Из цикла «Законы шабата в кратком изложении», темы: Суббота, Еврейский закон, Одежда, Еда, Мукце, 39 мелахот, Яков-Йехезкель Позен, Запреты в Субботу
1. Определение мелахи
После того, как урожай провеяли и отделили зерна от соломы и половы, обычно выбирают мелкие камушки и другой сор, который все еще смешан с зерном. Так же и бобовые: даже после того, как их уже отделили от стручков, остается примешанная к бобам шелуха, и ее отделяют, чтобы сделать бобы пригодными для еды. Обычно это делают с помощью сита или решета: сор просеивается, а бобы остаются наверху в решете и т.д.Совершающий подобные действия в шабат нарушает запрет Торы, так как это мелаха отбора (борэр).
Не имеет значения, отделяют ли несъедобную часть от съедобной, например, выбирая камешки из зерна, или съедобную часть от несъедобной, как в случае с бобовыми, которые выбирают из сора, — все эти действия включены в определение мелахи. Мелаха отбора относится не только к зерновым и им подобным, но и к любому отделению съедобного от негодного в пищуи, наоборот, способом, похожим на выбирание упомянутых выше типов растений (подробности смотрите ниже).
2. О каких видах говорит мелаха
Хотя всегда, когда говорят о мелахе отбора, пользуются терминами «съедобное и несъедобное», нет нужды, чтобы один из двух видов был действительно пригоден, а другой непригоден для еды: каждый раз, когда перед нами лежат два вида, из которых нужно выбрать один, мы сталкиваемся с проблемой отбора. Вовсе не обязательно, чтобы ситуация совпадала с упомянутым выше выбиранием сора из зерна, где, естественно, речь идет об отделении съедобного продукта от чего-то непригодного в пищу. Но даже если у нас есть два равноценных продукта хорошего качества и нам нужен в данный момент только один из них, а другой мы хотим отложить, начинают действовать законы отбора, как если бы мы выбирали между съедобным и несъедобным. В этом случае «съедобным» мы называем тот вид, который необходим нам в данную минуту, а «несъедобным» — тот, что мы собираемся убрать (даже если он нам скоро понадобится). И бо
лее того, даже если оба вида нам нужны сейчас и мы только хотим отделить один вид от другого, мы сталкиваемся с проблемой отбора, рассматривая это разделение, как отбор «съедобного» из «несъедобного». Здесь уже важно различать между выборкой для немедленного использования и выборкой для использования спустя некоторое время, между выборкой руками или с помощью какого-либо инструмента, как будет объяснено ниже.
Запрет этой мелахи относится не только к еде, но к любым предметам, представляющим два вида. Поэтому при сортировке различной одежды, книг, посуды и т.п., мы имеем дело с мелахой отбора (подробности смотрите ниже).
3. Цель мелахи
Есть два способа выполнения мелахи отбора: удаление несъедобной части из пищи или, наоборот, части, годной в пищу из несъедобной. В обоих случаях мы отделяем друг от друга съедобное и несъедобное, что и является целью мелахи. И то, и другое действие производится с одной целью: довести продукт до требуемого состояния, доработать его, сделав пригодным для еды (а в остальных предметах подготовить их к необходимому нам использованию). Таким образом, все то время, пока съедобная и несъедобная части смешаны, подразумевается, что продукт еще негоден в пищу. А тем, что мы отделяем несъедобное или, наоборот, отделяем еду от несъедобной части, мы делаем продукт годным. (Вот то «исправление», которое вносит эта мелаха, то есть посредством отбора делаем продукт годным для еды.) Сделать продукт пригодным к употреблению посредством выбирания — это и является сутью (целью) данной мелахи. (Есть авторитеты, считающие, что целью мелахи является разделение видов, см. п.8.)
4. Путем отбора и путем еды
Наши мудрецы, благословенна их память, учат нас, что еврей только тогда нарушает запрет Торы на отбор, когда он выбирает тем же способом, как это делают в поле или в хранилищах. Действия, совершенные таким образом, как это делают во время еды, не запрещены. Действие считается отбором, если оно совершается одним из трех следующих способов:
А. Если выбирают несъедобные части из пищи, и здесь нет разницы, нужно ли это в данный момент или понадобится только через некоторое время.
Б. Если выбирают съедобную часть из несъедобной, не собираясь ее использовать в данный момент.
В. Если выбирают съедобную часть из несъедобной даже для немедленного использования, но с помощью какого-либо инструмента.
Эти действия запрещены, как относящиеся к мелахе отбора. Однако если мы выбираем съедобную часть из несъедобной, чтобы использовать сразу же, и делаем это рукой, а не инструментом, это не тот способ, которым выполняется мелаха отбора, и такое действие квалифицируется как необходимое для еды и разрешено в шабат.
Таким образом, главный признак, в зависимости от которого действие считается запрещённым или разрешённым, — это сделано ли оно таким образом, как это делают при отборе, или таким образом, как это делают при еде (мудрецы передали нам правила, по которым мы можем об этом судить). Поэтому есть случаи, когда даже сделанные с помощью инструмента действия, а также отбор несъедобного из съедобного могут считаться способом еды и разрешаются, как будет объяснено ниже.
5. Условия отбора
Чтобы какие-либо действия рассматривались как мелаха отбора, должны выполняться следующие условия:
а. Должны обязательно присутствовать два вида. Если же есть только один вид, даже большой кусок и маленький, то можно выбирать любым способом.
б. Чтобы два вида пищи были перемешаны и человек выбирал из смеси видов один из них. Но если они уже разделены, можно взять один, и это не называется мелахой.
в. Должна выполняться мелаха отбора, То есть чтобы осуществлялись два условия, при которых действие считается мелахой: а) должна осуществляться цель мелахи; б) выполнение мелахи должно происходить соответствующим ей образом.
Другими словами, человек нарушает шабат в том случае, если своими действиями он достигает цели мелахи отбора, То есть выбирая, он «исправляет» «продукт» и делает его пригодным для «еды». И еще одно условие: способ его действий должен совпадать с тем, которым обычно делают работу отбора, а именно, — отделение съедобного от несъедобного. Если же отделения съедобного от несъедобного как такового не происходит, например, когда отделяют что-либо в самой еде (или в несъедобной части), то, несмотря на то, что тем самым «исправляют» продукт, делая его годным для еды, при этом не совершают нарушения, так как мелаха не сделана в соответствующей форме. Более подробные разъяснения смотрите в пунктах 8 и 9.
6. Два вида
Запрет выбирать действует только в случае, когда перед нами есть два разных вида. Если же есть только один вид пищи, к примеру, большие и маленькие куски рыбы, разрешается выбирать любым способом. При этом куски должны быть равноценными по качеству. Но если они различны, например, если перемешаны куски вареные с жареными или один приготовлен в сладком соусе, а другой в кислом и т.п., они уже считаются разными видами, и запрет отбора вступает в силу. Более того, даже если они равноценны, но среди них есть немного пережаренные куски, они рассматриваются как два вида, и отбор запрещен. По этой причине яичный белок и желток тоже считаются разными видами, и к ним относятся все законы отбора.
7. Отбор из смеси
Поскольку цель мелахи — отделение одного вида от другого, мелаха отбора совершается, только если виды перемешаны. Поэтому если они лежат на некотором расстоянии друг от друга, то они уже отделены, и можно брать один из них, не боясь нарушить запрет. Аналогично этому, когда твердое тело находится в жидком, например, кусочек рыбы или мяса в прозрачном бульоне или яйцо в воде, разрешено выбирать любым способом. Ведь поскольку оба вида различаются сами по себе, отдельно, и не образуют смеси, к ним не относится понятие отбора.
Но этот закон относится только к случаю, когда речь идет о кусках достаточно больших, так что человеческий глаз выделяет их как самостоятельные. Но если они маленькие и не заметны ясно, как нечто отдельное, они рассматриваются как смесь, и выбирать запрещено. Поэтому нельзя удалять муху, упавшую в напиток. Хотя можно сравнить эту ситуацию с куском рыбы или мяса в соусе, ведь, как и там, муха различима, мудрецы пришли к мнению, что все же муха слишком мала и недостаточно заметна, а потому считается частью смеси. Таким образом, единственный способ вытащить муху — это достать ее вместе с небольшим количеством жидкости.
Исходя из этого принципа, мы могли бы сказать, что большие куски или большие плоды разных видов, лежащие вместе, хорошо различимы и не должны считаться смесью. Но было установлено, что и в данном случае следует придерживаться законов отбора. Однако в этом случае следует облегчить по сравнению с другими вариантами отбора: если необходимый нам кусок или плод находится под другим, разрешается убрать верхний, чтобы добраться до нужного нам. Но сделать это разрешается только непосредственно перед едой.
Главная цель мелахи: отделяя годную часть пищи от негодной, исправить и подготовить продукт к употреблению. Поэтому, если виды не смешаны, выбирая один из них, мы не осуществляем отделения. Но если два вида, даже очень хорошо различимые, для употребления в пищу требуют отделения друг от друга, это «исправление» будет входить в запрет мелахи отбора.
Кусок, часть которого съедобна, а часть нет, все то время, пока они вместе, еще не годен для еды, и поэтому отделять несъедобную часть запрещено (или наоборот, съедобную, если это не происходит непосредственно перед едой). И хотя здесь нет смеси, ведь каждый вид хорошо различим, но поскольку для употребления в пищу они требуют «исправления», разделения, этот случай относится к мелахе отбора. Таким образом, отделяя съедобную часть одного куска от несъедобной, мы тоже совершаем работу отбора, так как тем самым «исправляем» продукт и приготовляем его для еды. По этой причине запрещено отрезать от жирного куска мяса жир, если мы не собираемся его есть, поскольку этим мы готовим кусок мяса для употребления в пищу. Похожая ситуация, когда снимают с поверхности супа жировую пленку, которую не хотят есть. Хотя каждый из видов хорошо различим, до тех пор, пока суп покрыт жиром, мы не будем его есть. И поэтому, снимая жировую пленку, мы «исправляем» суп и делаем его годным в пищу, что является выполнением мелахи отбора.
8. Действие отбора — с позиции цели мелахи
Цель мелахи отбора — «исправить» и подготовить продукт к использованию. Поэтому если, выбирая, мы не исправляем продукт до конца, и съедобная и несъедобная части все еще смешаны, действие не считается отбором. Даже если до того большое количество несъедобного было смешано с едой, а теперь его осталось совсем немного, все время, пока не окончено «исправление» продукта, то есть он не очищен от негодной части полностью, мелаха не совершена. Тем не менее поскольку есть комментаторы, полагающие, что запрет отбора относится и к отделению негодной части самой по себе (даже если при этом еда еще не исправлена — прим.пер.), на практике мы берем вместе с негодной частью немного от съедобной части (см. ниже). Так, когда суп покрыт пленкой жира (и они слегка перемешаны), и мы хотим есть суп без жира (в таком случае жир считается несъедобной частью), можно снять жир таким образом, чтобы небольшая часть его осталась в супе. Поскольку в результате суп остался смешанным с жиром, цель мелахи не выполнена до конца, и мы не можем назвать такое действие совершением запрещённой мелахи. Тем не менее следует также удалить вместе с жиром немного супа, чтобы соблюсти закон и по мнению тех, кто считает (см. выше), что нельзя брать несъедобную часть без небольшого количества еды, даже если толика негодной части остается внутри еды. И так же поступать наоборот, то есть выбрать всю негодную часть, взяв при этом немного еды, запрещено, так как тем самым мы исправляем еду, очищаем ее от мешающей нам части и, следовательно, выполняем цель мелахи отбора.
9. Действие отбора — с позиции формы мелахи
В каждом виде мелахи существует особый способ ее совершения, и только совершая ее в такой форме, мы производим нарушение. Обычно это так и называется «сделанное в форме данной мелахи». Также и в отборе нам переданы особые признаки формы мелахи. Как объяснялось выше, способ совершения мелахи отбора — разделение съедобного и несъедобного. Поэтому, даже если продукт исправлен с помощью отбора (см. выше п.8), чтобы считать мелаху совершенной, мы также должны сделать этот отбор по определённой форме.
Представим себе кусок, часть которого съедобна, а часть нет, например, жирный кусок мяса. Если мы не хотим есть жир, он будет считаться несъедобной частью. В этом случае мы можем разрезать кусок либо по съедобной части (мясо), либо по несъедобной (жир) «.. И хотя, разрезая по съедобной части, мы делаем ее годной для употребления, поскольку мы не совершили отделения полностью, то есть не сделали отбор в требуемой форме (разделение съедобного и несъедобного), наше действие рассматривается как будто мы разрезали еду(или несъедобную часть) надвое. (Некоторые требуют, чтобы, разрезая мясо, оставляли вместе с жиром определённую значимую часть мяса). В этом заключается суть разрешения, описанного выше: достать упавшую в напиток муху, взяв при этом немного самого напитка. И хотя мы все-таки исправляем оставшийся напиток, делая его пригодным для питья, и тем самым выполняем цель мелахи, все же, поскольку мы не делим на месте несъедобной части, это подобно случаю с мясом и жиром. И как там разрешалось разрезать по мясу, так и здесь, в месте, где нет мухи, нет смеси съедобного и несъедобного, и мы можем вынуть муху вместе с небольшим количеством напитка, тем самым разделяя внутри напитка и не совершая при этом мелахи отбора. (Есть, однако, законоучители, несогласные с таким подходом и считающие, что следует отливать жидкость из бокала до тех пор, пока муха не выйдет вместе с ней.)
Точно так же, если имеется виноградная гроздь, в которой есть испорченная ягода, мы не можем удалить эту ягоду из-за запрета отбора, но мы можем оторвать целиком маленькую веточку, на которой находится эта ягода. И хотя этим действием мы очищаем всю гроздь, мелаха отбора при этом не совершена, так как мы отделяли в месте съедобной части (затем можно отделить испорченную ягоду от маленькой веточки следующим способом: держась одной рукой за испорченную ягоду, потянуть другой рукой веточку, чтобы испорченная ягода осталась в руке).
Таким образом, для совершения мелахи отбора необходимы два условия:
а) чтобы была выполнена цель мелахи, То есть чтобы в результате отбора продукт был исправлен (или несъедобная часть отделена). Поэтому, если выбирают таким образом, что съедобная и несъедобная части остаются смешанными, это не считается мелахой отбора и разрешено.
б) должно быть совершено действие отбора, т.е. необходимо разделить между съедобной и несъедобной частями. И поэтому, когда разделяют по съедобной части (или наоборот), хотя мы готовим тем самым пищу к употреблению, это не называется отбором, поскольку в этом случае не выполнено действие отбора. Это рассматривается лишь как разделение надвое пищи (или несъедобной части), что разрешено.
Все сказанное относится к вещам хорошо различимым, таким, как кусок мяса с жиром или суп с пленкой жира на поверхности. Однако в случае, когда виды плохо различимы, то есть перемешаны вместе, они считаются смесью, и тогда даже разделение по съедобной части квалифицируется как выделение еды из несъедобной части и запрещено.
10. В процессе еды — для немедленного использования
Только если действие выполнено так, как производится мелаха сортировки, оно называется отбором. Однако если сортировка делается в процессе еды, она не является отбором и разрешена. Что мы называем “процессом еды”? Если выбирают съедобное из несъедобного, причем делают это рукой и для того, чтобы использовать немедленно, а не через некоторое время. Что называется немедленным использованием? Непосредственно перед трапезой (в вещах несъедобных — перед тем, как ими воспользоваться), то есть в то время, когда обычно начинают готовить трапезу, считается, что сортировка делается в “процессе еды”. Естественно, это время меняется в зависимости от объема трапезы. Если на трапезу приглашено много гостей, то она требует более серьезной подготовки, и начинается эта подготовка гораздо раньше. В таком случае и отбирать съедобное из несъедобного разрешается раньше. Однако для небольшой трапезы следует начинать отделять буквально непосредственно перед самой трапезой. Поэтому запрещено начинать готовиться к утренней субботней трапезе рано утром: следует дождаться времени, когда молящиеся выходят из синагоги (или близко к этому времени), иначе подготовка не будет считаться сделанной “непосредственно перед едой”.
Нет разницы, готовим ли мы для себя (то есть мы участвуем в трапезе) или для других. Тот же закон действует, когда готовят корм для скотины, и в этом случае разрешается выбирать съедобное из несъедобного непосредственно перед кормлением скотины.
11. Отбор рукой
Когда разрешается отделять пищу от несъедобных частей непосредственно перед едой, подразумевается, что мы должны делать это рукой, так как только тогда считается, что мы делаем это “ в процессе еды”. Отбор же с помощью инструмента не разрешен, так как называется “путем совершения мелахи”. Необходимо отметить, что есть случаи, когда сортировка с помощью инструмента входит в “процесс еды”, и тогда разрешают выбирать и инструментом. Поэтому разрешается есть вилкой, ножом и ложкой, даже если при этом разделяют съедобное и несъедобное, поскольку понятие “процесс еды” включает пользование этими предметами, и мы не обязаны есть руками.
Сказанное выше справедливо только во время еды. Однако перед едой в момент приготовления пищи не следует пользоваться этими инструментами для отделения съедобного от несъедобного. Например, не следует пользоваться ножом, чтобы отделить мясо от костей перед едой, — это нужно делать рукой (см. ниже). Тот же закон действует, если мы хотим снять сливки с молока, чтобы добавить их в кофе: нельзя для этого воспользоваться ложкой, так как это будет считаться отбором с помощью специального предмета. Но разрешается слить сливки с молока — это считается отбором вручную. Можно даже снять их ложкой, если мы возьмем немного молока вместе со сливками, или, наоборот, оставим немного сливок в молоке способом, описанном в п.п. 8 и 9. (Хотя мы писали выше, что не следует использовать перед едой инструменты даже для отделения съедобного из несъедобного, по этому вопросу нет единого мнения, и некоторые разрешают снять ложкой сливки с молока, чтобы добавить их в кофе. Согласно этой точке зрения, разрешается также воспользоваться ножом перед едой, чтобы отделить мясо от костей и пр. Поэтому в ситуации, когда невозможно сделать разделение рукой, следует проконсультироваться у раввина).
Только если выбор произведен с помощью предназначенного для того предмета, есть различие, сделано ли это во время еды или непосредственно перед ней. Например, отделение мяса от костей ножом мы разрешили во время трапезы и запретили перед ней. Однако если нужно только взять что-либо из еды с помощью прибора, к примеру, насадить на вилку один из кусочков и извлечь его из общей массы, поскольку в этом случае нет отбора инструментом, и инструмент лишь помогает достать то, что нам нужно, — такое действие не называется “отбором с помощью инструмента” и разрешается, как и любое отделение съедобного от несъедобного непосредственно перед едой.
Если у нас есть стакан с напитком, на дне которого скопился осадок, например, стакан кофе с гущей, можно перелить сам напиток с тем, чтобы осадок остался в стакане, и это равнозначно отделению рукой. И хотя стакан тоже помогает нам в отделении, но так как отбор не производится инструментом, он считается сделанным рукой, и поэтому его также можно делать перед едой (или питьем). (Сказанное относится к ситуации, когда сливают всю отстоявшуюся часть. Если же часть напитка остается вместе с осадком, это вообще не считается отбором и разрешено даже задолго до трапезы, см выше п. 9.)
12. Снятие кожуры с плодов
Снимать в шабат кожуру с плодов разрешается, даже если эта кожура не годится в пищу. Когда мы счищаем кожуру, мы как бы отделяем несъедобную часть от съедобной, что в принципе запрещено даже во время еды. Тем не менее поскольку нет другого способа съесть плод, считается, что мы делаем это в процессе еды (и так этот плод едят). И поэтому такое действие не подобно отбору и разрешено. Ясно также, что можно снимать кожуру ножом (но не специальным приспособлением для чистки), и хотя в этом случае мы используем инструмент, поскольку так принято есть этот плод, считается, что мы делаем это “в процессе еды”. Поскольку мы пользуемся здесь разрешением “в процессе еды”, можно чистить кожуру плодов только непосредственно перед трапезой, как и во всех других случаях отделения съедобного от несъедобного. Поэтому утром в шабат следует воздерживаться чистить лук или яйца до выхода мужчин из синагоги, так как время до этого не называется “непосредственно перед трапезой”.
13. Косточки плодов
Есть авторитеты, выводящие из разрешения чистить кожуру плодов (хотя это фактически выбор несъедобного из съедобного, но он разрешен, поскольку так едят эти плоды), что разрешается также вынимать косточки (зернышки) из фруктов, несмотря на то, что при этом мы вынимаем несъедобное и оставляем съедобную часть, так как и это считается “процессом еды”. Однако поскольку не все авторитеты согласны с этим мнением и есть устрожающие в этом вопросе, будет правильно по возможности устрожить, чтобы соблюсти закон по мнению всех алахических авторитетов.
Поэтому для плода с единственной косточкой, которая не слишком сильно к нему прикреплена, можно посоветовать следующее решение проблемы: одной рукой взяться за косточку, а другой потянуть плод, и получится, что мы отделяем съедобное от несъедобного. То же самое, если мы хотим отделить плод от плодоножки: нужно взяться за плодоножку и потянуть плод. Если же косточка крепко связана с плодом или есть много косточек, как, например, в винограде, то такой фрукт кладут в рот целиком, а косточки выплевывают.
Арбузы или дыни, в которых обычно бывает много зерен, разрезают на части и встряхивают их с силой, чтобы зерна выпали сами. Оставшиеся же зернышки следует вынуть изменённым способом. Если по каким-то причинам это трудно сделать, можно опереться на мнение “облегчающих” закон, но, само собой разумеется, только непосредственно перед едой.
14. Отделение костей от мяса
К этой же группе законов относится и положение об отделении мяса от костей: мясо рассматривается здесь как съедобное, а кости как несъедобное. Мясо и рыбу, из которых не вынули кости заранее, до начала шабата, следует есть очень осторожно, так как легко нарушить запрет отбора. Поскольку есть правило, разрешающее отделять съедобное от несъедобного перед трапезой, можно также снять мясо с костей незадолго до еды. И если принято это делать вилкой и ножом, то и в данном случае можно использовать эти приборы, однако только во время еды. (Можно ли это делать перед трапезой, зависит от обстоятельств, о которых мы писали в п.11.)
В случае, когда трудно снять мясо с костей, например, если косточки очень мелкие, разрешается вынимать кости из мяса, оставляя при этом на них немного мяса, которое собираются съесть. Совсем мелкие косточки, на которых нет мяса, после того, как их отделили от мяса, нужно обсосать. (Если мясо находится вокруг всей кости, разрешается удалить кость вместе с мясом вокруг, даже если не собираются есть мясо, как было описано в п. 9.)Все сказанное выше справедливо только в процессе еды, когда можно положиться на взятие с костью небольшого количества мяса или мелких косточек, предназначенных для обсасывания. Но перед едой, при подготовке к трапезе, правильнее отделять мясо от костей, то есть съедобное от несъедобного, причем рукой, а не прибором. То есть в этом случае нельзя использовать нож, чтобы снять мясо с костей, как объяснялось выше (см. начало этого раздела). Если же трудно отделить мясо от кости без ножа, тогда, возможно, по мнению всех авторитетов разрешается взять для этой цели нож.
В ситуациях, когда вышеописанное трудно выполнить и когда крайне необходимо это сделать, например, при приготовлении еды для маленьких детей, можно положиться на мнение тех, кто разрешает вынимать кости из мяса также перед едой. Но и тогда необходимо делать это рукой, а не прибором и пр., и прежде следует спросить раввина.
И возможно отсюда берет свое начало обычай, принятый во многих семьях, есть в шабат фаршированную рыбу. Так как все кости уже удалены, мы уверены, что нет никакой опасности нарушить шабат.
15. Мясной жир
Если перед нами жирный кусок мяса, и мы не хотим есть жир, то этот жир становится несъедобной частью, и отделять его от мяса следует с большой осторожностью, чтобы не совершить мелаху отбора. Как следует поступить? Можно отрезать мясо от жира во время еды, то есть выбирать съедобное из несъедобного и даже с помощью инструмента. Разрешено делать это в процессе еды, а, возможно, следует разрешить также и перед едой. Если хотят отделить жир заранее, нужно разрезать по мясу так, чтобы по всему разрезу на жире остался тонкий мясной слой (некоторые считают, что это должна быть значимая часть мяса), или по жиру, оставив при этом небольшой слой жира на мясной части, как было описано выше в п.9. А если кто-либо из присутствующих за столом желает есть жир, тогда отделение жира будет считаться отбором съедобного из съедобного, что разрешено для немедленного использования (см. выше п.2.). Тот же закон относится к птице, с которой не снята кожа: для того, кто не хочет ее есть, она считается несъедобной частью. (См. выше п.12).
16. Ситечко
Запрещено пользоваться в шабат ситечком даже для отделения съедобного от несъедобного, так как это отбор с помощью специального прибора. Также запрещено пользоваться ложкой с дырками, которой вынимают куски из соуса или супа, поскольку, вынимая пищу из соуса, мы совершаем отбор съедобного из несъедобного (соус, который не нужен нам в данный момент, квалифицируется как несъедобное) с помощью специального прибора, что запрещено даже непосредственно перед трапезой.
И тем более нельзя вынуть такой ложкой несъедобный кусок, что является выбором несъедобного с помощью специального инструмента и т.д.17. Заварочный чайник и пакетик чая
Подобно тому запрещено использовать заварочный чайник с дырочками внутри в случае, если заварка еще перемешана с чайными листьями, так как, наливая заварку, мы будем фильтровать чай, что является отбором в чистом виде. Поэтому человек, заваривший чай в чайнике с дырочками, должен выливать чай не через носик, а сбоку, способом, описанным в п.11 (случай кофе с осадком), то есть выливать нужную нам часть до тех пор, пока мы не достигнем части, смешанной с осадком. А если делать это непосредственно перед питьем, то можно выливать полностью всю жидкость. Этот же закон относится и ко всем другим напиткам.
Следует остерегаться отбора и в случае с пакетиком чая, поскольку пакетик сам является фильтром. Поэтому в шабат нельзя вынимать пакетик из чая, так как это самый настоящий отбор, и в этой ситуации нет другого выхода, кроме как сливать чай, пока мы не достигнем части, смешанной с пакетиком, и оставить его в стакане. А больше того запрещается даже пить, так как мы отделяем таким образом напиток из смеси с листьями. И хотя это делается в процессе еды, не разрешают выбирать съедобное из несъедобного с помощью инструмента даже во время еды. Поскольку в этом случае очень легко совершить нарушение, лучше всего приготовить чай до наступления шабата таким способом, чтобы заварка не была смешана с листьями, и тогда мы будем уверены, что не придем к нарушению шабата, не дай Б-г. (Относительно заваривания чая см. ниже главу 16, посвященную законам варки пищи).
18. Отбор с помощью воды
Нарушить законы отбора можно, и выбирая посредством воды. Каким образом? Фрукты и овощи, смешанные с грязью, песком и другим мусором, запрещено класть в наполненную водой посуду, чтобы очистить от мусора. В воде грязь отойдет и упадет на дно, и, таким образом, плоды очистятся. Получается самый настоящий отбор. Подобно тому, если мы положим в воду плоды, к которым прилипла солома, вода вытолкнет солому на поверхность, и это тоже будет считаться отбором, причем отбором с помощью специального приспособления, так как вода в этом случае является средством отделения съедобного от несъедобного. Запрещено также мыть такие плоды под краном, и это считается отбором, поскольку в результате овощи и фрукты очищаются от налипшей на них грязи. Однако разрешено мыть плоды из соображений гигиены, как мы привыкли мыть яблоки и пр.. Если же плоды запылены, или на них налип другой сор, как это часто бывает с виноградом, или если плоды упали на землю и к ним прилипла грязь, есть устрожающие и не моющие такие плоды в шабат, считая и такое действие отбором. Поэтому (чтобы удовлетворить также и мнению тех, кто устрожает,) лучше мыть виноград перед шабатом. Если же плоды упали на землю, следует почистить их какой-нибудь тряпкой (старой одеждой) и тем самым поступить согласно всем мнениям. Тем, кто полагается на облегчающее мнение, следует мыть овощи непосредственно перед трапезой.
19. Мусор-мукце
Есть виды мусора, которые, хотя и перемешаны с пищей, считаются мукце. Например, орехии скорлупа, лежащие вместе в тарелке, причем скорлупы больше. Поскольку она является мукце, нужно стараться, беря орехи, не дотрагиваться до скорлупы, чтобы не двигать ее. Поэтому лучше всего, когда едят орехи в шабат, не возвращать скорлупу обратно в тарелку с орехами, чтобы она не завалила орехи и не возникла опасность перемещения мукце.
20. Отбор в других предметах
Мы уже писали, что мелаха отбора относится не только к пище, но и к другим предметам: посуде, одежде, книгам и пр. В этих предметах тоже существует запрет выбирать.
21. Посуда
Запрет отбора распространяется на различные виды посуды, смешанные друг с другом, такие как ножи, ложки, вилки — большие и маленькие. И так же, как в отношении пищи можно выбирать только съедобное из несъедобного для немедленного употребления, так и здесь можно взять только нужное нам в данный момент и непосредственно перед едой. Закон отбора по отношению к столовым приборам можно уподобить закону, касающемуся хорошо различаемых продуктов (таких, как крупные фрукты). Как и в случаях, описанных в п.7, можно отодвинуть верхние предметы, чтобы добраться до нижних, нужных нам в данную минуту, так и здесь можно искать один из необходимых приборов, даже, если он лежит внизу, под другими. Поэтому, если столовые приборы перемешаны, нельзя начинать упорядоченно раскладывать их на субботнем столе рано утром до выхода в синагогу, поскольку в таком случае, выбирая и кладя каждый предмет на свое место, мы совершаем отбор, результаты которого пригодятся лишь спустя некоторое время, а это запрещено.
Подобно этому запрещено выбирать перемешанные столовые принадлежности и складывать их в порядке в шкафу, так как это тоже считается отбором. Хороший способ избежать этого: моя посуду, сразу же после вытирания складывать попавшие под руку предметы, каждый вид отдельно. И тогда, закончив вытирать, мы можем положить каждый вид, который уже лежит отдельно, на свое место, не опасаясь нарушения. (Этот совет имеет место в случае, если и без этого собирались вытирать посуду. Однако если собираются вытирать посуду только с целью избежать запрета отбора, это будет запрещено.)
22. Книги
Так же и к книгам, положенным вперемешку, относится понятие отбора, и запрещено искать среди них книгу, если только она не необходима нам в данную минуту. Но в случае, когда книга нужна в данный момент, можно искать ее, даже если при этом нам придется убрать верхние книги, чтобы добраться до нижних, точно так же, как в отношении посуды и одежды. Но и в том случае, когда книга понадобится нам через какое-то время, можно найти способ избежать нарушения, например, прочитать из нее немного прямо сейчас. И поскольку каждое выученное слово это мицва, получается, что мы взяли эту книгу для немедленного использования. Перемешанные книги запрещено расставлять по своим местам в шкафу, как это было сказано в отношении посуды. Но это можно сделать описанным выше способом: расставляя, прочитать немного из каждой книги, которую взяли в руки. (Если не ищут какую-то особую книгу, а берут книги подряд по одной, возможно, это вообще не является отбором, в особенности, если приводят в порядок книжный шкаф, чтобы он выглядел красиво, а книги были расположены систематично, что тоже может считаться необходимым в данный момент.)
23. Одежда
Запрет отбора распространяется и на одежду, поэтому нельзя из кучи одежды выбирать одежду, чтобы одеть ее потом. Например, в ночь шабата нельзя готовить одежду на утро, если для этого придется искать ее среди других, перемешанных между собой вещей. Эта проблема часто возникает с детской одеждой, которую необходимо заранее приготовить на утро, и нет другого способа ее разрешения, кроме как разобрать и приготовить одежду заранее, до наступления шабата.
Но для немедленного использования разрешается выбрать определённую одежду из смеси, удаляя лежащую сверху одежду, постепенно добираясь до нужной вещи, как это было описано в случае с посудой и книгами. Однако есть авторитеты, запрещающие искать нужную нам вещь, если мы не знаем точно, где она находится. В этом случае также лучше приготовить одежду до наступления шабата. Тем не менее, если не удалось приготовить одежду заранееи в ней есть необходимость, можно положиться на мнение тех, кто разрешает искать нужную в данный момент вещь, даже если ее местонахождение неизвестно.
Также запрещено разбирать и раскладывать смешанные друг с другом вещи в шкаф. .
(Разрешение искать нужную нам для немедленного использования вещь, даже если ее местонахождение точно неизвестно, относится только к одежде, посуде и т.п., но не к еде. Поэтому, если бутылки вина, коробки с продуктами, большие плоды и т.д. смешаны друг с другом, можно выбирать только, когда мы точно знаем, где находится нужный нам предмет, и только в этом случае можно удалять лежащие сверху предметы, чтобы достать требуемое. Но и в этой ситуации, по-видимому, есть облегчающее мнение.) Чтобы удовлетворить все мнения можно воспользоваться следующим советом: высыпать продукты на стол непосредственно перед трапезой, и таким образом они будут выбраны сами по себе.
24. Производные от отбора мелахот
Сбивать масло и делать сыр — это две мелахи, похожие на отбор, и потому они запрещены в шабат. Их сходство с основной мелахой заключается в том, что в них обеих необходимо произвести разделение: в производстве масла мы отделяем пахту от масла и в производстве сыра — простоквашу от сыворотки. Запрещено класть в молоко то, что способствует его скисанию, например часть желудка скотины, потому что этим мы изготавливаем сыр.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»