчили еще больше и разрешили ловить их даже в случае, когда они доставляют лишь страдание, как будет объяснено ниже.
Поэтому разрешается поймать, например, змею, чтобы она не укусила, даже если ее укус не опасен, и хотя, в принципе, змея относится к видам, на которые принято охотиться для добычи, в данном случае действие рассматривается как предотвращение ущерба и не является мелахой из Торы, а запрещено мудрецами как мелаха, результат которой не нужен, и мудрецы не распространили свой запрет на случаи нанесения ущерба. Если на тело попала блоха и человек боится, что она может его укусить, то, поскольку блоха не принадлежит к видам, на которые охотятся, разрешено поймать ее, хотя тем самым предотвращается лишь возможное страдание, а не какой-то видимый ущерб. Подобно этому, пчелу или осу, готовую ужалить, разрешается накрыть каким-нибудь предметом. В этом случае даже необязательно применять закон о видах, на которые не принято охотиться, поскольку даже, если бы мы отнесли пчел к видам, на которые охотятся (а такое мнение действительно существует), их разрешили бы ловить из-за того ущерба, который может причинить укус пчелы.
2. Расстановка ловушек
Запрещено расставлять ловушки непосредственно в шабат. Реально в нашей жизни это может проявиться в запрете ставить мышеловки или развешивать клейкую бумагу для ловли мух.
3. Действия, приводящие к ловле
Как и в других мелахот, в ловле действует принцип псик рейша. Таким образом, запрещено совершать действие, из-за которого живое существо окажется пойманным, хотя это действие имело совсем иную цель и не было намерения поймать, но было ясно, что здесь есть псик рейша. Такое действие является нарушением Торы. Поэтому если в дом попало живое существо вида, который обычно ловят, и оно не сможет выйти наружу, если мы закроем дверь или окно, то это запрещено сделать даже при условии, что нам это нужно совершенно для иной цели, например, чтобы в доме не было холодно. Но поскольку существо оказалось запертым, налицо псик рейша, и это равносильно ловле. Если же дом достаточно большой, и схватить в нем животное будет стоить большого труда, можно облегчить, когда необходимо закрыть дверь из-за холода, но все же следует посоветоваться с раввином. Аналогично, когда муха попала в маленькую коробочку, запрещено закрывать коробочку до конца из-за псик рейша.
4. Домашние животные
Запрет Торы на ловлю распространяется только на тех животных, удержать которых можно, лишь поймав их. Животные же, привыкшие к домашним условиям (скот, ручные звери), считаются как бы уже пойманными и добровольно находящимися в этом статусе. Это справедливо в тех случаях, когда животные не выказывают сопротивления. Если же они начинают сопротивляться, то снова подпадают под запрет ловли. Таким образом, за кошкой или собакой, привыкшей к дому, можно закрыть дверь, даже подразумевая этим запереть ее и не дать возможность выйти, поскольку к домашним животным понятие ловли не относится.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.