Из цикла «Законы шабата в кратком изложении», темы: Суббота, Еврейский закон, Еда, 39 мелахот, Яков-Йехезкель Позен, Запреты в Субботу
1. Молотьба и лущение
После сбора урожая снопы молотят, чтобы отделить зерна от соломы. Толада молотьбы — отделение бобовых от сухих струч
ков после того, как стручки, подобно соломе, стали твердыми и непригодными для еды. То есть как у зерновых, вследствие молотьбы зерна становятся пригодными для еды, так и у бобовых зерна можно есть лишь после отделения. Если же стручки пригодны в пищу, отделение зерен от стручков разрешено, поскольку рассматривается как отделение еды от еды.
2. Выжимание
Выжимание плода для получения сока также запрещено, поскольку похоже на молотьбу. Как посредством молотьбы отделяют зерна от соломы с тем, чтобы сделать их пригодными для еды, точно так же, отделяя сок от плода, его готовят к употреблению в новом качестве: делают пригодным для питья.
Запрет Торы выжимать сок, даже если он нужен для питья, распространяется только на плоды, из которых повсеместно принято выжимать сок: маслиныи виноград. На выжимание плодов, которые перерабатывают на сок не всюду, но в некоторых местах, существует только запрет мудрецов. И несмотря на то, что запрет мудрецов мы должны выполнять также строго, как и запрет Торы, имеется все же некоторое облегчение, которое мы рассмотрим ниже.
Мудрецы запретили нам даже употребление сока, который сам по себе выделился в шабат из плодов, выжимание которых запрещено Торой. Объясняется это опасением, что разрешение употребления такого сока может привести к собственно выжиманию плодов. И не имеет значения, для чего изначально были принесены эти плоды — для выжимания или для еды. Так как принято их выжимать, то опасаются, что решат их выжать и тем самым нарушат запрет Торы. Сок, выделившийся из плодов, выжимание которых запрещено мудрецами, также запрещен, если они внесены не для еды (а для питья), из-за опасения, что это приведет к (их выжиманию, а затем и к) выжиманию тех плодов, выжимка которых запрещена Торой. Однако в этом случае, если плоды предназначены для еды, выделившийся сок не запрещен, так как обычно не желают, чтобы сок вытекал.
3. Выжимание в еду
Выше уже шла речь о том, что выжимание похоже на молотьбу, так как его цель — отделить от еды жидкость и тем самым придать ей новое качество: сделать ее питьем. Из этого следует, чтомелахой считается только такое действие, вследствие которого выделившийся сок можно назвать напитком. Но если и после выжимания полученный продукт называется едой, то мелаха не совершена, так как произошло лишь отделение еды от еды, что не похоже на молотьбу (как в случае с зелеными стручками), и это делать разрешено. Поэтому разрешено выжимать плоды в еду (чтобы улучшить ее вкус) в связи с тем, что полученный продукт остается едой, так как сок, который попадает в продукт по-прежнему считается едой, а не напитком, а отделение еды от еды не является мелахой.
Все сказанное относится к случаю, когда плод выжимают непосредственно в еду. Но выжимать его в пустую посуду, даже с целью добавить затем этот сок в еду, запрещено. Несмотря на то, что по сути закона можно выжимать в еду любые плоды, даже те, выжимание которых запрещено Торой (виноград и маслины), все же изначально устрожают и не выжимают эти плоды ни в коем случае, так как некоторые мудрецы запрещают делать это, ибо не разделяют между выжиманием в еду и изготовлением сока.
4. Выжимание лимонов
Запрещено выжимание лимонов, особенно в наши дни, когда большинство лимонов предназначено для выжимания. При нарезании лимона (или других запрещённых к выжиманию плодов) необходимо следить за тем, чтобы не резать над посудой, так как часто надавливанием ножа на плод выжимают сок, что разрешено только в том случае, если сок идет на выброс(немедленно). Лимон, положенный в чай или в другой напиток, нельзя давить ложкой. В вопросе о том, можно ли выжимать лимон на сахар с тем, чтобы потом положить его в чай, существуют расхождения междуахроним(мудрецами последних столетий). (Не говоря уже о том, что некоторые не выжимают лимон даже в еду.)
5. Что называется едой
В связи с разрешением выжимать сок плодов в еду, необходимо выяснить, что же называется едой, а что питьем? Если полученный продукт легко переливается и его можно пить, значит, это питье, в противном случае — еда. Если же еда смешана с жидкостью, то смотрят, чего больше: если больше еды, то вся смесь считается едой, если больше жидкости — питьем(поэтому необходимо следить за тем, чтобы после выжимания плода еды оставалось больше, чем жидкости). Теперь понятно, почему разрешено делать в шабат фруктовый салат, хотя практически невозможно не выжать при этом немного сока, который тоже попадает в салат. Но так как в посуде фруктов остается больше, чем сока, можно считать, что и в данном случае сок попадает в еду, а это разрешено (только сначала нужно приготовить такие фрукты, из которых не вытекает сок в момент нарезания, например, яблоки). Из этого следует и разрешение посыпать салат сахаром, несмотря на то, что сахар способствует выделению сока: этот сок тоже сразу попадает в еду и, соответственно, не считается жидкостью.
6. Как сосать фрукты
Любые плоды можно сосать, если положить их в рот целиком. Но когда их держат в руке и не вносят в рот полностью, следует воздержаться от сосания тех плодов, выжимание которых запрещено Торой. (Некоторые мудрецы устрожают и в других плодах, но в любом случае запрещено сосать мокрую одежду.)
7. Выжимание вареных плодов
Различные продукты, которые не содержали в себе изначально жидкости, а лишь впитали ее, как, например, вареные плоды или замоченный хлеб, также запрещено выжимать. Все же тут есть отличие: такие продукты запрещено выжимать только тогда, когда используется полученная жидкость. Таким образом, можно выжимать жидкость из продукта и даже в пустую посуду, чтобы в полученном виде съесть его, так как не собираются использовать эту жидкость.
8. Выжимание ткани
Запрет выжимания распространяется не только на еду, но и на ткань. Запрещено выжимать ткань ради жидкости, которая при этом получается, Причем совершенно безразлично, какая это жидкость — вода или что-либо другое. В любом случае к выжиманию относится запрет мелахи даш, если есть необходимость в выделившейся жидкости.
Выжимание ткани отличается от выжимания еды тем, что здесь, кроме запрета даш, может быть нарушен еще и запрет мелабен (отбеливания). Ведь выжимание ткани — часть стирки; таким образом, при выжимании совершается мелаха отбеливания.
Рамки мелахот даш и мелабен не идентичны, поэтому не всегда, когда совершают отбеливание, совершают также и молотьбу, и, наоборот, совершение молотьбы не означает совершения отбеливания. (См. гл.19, п.7, посвященный мелахе мелабен, где обе мелахи рассматриваются более детально.) Поэтому если ткань пропиталась водой или другой очищающей или отбеливающей жидкостью, то выжимающий ее совершает мелаху мелабен, но, помимо этого, если выделившаяся жидкости не выбрасывается, совершается также мелаха даш. Однако если жидкость, попавшая на ткань, не очищает ее и не отбеливает (например, красное вино), но выжимаемая жидкость используется, то совершается только мелаха даш. Если же и выжимаемая жидкость не нужна, то не нарушается и запрет молотьбы.
Выше мы уже писали, что не является нарушением выжимание плодов, которые изначально не содержали в себе жидкость, а впитали ее в себя (как, например, вареные плоды или размоченный хлеб), если нам не нужна полученная жидкость. Но если ткань впитала в себя жидкость, которая не отбеливает и не очищает, ее нельзя (на практике) выжимать, даже если выделившаяся жидкость не используется. (Разница в том, что в тех плодах существует только запрет мудрецов.)
В связи с этим, если какая-либо жидкость проливается на стол и необходимо смахнуть ее со скатерти, то следует делать это очень осторожно, чтобы, сметая жидкость ложкой или ножом, не нажать случайно на скатерть и не выжать ее, а лишь смахнуть еще не впитавшийся слой жидкости. В случае с очищающей жидкостью, даже идущей на выброс, можно прийти к нарушению запрета Торы. Но и с другими жидкостями, даже когда они идут на выброс, следует быть осторожным и не давить на ткань с силой.
При обтирании ребенка в шабат ваткой, тряпочкой или бумажкой, смоченной в масле, необходимо быть очень осторожным, чтобы не выжать ее в момент обтирания. (Но если ватка пропитана водой, то вообще запрещено использовать ее, поскольку запрещено в шабат замачивать в воде.) Таким образом, если в ткань впиталось большое количество масла, то при протирании кожи очень велика вероятность выжать немного масла и, соответственно, совершить мелаху даш.
Также запрещено пользоваться специальными салфетками, предназначенными для протирания кожи ребенка (есть подобные и для взрослых), пропитанными при изготовлении жидкостью или маслом, которые отжимаются при вытирании. Поэтому, чтобы быть уверенным, что отжима не произойдет, следует налить немного масла (или воды) на тело ребенка. А самое лучшее протирать ребенка рукой, так как в ином случае трудно не перейти установленной границы. Например, можно поместить испачканную часть тела ребенка в сосуд с теплой водой и почистить ее руками.
9. Выжимание волос
Мудрецы запретили выжимать в шабат волосы даже тогда, когда отжатая вода не используется. По этой причине не принято в шабат мыть все тело (кроме тех случаев, когда это связано с выполнением заповеди), чтобы случайно не выжать волосы.
10. Сепарирование меда
Как запрещено выжимать фрукты, так нельзя и отделять мед из сот.
11. Доение
Из-за опасности совершить мелаху даш запрещено доить в шабат животных (см. в Шульхан арухе детали законов о дойке коров и т.п. в шабат). Если у женщины возникает острая необходимость сцедить молоко, она должна посоветоваться с раввином.
12. Толчение снега и льда
Мудрецы запретили разминать снег или лед руками. Одни считают, что это действие похоже на выжимание, другие — на создание воды, третьи — на родившуюся в шабат вещь. По этому мнению запрещена даже та вода, которая получается из растаявшего само собой льда или снега. (Но можно положить его в стакан с другой жидкостью, т.к. полученная жидкость сразу попадает в другой продукт.) Изначально действуют согласно третьему мнению (кроме случаев особой необходимости), но постфактум не запрещают, даже если получившаяся жидкость хорошо различима и ни с чем не смешана. В связи с этим все поским разрешают класть в стакан с жидкостью кусочек льда, даже если он там растворится. Тот же самый закон действует и в отношении застывшего жира, который запрещено расплавлять.
13. Приготовление льда
Нет определённого мнения по поводу того, разрешается ли в шабат делать лед. Поэтому в случае нужды следует спросить у раввина. Что касается йом-това, хотя, безусловно, правильно приготовить все необходимое накануне, тем не менее постфактум, возможно следует облегчить в законах приготовления льда или мороженого в йом-тов.
с разрешения издательства Швут Ами
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Когда человек предстает перед судом, его спрашивают: “Торговал ли ты честно? Уделял ли время Учению? Исполнял ли приказанное плодиться и размножаться? Ожидал ли ты спасения? Изучал ли остроту мудрости? Старался ли понять одно из другого? И если даже на все ответил утвердительно, то хорошо, если страх пред Всевышним — его сокровищница, а если нет, то плохо”
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Глава из классической книги по мусару (этике) — «Орхот цадиким». «Стыд — это великая препона и железная стена, установленная перед всеми преступлениями».
Переводчик Виктория Ходосевич
Приближается Йом Кипур, и, готовясь предстать перед Судом, нам следует помнить, что все наши поступки записаны и учтены.
Рав Гершон Эдельштейн,
из цикла «Подготовка к Дню Суда»
Сущностью периода между месяцем Элуль и месяцем Тишрей является искреннее раскаяние. Человек должен помнить о том, что главным является Будущий мир, а не этот.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Месилат Йешарим, перевод одноименной книги раби Моше Луцатто»
Большинство сообразительных, умных и острых разумом людей строят свое образование, в основном, на тонкостях различных наук
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
«Что прежде был Петербург? Пустыня. А теперь же это — Бердичев!»
Рав Лейб-Нахман Злотник
Статья р. Лейба Нахмана Злотника о тайне ста благословений, которые предписано произносить каждый день
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Экев»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Йохевед и Пуа рисковали жизнью, нарушая приказ фараона убивать еврейских младенцев. Кто спас одного человека — как будто спас весь мир.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
На горе Синай Всевышний дал евреям законы о седьмом годе. Это место было выбрано неслучайно: Творец продемонстрировал, что только Он является истинным хозяином и владельцем еврейской земли.
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»