Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Мы должны что-то понять или осознать, или Он хочет нас от чего-то уберечь?

Зачем Г-дь посылает нам болезни — мы что-то должны понять или осознать, или Он хочет нас от чего-то уберечь?

Верно может быть и то, и другое, и ещё множество причин, которых мы не знаем, все вместе и каждая по отдельности. Но мы не пророки, и нам не дано знать, какие именно причины вызвали болезнь, поэтому следует вести себя так, как будто они все присутствуют. Рассмотрим некоторые причины болезней, известные нам по традиции.

Урок и предупреждение.

Для этой цели служат болезни, которые поражают не только нас, но и наших близких, друзей, знакомых и т.д. Из всего увиденного человек может извлечь урок и подумать, что он сам может сделать, чтобы исправить положение. Известна традиция, что болезни могут быть связаны с теми органами, с которыми у человека что-то не в порядке в духовном плане (например, болезни глаз — если смотрел на запрещённые вещи и т.д.). Некоторые праведники прошлого обладали способностью точно определить, что им необходимо исправить. Рассказывают, что Рав из Бриска, рав Ицхак Зэев Соловейчик не обращался к врачам, предпочитая «лечиться» известными ему одному способами. Но однажды он, к удивлению своих родных, согласился вызвать врача. Удивление близких рава возросло ещё больше, когда рав, выслушав диагноз и рекомендации врача, взял рецепт на лекарство и после ухода врача… выбросил рецепт. А на вопрос, зачем вообще надо было вызывать врача, если не собираешься выполнять его рекомендации, ответил: «Когда у меня что-то болит, я точно знаю, какую часть себя мне надо исправить, делаю это и выздоравливаю. Но сейчас я не мог определить, что именно у меня болит, поэтому пришлось спросить врача».

Искупление грехов.

Когда праведник страдает в конце жизни, эти страдания очищают его от тех мизерных грехов, которые он, может быть, совершил, и позволяют его душе прийти в Будущий мир незапятнанной и совершенной. Можно задуматься: если так страдает праведник, то что будет с нами, когда мы предстанем перед Судом? Может быть, стоит радоваться любой возможности искупить грехи в этом мире? Не только болезнями, но и исполнением заповедей , добрыми делами и благотворительностью. Выбор — за нами.

Естественные последствия.

Вс-вышний устроил мир так, что в нём действуют законы природы. Мы тоже подчиняемся этим законам. Если у нас ангина, то прежде, чем искать другие причины, можно спросить себя: а стоило ли есть пятую порцию мороженого? В Торе есть заповедь «Берегите очень ваши души», что означает: надо беречь тело — вместилище души. И есть высказывание Мудрецов: «Всё в руках Небес, кроме простуды и перегрева». Если человек пренебрегает своим здоровьем, ведёт неправильный образ жизни, одним словом, не может оценить драгоценный дар Вс-вышнего — жизнь, он в результате получит «естественное следствие» — сокращение жизни. Но если человек готов рисковать жизнью и здоровьем, чтобы исполнить волю Творца, он может получить помощь с Небес. Когда в Вильно вспыхнула эпидемия холеры, рав Исраэль Салантер «мобилизовал» 70 своих учеников на уход за больными. Обеспокоенным родственникам учеников он сказал: «Они заняты выполнением важнейшей заповеди, и в заслугу этого не пострадают». И действительно, ни один из них не заразился, хотя все, включая самого р. Исраэля, находились в постоянном контакте с больными и работали до полного изнеможения.

У болезней может быть ещё множество причин, которые мы не можем здесь перечислить. Не обязательно знать их все, главное — правильно действовать. Как?

  • 1) Молиться. Молитва за больного может сделать чудеса. А молитва самого больного принимается на Небесах быстрее, чем молитва за него других людей. Чтение Тэилим (Псалмов) — испытанное еврейское лекарство.
  • 2) Делать мицвот (заповеди) и добрые дела. Стараться находить для этого новые возможности. Можно попросить, чтобы заслуга конкретной заповеди помогла в выздоровлении такого-то больного.
  • 3) Проверить себя. Постараться найти в себе то, что требует исправления, и работать над этим. Неважно, связано это с болезнью или нет.
  • 4) Выполнять рекомендации врача. Это наша обязанность делать «иштадлут» — действовать естественным путём. Нельзя сидеть, сложа руки, и ждать чудес — сейчас Вс-вышний почти не делает открытые чудеса, и для них необходимо иметь особые заслуги. Способность лекарств лечить — это тоже от Него и тоже чудо, но — в рамках природы, которая чудо сама по себе. Если лечение противоречит заповедям Торы (например, требуется нарушить пост в Йом-Кипур или есть некашерное) или если лечение сопряжено с большим риском (например, нужна опасная операция или новое лекарство с неисследованными побочными эффектами), надо проконсультироваться у знающего раввина, что именно стоит делать. И помните, что предупредить болезнь легче, чем лечить. Следите за здоровьем!
  • 5) Известное еврейское средство, особенно в случае тяжёлой и опасной болезни, пойти к праведнику и мудрецу и попросить благословения, а также, может быть, и совета, что стоит в себе исправить.

Желаем полного выздоровления всем больным народа Израиля!


Пророк и мудрец, один из основателей первой в мире ешивы, наставник наших праотцев Авраама, Ицхака и Яакова Читать дальше