Из цикла «Дерех Ашем, главы из книги», темы: Провидение, Свобода выбора, Моше Хаим Луццато, Справедливость, Дерех Ашем, Небесный суд, Качества Творца
[1] Еще из того, что мы можем различить в провидении Всевышнего, что все порядки провидения и его пути — это прямота суда и четкость закона, как сказано (Теилим 45:7): «Скипетр Твоего Царства — скипетр прямоты». И написано (Мишлей 29: 4): «Царь правосудием установит землю».
И однако мы знаем поистине, что желание Святого, благословен Он, только делать добро, и Он любит Свои творения, как отец любит своего сына. Но по причине самой любви следует держать сына в строгости, чтобы в конце концов одарить его добром, как сказано (Дварим 8:5): «Ибо, как отец наказывает своего сына, Ашем, твой Б-г, наказывает тебя».
Получается, что правосудие и закон сами по себе проистекают из источника любви, и наказание Всевышнего — не удар врага и мстителя, а наставление отца, желающего добра сыну, как мы упомянули.
Из этого принципа вытекают два следствия: первое, что само наказание будет «подслащено» и не будет тяжелым и жестоким, ибо любовь «разбавит» суд милосердием; и второе, что иногда, в необходимый момент, перейдет Господин, благословен Он, через черту закона полностью и будет действовать милосердно, как сказано (ШмотЪЪ: 19): «И помилую, кого решу помиловать, и пожалею, кого решу пожалеть».
И получается, что Святой, благословен Он, возжелав свободный выбор человека и справедливость закона воздаяния, чтобы заплатить человеку по его делам, ставит как бы Свое управление в зависимость от действий человека, и воздает человеку добром или злом только по его делам.
Но на самом деле Господин, благословен Он, не подчинен никакому закону и не нуждается в ни в ком другом. Он не принуждается ничем, и поэтому, когда захочет использовать Свою вознесенность над всем, будет действовать и управлять по Своей воле, совершенно без вынуждения или задержки. Однако, когда Он управляет согласно правосудию, будет действовать согласно упомянутой зависимости (от человеческих действий); но когда Его Мудрость сочтет подобающим перейти черту закона, Он использует Свою вознесенность и единство Своей власти, не вменит в вину преступление и исправит Своей великой силой все, что было испорчено.
Таким образом, существуют два вида провидения: провидение Правосудия Всевышнего и провидение Власти и Единства. И двумя этими путям Господин постоянно надзирает над Своими созданиями. Ибо Он постоянно надзирает провидением Правосудия, судя каждое действие, и надзирает провидением Власти, Своей силой и мочью поддерживая существование Творения, чтобы оно не было разрушено из-за людских злых деяний.
[2] И еще необходимо знать, что Его воздействие разделяется на два вида: один из них — воздействие на тело, а второй — на душу. Сущность воздействия на тело мы уже объяснили, а именно, то, что относится к успеху человека и его спокойствию в этом мире. А воздействие на душу — то, что относится к разумению, знанию и близости человека к Всевышнему, к ценности и достоинству его души.
Ибо истинное хорошее состояние этого мира состоит в том, чтобы люди приобщились к мудрости и занимались служением Творцу, и чтобы Истина была открыта и ясна, и чтобы зло было преследуемо и повержено, а обман отброшен. Чтобы в мире не существовало никакого другого служения, кроме служения Б-гу, и все хорошие качества наличествовали бы и пересиливали, а плохие были бы отдалены и презренны. И соответственно этому умножатся спокойствие и тишина, не будет страданий, болезней и повреждений, и Господин, благословен Он, открыто поместит Свою Славу в мире и будет радоваться своим созданиям, и Его создания будут радоваться и ликовать перед Ним.
А обратное всему этому — когда люди влекутся за страстями, презирают мудрость и далеки от нее, когда вовсе не обращаются к служению или мало утруждают себя им, когда истина повержена на землю, зло пересиливает и преуспевает, и велики обман и заблуждение. Когда мир полон чуждыми служениями (идолопоклонством), хорошие качества исчезают, а плохие — множатся, и соответственно этому недостает тишины и нет спокойствия, а страдания и повреждения многочисленны. Господин, благословен Он, скрывает Свою Славу от мира, и мир крутится, как будто оставленный на волю случая и отданный природе; Святой, благословен Он, не радуется Своим созданиям, и люди не радуются перед Ним, и не знают, что это такое — радость творений перед своим Творцом. В такое время злые усиливаются, а добрые — унижены.
Выходит, что в каждом из этих состояний все аспекты, как относящиеся к телу, так и относящиеся к душе, получают воздействие от Всевышнего.
[3] Уже было объяснено в части 1, гл. 4, что состояние человека в этом мире таково, что материальность и тьма — основные в нем, а свечение лишь присоединяется и принимает в нем участие, и от него — сознание и разум. И в начале дней человека глупость его велика, а знание мало, но по мере взросления отрока умножается его знание.
Но в действительности, причина всех этих реальностей — в воздействии Всевышнего, ибо соответственно получаемому человеком воздействию, будут находиться в нем реалии в общем и частном. Корень же всего этого — сияние Его Лица или его сокрытие, которые, как мы объяснили выше в ч. 1, гл. 4, являются корнями существования добра и зла во всяком месте. И воздействие проистекает согласно сиянию Лица или его сокрытию, согласно тому, что установит Высшая Мудрость. Воздействие сияния порождает изобилие, чистоту и благородство, а воздействие сокрытия — нехватку, грубость и низменность.
Реальность существующих объектов и подобающее им управление составлены из этих аспектов сложным образом, ибо в одном и том же объекте могут находиться аспекты недостаточности с одной стороны и аспекты достаточности с другой, аспекты грубости и аспекты прозрачности, аспекты низменности и аспекты благородства.
Поэтому в воздействии, которое оказывается на каждую вещь, сияние и сокрытие должны совмещаться, согласно желаемому результату и тому, что коренится в этом воздействии.
И согласно порядку, который будет установлен, и месту в иерархии, в котором будут укоренены эти аспекты в воздействии, таков будет результат во всех его категориях и границах. Это — великий закон всех объектов и событий в любом месте.
[4] Когда мы посмотрим на всю совокупность состояний мира с момента его сотворения: на то, что уже произошло в нем, и на то, что предсказали пророки, мы обнаружим в нем четыре ступени, подобные стадиям развития человеческой особи с момента рождения и до достижения зрелости.
В первом состоянии глупость и тьма весьма усилены, и в большой мере отсутствует истинное знание о Творце, благословенно Его Имя, и о Его совершенстве. Это состояние наши Мудрецы назвали (Санхедрин 97а) «двумя тысячелетиями пустоты».
Второе состояние лучше, чем первое, и оно есть наше состояние сегодня, когда есть у нас, благодарение Б-гу, знание о существовании Творца и Его совершенстве, и Тора Всевышнего с нами, и мы служим перед Ним. Однако, отсутствуют знамения и пророчество, и недостает истинного разумения — духа святости (руах акодеш). Ибо, на самом деле, то, что человек познает своим разумом через свои человеческие занятия, по сравнению с тем, что он разумеет через духовное воздействие Свыше — как тело по сравнению с душой.
Третье состояние лучшее, чем предыдущее, имело место во времена Храма, когда человеческий род видел знамения и чудеса и обладал пророчеством. Однако эти дары достигали не всех, а только некоторых, да и тех с трудом, ибо уже существовали для этого недопускающие и задерживающие факторы.
Четвертое состояние — наилучшее из всех, о котором предсказывали пророки, что в будущем глупость не будет существовать вовсе, и дух святости будет излит на весь род человеческий без всякой трудности. Тогда можно будет сказать, что закончилось становление рода человеческого, ибо с того времени и далее он будет возвышаться и наслаждаться во веки веков.
[5] В вышеупомянутом аспекте воздействия на душу существуют еще временные и пространственные границы и другие условия. Ибо Всевышний постановил и устроил открываться в определенные моменты известными путями в большей степени, чем Он открывается в другие моменты, и также открываться в определенных местах в большей степени, чем в других местах. Все это имеет множество различных аспектов и деталей, отмеренных с предельной точностью соответственно тому, что нужно для исправления творений.
Этим обусловлена святость определенных дней и святых мест, в которых на людей будет оказываться большее воздействие, и они получат больший свет, чистоту и превосходство, согласно отмеренной [им] ступени.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»