Из цикла «Законы шабата в кратком изложении», темы: Суббота, Еврейский закон, 39 мелахот, Яков-Йехезкель Позен, Растения, Запреты в Субботу
1. Вязание снопов
Скошенные колосья собирают и вяжут из них снопы, что и называется меамэр. Эта мелаха включает в себя не только изготовление снопов, но и сбор любых плодов в месте их произрастания. К ней относится и собирание плодов, упавших с дерева (даже до начала шабата). Некоторые добавляют, что этот запрет распространяется на сбор плодов в любом месте, а не только там, где они выросли(см. ниже).
2. Толадат меамэр
Запрещено прессовать в шабат инжир, то есть делать из инжира круги, слепляя плоды вместе. Это толада мелахи меамэр. По той же причине запрещено нанизывать плоды инжира на нить для последующего прессования. Следует уподобить этим действиям также изготовление бус или ожерелий из жемчуга и других материалов (что и без того содержит в себе запрет «починки предметов»).
3. Рассыпавшиеся плоды
Если кто-либо рассыпал плоды у себя в доме или во дворе, запрещено собирать их в корзину или сумку, так как это напоминает будничную работу (увда дэхоль). Однако если плоды рассыпались в доме, вероятно, следует разрешить собирать их, складывая за пазуху или в подол. (Хотя мы разрешили собирать плоды в доме, Тем не менее, если возможно с легкостью сделать это изменённым способом, следует так и поступить, поскольку некоторые считают, что и на места, где не растут плоды, распространяется запрет вязания снопов, как мы уже писали выше в п.1).
Этот запрет относится только к плодам, упавшим далеко друг от друга. Если же они после падения лежат рядом, разрешается собирать их в сумку или корзину. Это разрешение в силе только тогда, когда плоды не смешались с камушками или с землей. В противном случае их нельзя складывать даже за пазуху или в карман по причине «будничной работы».
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер
Проблема антисемитизма, его происхождение, почему религиозных евреев так не любят?
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
З. Рубашев
Движение украинских крестьян XVIII века против польской шляхты и католического духовенства сильнее всего обрушилось на еврейское население.
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Журнал «Мир Торы»
Антисемитизм
Журнал «Мишпаха»
«Это Тора, а это награда за выполнение её заповедей?» — Чем виноваты праведники и маленькие дети, погибшие в огнях Катастрофы?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Рав Берл Вайн,
из цикла «Ам Исраэль хай»
Лозунг «Бей жидов, спасай Россию» воплощается. Погромы на юге России негласно поддерживаются царским правительством.
Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»
Чтобы ответить на этот вопрос сначала посмотрим на вселенную глазами человека неверующего — того, кто считает все окружающее нас результатом некой случайности, а не спланированного Творения
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Рав Эзриэль Таубер,
из цикла «Тьма перед рассветом»
Уничтожение нацистами еврейской общины в Европе