Из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»», темы: Каббала, РАМХАЛЬ, Дерех Ашем, Небесный суд
[1] Устроил Господин, благословен Он, что все управление миром — как суд над обладающими свободной волей людьми, так и то, что подобает обновлять в мире и его обитателях, происходит в порядке, похожем на функционирование земного царства. И так сказали Мудрецы (Брахот 58а): «Небесное царство похоже на земное». А именно — в небесном Царстве есть суды высших и низших рангов со всеми их процедурами и законами. Ибо устроил Он различные суды духовных существ на известных уровнях и в известных порядках, перед которыми будут представлены все вопросы, подлежащие суду; их постановлениями будет определяться все происходящее. Как сказал Даниэль (Даниэль 4:14): «Дело это (принято) по решению ангелов и по желанию святых».
[2] Творец присутствует во всех этих судах, воздействует на них и дает им понять истинное содержание вопроса, чтобы свершился праведный суд. И есть суды, во главе которых Святой, благословен Он, как сказано (1 Мелахим 22:19): «Видел я Ашема, Сидящего на Своем Троне, и все Небесное воинство стоит возле Него справа и слева». Объяснили Мудрецы (Танхума, Шмот 14): «Эти склоняют [суд] вправо — в сторону оправдания, а эти склоняют [суд] влево — в сторону обвинения». И сказал Даниэль (Даниэль 7: 9-10): «Пока не были установлены кресла, и Предвечный воссел, … суд сел и книги раскрылись».
Но основа всего этого такова. Мы уже объяснили выше, насколько точен суд над каждым человеком. Ибо, вообще говоря, к каждому человеку есть множество исков, вытекающих из различных причин, по которым он будет судиться разнообразными судебными процедурами; и также, в частности, во всяком его деянии найдется предосудительный аспект и несколько различных сторон, ибо все явления мира на самом деле состоят из многих частей и проистекают различными путями.
Но все эти аспекты раскрываются в этих высших судах по правде, и каждому из воинства, находящегося в том суде, открывается, согласно его сущности, один из аспектов, так что всем вместе открываются все аспекты, и ни один из них не остается неизвестным, и тогда все будет взвешено согласно всем этим истинным аспектам, и вынесен подобающий приговор.
Однако окончательное решение примет глава того суда. И если это один из судов, где Господин, благословен Он, пожелал восседать там во главе, то, несмотря на то, что Ему все известно заранее, Он дает возможность всем Своим слугам — воинству, что пред Ним — высказать свои доводы согласно тому, что открывается им по правде из аспектов дела, и Он завершит суд подобающим образом, как мы упомянули.
[3] Из этого принципа вытекает, что Святой, благословен Он, судит мир не со стороны Своего знания, а согласно порядкам, которые Он возжелал и установил для этого. Один из этих порядков таков: не судить никакого дела ни в каком суде, пока перед ним не предстанут служители, назначенные над разбираемым явлением. А именно: Творец по Своему желанию назначил служителей из вида ангелов, чтобы надзирали над всеми явлениями, бытующими в мире, и эти ангелы придут в Высший суд и засвидетельствуют о явлениях, которые они постигли и которые открылись им, и тогда эти явления предстанут перед судом.
Я уже упомянул несколько раз, что все эти вещи не вытекают из Его знания, ибо ни одна из этих вещей не нужна Ему, так как Ему все известно изначально; но так решил Он и постановил в Своей чудесной Мудрости.
И согласно всем этим порядкам управляется мир. И на эти процессы и явления намекает Писание в своих параболах, как сказано (Берешит 11:5): «Ашем спустился посмотреть на город и башню, которые строили люди»; «И пришли ангелы, чтобы предстать пред Ашемом» (Ийов 1:6); «Глаза Ашема обозревают всю Землю» (Зехарья 4:10); «Это те, кого Ашем послал бродить по Земле» (там же, 1:10) и другие, подобные им: все это сказано о путях управления согласно порядкам, которые Он установил. Ангелы, назначенные надзирать над вещами в мире и свидетельствовать о них, называются «глазами Ашема». И когда Он открывает Себя в одном из судов для того, чтобы судить какой-то вопрос, например, дело строителей Башни в свое время, Тора говорит, что «Ашем сошел посмотреть». Таким же образом объясняются все подобные выражения.
Однако следует уразуметь, что подобие между всеми этими вещами и земным царством только в порядках. В образе же исполнения нет истинного подобия, ибо в материальных явлениях постижение и все остальные процедуры происходят относящимся к ним способом, а в духовных — согласно тому, что относится к ним из постижения и их аспектов.
[4] Господин, благословен Он, поставил и обвинителя, и это — Сатан, о котором сказано: «И пришел также и Сатан между ними» (Ийов 1:6). Его назначение — возбуждать дела в судах, и когда он взыскует, судьи принимаются за дело и начинают судить. Одно из проявлений качества доброты Всевышнего заключается в том, что человек не привлекается к суду, пока не обвинит обвинитель, хотя грехи грешника открыты перед Ним.
Но и обвинению обвинителя поставил Он законы и установил порядки, как и когда будет иметь место, как сказали наши Мудрецы, благословенна их память (Берешит раба 91): «Сатан обвиняет в минуту опасности», и как сказали (Брахот 55б): «Три вещи заставляют вспомнить о грехах человека …» и многочисленные подобные детали.
[5] У всех этих аспектов суда, в общем и частном, есть свои установленные законы и порядки, как постановила Его Мудрость о времени суда и его аспектах. Например, сказано Мудрецами (Рош ашана 16а): «В четыре момента судится мир», и как сказали (там же): «Царь входит судиться первым, прежде чем возгорится гнев»; «Урожай судится дважды»; и существуют различия между «до приговора» и «после приговора», и многие другие подобные детали.
Разрешение на публикацию было любезно предоставлено издательством «Швут Ами».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»