Из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот», темы: Награда и наказание, Сотворение мира, Пиркей Авот, Злодей, Числа, Маараль, Праведник, Десять речений
5:1 Десятью Речениями сотворен мир. И почему Тора говорит так? Ведь он мог быть сотворен и одним речением! Это сказано для того, чтобы взыскать со злодеев, уничтожающих мир, сотворенный Десятью Речениями, и дать благую награду праведникам, поддерживающим мир, сотворенный Десятью Речениями.
В трактате Мегила (21б) ставится вопрос: «Ведь на самом деле (в рассказе о сотворении мира перечислено) девять речений!» И Талмуд отвечает: «В начале (сотворил Б-г небеса и землю)» — это тоже речение, согласно сказанному (Теилим 33:6): «Словом Б-га небеса сотворены».
Здесь возникает (новый) вопрос. Если самое начало сотворения — это тоже Б-жественное речение, почему Тора так прямо и не заявила: И сказал Б-г: «Да будут небеса и земля!»? По-видимому, причина в том, что запрещено рассказывать о происходившем до сотворения мира, а это первое речение прозвучало до того, как мир был сотворен. Поэтому Тора начинается со слов «В начале сотворения Б-гом небес и земли…», то есть, с того момента, когда творение мира уже началось.
Но возможен и другой ответ: несмотря на то, что слова «в начале сотворения…» тоже являются речением, это речение не похоже на остальные (девять речений, которыми был сотворен мир). Выражение «и сказал Б-г» соответствует отдельному приказу Б-га, которым Он повелевает, чтобы в мире возникло нечто определенное. Но когда Он сотворил небеса и землю, в этом акте было заключено творение всего мира. Это — не особое повеление, ибо «все было сотворено в первый день творения». Поэтому к этому первому творению не подходит выражение «и сказал Б-г», подразумевающее, что будут и другие речения, как во всех прочих случаях: одним речением Б-г сотворил что-то одно, а другим — что-то другое. Когда Он творил небеса и землю, то есть, весь мир в целом, невозможно было другое речение, посвященное сотворению чего-либо: ведь наши мудрецы говорят, что слова «небеса» и «земля» в этом стихе записаны так, что подразумевают и все, что их наполняет.
Доказательство этому объяснению можно найти в стихе (Теилим 33) «Словом Б-га небеса сотворены». Использованный здесь корень «слово» не совпадает с корнем, от которого образовано выражение «и сказал». «И сказал» соответствует частному речению, а «слово» означает просто «произнесение голосом».
Поэтому везде в Торе (когда рассказывается о том, как Б-г беседовал с Моше) говорится: «И произнес слово Б-г… и так сказал». «Слово» здесь означает просто произнесение, издание звука, как делают все живые существа, и не подразумевает, что говорится некая конкретная фраза. А фраза «и так сказал», следующая за ним, означает обсуждение некоей конкретной темы — той, о которой Б-г желал говорить. Поэтому стих говорит, что небеса сотворены «словом Б-га», то есть, они создались из звука слова, изреченного Б-гом. Об остальных же творениях сказано «и сказал», так как это были частные творения, за которыми могли последовать другие.
Однако не сказано также: И прозвучало слово Б-га: «Да будут небеса и земля». Дело в том, что «слово» обозначает только произнесение звука и больше ничего, небеса же и земля были сотворены не звуком, а его значением, состоявшим в том, что небеса и земля должны были быть сотворены. А это уже — смысл выражения «и сказал», а не «слово»! Кроме того, «слово» не подразумевает кого-то, кто его слышит и принимает. Доказательство этому можно усмотреть в том, что с этим выражением никогда не связываются местоимения «мне», «ему» и так далее. Везде, где «слово» связывается с подобным местоимением, оно должно пониматься как «обо мне», «о нем» и так далее, как объясняет Раши на стих из Берешит (28:15) «…то, что Я сказал (о) тебе». Причина этого ясна: «слово», означающее просто звук голоса, не может быть никому предназначено. Получатель сообщения есть только там, где некто ему что-то «сказал» — только тогда сообщение должно быть принято. Поэтому после слова «сказал» может быть поставлено местоимение «мне», «ему» и так далее. Таким образом, первое речение не может быть записано как «слово Б-га», поскольку оно представляет собой Б-жественное повеление, а у всякого повеления есть кто-то, кто должен его исполнить, как в стихе (Йешая 48) «Взываю Я к ним, пусть встанут они вместе». «Слово» не может так подействовать, поскольку ни для кого не предназначено. А фраза из Теилим «Словом Б-га небеса сотворены» означает лишь, что Б-г сотворил все без усилий и труда, согласно продолжению этого стиха (там же): «…и дыханием Его уст — все их воинства». Теперь становится ясна причина того, почему Тора не начинается фразой: «И сказал Б-г: “Да будут небеса”.»
Ведь и одним речением он мог быть сотворен. Эта фраза трудна для понимания. Если мишна имеет в виду, что мир можно было сотворить одним речением, а Б-г сотворил его десятью, то она должна была продолжить фразу вопросом: «А почему же Б-г сотворил мир десятью речениями?» Кроме того, как вообще можно понять идею, что мир можно было сотворить одним речением, а Б-г сделал это десятью ради того, чтобы наградить праведников и наказать злодеев?! Это можно было бы сравнить с тем, как человек говорит: «Я мог бы построить этот дом за сто динаров, но я растрачу на него целую тысячу, чтобы, если дом сгорит, ты заплатил мне тысячу». Разве теперь поджигатель будет обязан платить тысячу только потому, что хозяин по прихоти своей потратил тысячу? Он ведь мог построить этот дом и за сто!
То же самое и здесь: разве из-за того, что Б-г мог сотворить мир одним речением, а вместо этого сотворил его десятью, награда праведников или наказание злодеев станут больше?! Кроме того, к Б-гу вообще не могут относиться понятия «труда» и «усилия», и мир Он сотворил, не затрудняясь. А потому не все ли равно, одним речением был сотворен мир или десятью?
Рамбан объясняет, что все сотворение мира можно было записать в одном речении и не записывать все десять отдельно. Но и после этого объяснения фраза Ведь и одним речением он мог быть сотворен остается непонятной. Ее нужно было составить по-другому: «Ведь и в одном речении их можно было записать!»
Это высказывание мишны вызывает и другой вопрос. Если мир можно было сотворить одним речением, почему же все-таки все Десять Речений не были записаны в одном? Если бы это было невозможно, не возникало бы вопроса, зачем нужны Десять Речений, но если можно обойтись одним, зачем записывать все десять?! Однако на самом деле этот вопрос задан неверно, так как он сразу тянет за собой (наш основой вопрос о самом сотворении мира, а не о его записи): почему мир был сотворен Десятью Речениями, если достаточно было одного? И ответив на этот вопрос, мы сразу получим ответ и на то, почему сотворение мира записано в Десяти Речениях, а не в одном.
По-видимому, фразу Десятью Речениями сотворен мир… следует понимать так. Мишна хотела задать вопрос, какой вывод мы должны сделать из того, что мир был сотворен Десятью Речениями. Чтобы иметь возможность это сделать, она должна сначала обсудить предварительный вопрос: а почему вообще мы должны делать из этого какой-то вывод? Что здесь необычного, что наталкивает на мысль о том, что здесь заключено еще что-то? На это мишна отвечает: Ведь и одним речением он мог быть сотворен, — а на самом деле был сотворен десятью! Значит, (смысл Десяти Речений состоит) в том, чтобы взыскать со злодеев и т.д.
Эта фраза не означает, что Б-г именно с этой целью создал мир Десятью Речениями, хотя мог бы обойтись и одним. (Чтобы исключить такое понимание) мишна добавляет фразу И почему Тора говорит так? Это означает, что вопрос мишны относится не к самому творению: мишну не интересует, почему мир был сотворен десятью речениями. Вопрос ее в другом: какой вывод мы должны отсюда сделать? И ответ: чтобы взыскать со злодеев и т.д. При этом мишна не говорит: «Научить тебя, что…» Ведь это выражение применимо только к стиху, цель которого — чему-то научить нас. Здесь же речь идет о выводе, который ты должен сделать самостоятельно, поэтому слова «научить тебя…» здесь неуместны. Мишна предлагает сделать вывод не из того или иного стиха, а из самого знания о том, что мир был сотворен Десятью Речениями.
Чтобы взыскать со злодеев… Ели бы мир был сотворен одним речением, он не был бы настолько значительным и возвышенным, как мир, сотворенный Десятью Речениями, — и это еще будет разъясняться. И тебе следует знать, что сотворение мира Десятью Речениями, а не одним, указывает на то, что этот мир стоит на высочайшем уровне: Б-г поместил в него Свое Присутствие, Шехину.
На это указывает число «десять», ибо Шехина всегда присутствует там, где десятеро и не меньше. Мы уже разъясняли это, говоря о десятерых, которые сидят и занимаются Торой, и среди них присутствует Шехина (Авот 3:7). Ты можешь заключить, что число десять (способно) воспринять славу Шехины, ибо десятеро обладают святостью. Поэтому, если мир был бы сотворен одним речением, он не поднялся бы на эту высочайшую ступень, которой обладает теперь, сотворенный Десятью Речениями. Мы уже говорили, что десятеро обладают святостью, поскольку для всего, что связано со святостью, требуются десятеро. И указание на все это содержится в стихе (Йешая 26) «Ибо (буквами) йуд и эй Б-г создал миры». Будущий мир сотворен с помощью буквы йуд, поскольку ее числовое значение равно десяти, а это число соответствует всему, что стоит на высоком уровне святости. Поэтому и Шехина сопутствует этому числу. А наш мир сотворен буквой эй, в изображении которой проглядывают две части, и наш мир состоит из двух частей: он материален, но в то же время с ним связана и высшая святость. Кроме того, две эти части, из которых состоит эй, — это две другие буквы: чтобы написать букву эй, сначала пишут букву далет, а затем внутри нее — букву йуд. И тебе следует знать, что буква далет символизирует длину и ширину, поскольку рисуется двумя линиями — вертикальной и горизонтальной, которые и обозначают длину и ширину. А длина и ширина вместе символизируют распространение во все стороны. В книге Гвурат Ашем мы неоднократно отмечали, что буква далет символизирует распространение в пространстве, то есть, начало сотворения нашего материального мира, и мы еще будем объяснять это ниже. И кроме далет, в букве эй присутствует точка, то есть, буква йуд, стоящая отдельно от далет и не сливающаяся с ней. И весь рисунок буквы эй в совокупности символизирует начало распространения материальности, а также то, что этот материальный мир принимает в себя высшую святость, не сливающуюся с ним, а пребывающую отдельно. Таким образом, этот мир не является целиком и полностью материальным, и его структура — это и есть структура буквы эй, в которой буква далет принимает в себя букву йуд, но та ее не касается. Ведь духовное не может смешаться с материальным! И по этой же причине Будущий мир сотворен с помощью буквы йуд; и это объяснение не вызывает сомнений.
И по этой же причине мир сотворен именно Десятью Речениями. Если бы этих речений было не десять, мир стоял бы на более низком уровне, но раз их десять, это указывает на уровень данной миру высшей святости. И еще знай: то, что мир сотворен Десятью Речениями, указывает на совершенство мира, ибо в числе десять заключен и этот символ. В главе 3 (мишна 7) мы подробно разъяснили тебе смысл числа десять, и, изучив это объяснение, ты сможешь понять все его возвышенные свойства. И тогда ты сможешь понять и сказанное нами здесь о том, что этому миру подобало быть сотворенным именно Десятью Речениями. Ведь сотворил его благословенный Б-г, Который един, и поэтому деяние Его тоже непременно должно было быть единым, поскольку всякое деяние уподобляется тому, кто его совершает.
Мы уже в нескольких местах объясняли это. Таким образом, результатом Б-жественного творения должен был явиться единый мир. Но мир непременно должен обладать и другим свойством — множественностью. Она есть свойство мира самого по себе, поскольку он сотворен. Ведь у мира обязательно должно быть какое-то собственное свойство! И он им действительно обладает, и это свойство и есть множественность, ибо нет ничего единого, кроме благословенного Б-га. Множественность означает, что мир разделен на некие более мелкие единицы, которые мы называем отдельными частями. И этих частей должно быть девять, поскольку это число объемлет все возможные отдельные части, как мы уже объяснили в главе 3 (мишна 7). Там мы сказали, что творение обладает и единством, будучи результатом действия единого Б-га, и множественностью частей как своим собственным свойством, проистекающим из способности распространяться, которую мы разъяснили выше. Примером здесь может послужить дерево, у которого много ветвей, разделенных и тянущихся во все стороны, — они представляют собой части дерева — и единственный ствол, который связывает и объединяет все части.
Таким образом, творение обладает двумя качествами: единством, связанным с единым Творцом, и множественностью, отсутствием единства, связанной с его собственной тварной природой. (Аспект разделения характеризуется числом девять, как сказано выше, а аспект единства — единицей) поэтому миру в целом соответствует число десять. Поэтому и (речений, которыми сотворен мир) тоже должно быть десять, ибо число становится цельным, лишь когда достигает десяти, как уже разъяснялось выше. Таким образом, число десять указывает на совершенство мира и на то, что мир воспринял святость от благословенного Б-га, как и подобает числу десять.
Теперь тебе должно стать понятно, почему девять речений начинаются словами «и сказал», а десятое, выраженное в словах «Вначале сотворил Б-г…», объемлет собой все. Это речение соответствует десятой единице, дополняющей общее число до десяти — именно она объединяет и связывает все части, а потому все творение происходит через нее. Девять стихов начинаются со слов «и сказал», поскольку каждый из них говорит о творении определенной части мира, как разъяснялось выше, а десятое речение, «сотворил Б-г», объединяет и включает их в себя, что тоже уже было разъяснено. Другими словами, «в начале сотворил» соответствует единству Творца мира, Который тоже содержит в Себе все. Именно поэтому наши мудрецы сказали, что «все было сотворено в первый день Творения». И если ты обратишься к (нашему комментарию на) главу 3 (мишна 7), ты узнаешь, что десятый член заключает в себе все возможности девяти других, являясь их главой и основой. Поэтому о творении первого дня не написано «и сказал»: ведь в первый день было сотворено все! И поэтому же мир, сотворенный десятью речениями, стоит на столь высоком уровне.
(Мишна говорит: Ведь и одним речением он мог быть сотворен). Почему же мишна не предполагает, что Б-г мог сотворить мир вообще безо всякого речения?
Ведь «в начале сотворил» мы называем речением, хотя на самом деле никакого речения там не было! Ответить на это нужно так. Мишна имела в виду только, что не было необходимости творить каждую часть мира отдельно, а можно было сделать все одновременно, за один раз. Ведь на самом деле несомненно, что небеса и земля были сотворены Б-жественным приказанием: именно поэтому в приведенном выше отрывке из Талмуда сказано, что «в начале сотворил…» — это тоже речение.
Взыскать со злодеев… Мы уже разъяснили, что не имеется в виду, что мир был сотворен Десятью Речениями специально для того, чтобы взыскать со злодеев. Ведь было бы совершенно нелогичным увеличивать количество речений сверх необходимого только для того, чтобы строже наказать злодеев! Мы сказали, что мишна предлагает всего лишь сделать выводы из того, что мир был сотворен Десятью Речениями, хотя можно было бы обойтись одним. Если бы мир был действительно сотворен только одним речением, он не стоял бы на столь высокой ступени святости, на которой он стоит сейчас. Значит, из того, что Б-г сотворил мир Десятью Речениями, ты можешь сделать вывод, что и со злодеев Он будет спрашивать особенно строго, если они станут уничтожать мир, сотворенный Десятью Речениями, и, кроме того, Он даст благую награду праведникам, поддерживающим мир, сотворенный Десятью Речениями. И когда следующая мишна говорит о том, что десять поколений от Адама до Ноаха позволяют сделать вывод о долготерпении Б-га, тоже не имеется в виду, что Б-г специально разделил Адама и Ноаха десятью поколениями, чтобы сказать тебе об этом. Имеется в виду, что их разделяет десять поколений, чтобы ты мог сделать вывод о долготерпении Б-га; и в другом месте мы еще раз объясняем это.
То же самое следует из слов мидраша (Берешит раба 6) «И отдыхал… от всей Его работы» (Берешит 2:2). — Не трудясь и не делая усилий, сотворил Святой, благословен Он, свой мир. (Почему же так сказано?) Чтобы взыскать со злодеев, которые уничтожают мир, созданный трудом и усилиями. Этот мидраш вызывает недоумение: вначале сказано, что мир творился не трудом и не усилиями, а в конце (как будто бы) утверждается, что при его сотворении Б-г трудился и предпринимал усилия! Но вот как следует понимать это.
При сотворении мира Б-г, разумеется, не должен был ни делать усилий, ни трудиться; труды и усилия при сотворении мира появляются, если смотреть на творение с точки зрения воспринимающего (то есть, самого мира, результата творения). Мир ведь творился в течение некоторого времени Десятью Речениями — а это означает труд и усилия! То, что Б-г творил мир в течение определенного времени, связано не с Б-гом — Он мог сотворить все, не затратив вообще никакого времени. Время потребовалось для воспринимающего, для творения: ведь никак невозможно, чтобы земля одновременно приняла свое собственное сотворение и произвела из себя растения. А ведь порядок сотворения был именно таким: (сначала должна была возникнуть земля) а затем уже она должна была вывести из себя растения.
И таким же образом было сотворено и все остальное. Поэтому творение мира в целом должно было занять определенное время. И как время, отведенное на сотворение мира, было обусловлено природой творения, а не Творца, так и отдых, прекращение работы сотворения, было тоже обусловлено природой сотворенного: именно сотворенный мир устал и изнемог, принимая творение, и поэтому нуждался в отдыхе в седьмой день.
Поэтому мидраш говорит о «взыскании со злодеев, уничтожающих мир, созданный трудом и усилиями». Ведь, в конечном итоге, сотворение мира потребовало времени, и он был сотворен Десятью Речениями. Поэтому злодеям, уничтожающим его, в будущем придется держать за это ответ. Теперь стали ясными слова мишны: Десятью Речениями сотворен мир… Ведь и одним речением он мог быть сотворен! Очевидно, что со стороны Творца мир мог быть сотворен и без затраты времени, и без Десяти Речений. Если для сотворения мира потребовалось произнести Десять Речений — это было вызвано характером сотворенного, как уже разъяснялось. А раз так (спрашивает мишна) зачем же нужно было записывать в Торе все Десять Речений и создавать впечатление, что Творец, Б-же упаси, не мог обойтись меньшим их числом? Этого не нужно было писать (еще и потому), что Тора рассказывает о Б-жественной стороне творения, а со стороны Б-га мир мог быть сотворен и одним речением. И мишна отвечает так: Это сказано для того, чтобы рассказать тебе, что в конечном итоге, (пусть и) из-за творения, мир все же был сотворен именно Десятью Речениями. И нет сомнения, что из этого ты можешь заключить, что злодеи, уничтожающие такой мир, заслуживают огромного наказания, поскольку уничтожают мир, сотворенный Десятью Речениями, а праведникам Б-г даст благую награду, поскольку они поддерживают мир, сотворенный Десятью Речениями. Сколь велик уровень того, что злодей уничтожает своим преступлением, столь велико и наказание, а сколь велико то, что праведник поддерживает, столь велика и его награда. И это ясно, и объяснение это верно, и (оба утверждения мишны) соединены одной темой.
И представляется, кроме того, что слова о взыскании со злодеев и т.д. не означают, что Б-г взыскивает с них больше заслуженного из-за того, что мир был сотворен Десятью Речениями и что они поэтому причинили ему большой убыток. Дело в другом: если бы мир был сотворен одним речением, он не стоял бы на столь высоком уровне и (разрушитель) не заслуживал бы (столь тяжкого) наказания. Здесь можно привести такой пример. Если человек убивает животное, уничтожает его, он не заслуживает за это наказания; а убивший человека, сотворенного по образу Б-га, должен быть казнен, поскольку в человеке есть нечто Б-жественное. Об этом и говорят здесь мудрецы мишны. Мир сотворен Десятью Речениями — а мы уже сказали, что число десять указывает на присутствие в мире Б-жественной святости, на то, что мир не является целиком материальным. Будь мир только материальным, за его уничтожение несправедливо было бы ни награждать, ни наказывать!
И поскольку это не так, поскольку в мире заключена Б-жественная высшая святость, Б-г взыскивает со злодеев, уничтожающих его, и дает награду праведникам, поддерживающим его. Не будь Десяти Речений, не было бы ни награды, ни наказания. Так следует понимать эту мишну, и все ее части теперь совершенно разъяснены.
Некоторые задают вопрос: какая разница, сколько человек украл — один динар или десять? Разумеется, это несерьезный вопрос. Ведь тем, что мир был сотворен Десятью Речениями, он был поднят на высшую ступень Б-жественной святости, и, разумеется, есть различие между укравшим динар и укравшим царскую корону! И тем более это верно в свете нашего объяснения, по которому, если бы мир не был сотворен Десятью Речениями, не было бы ни награды, ни наказания. И это — истинное объяснение: именно то, что мир сотворен Десятью Речениями, обуславливает награду (за его поддержание) и наказание (за его уничтожение).
Некоторые задают еще такой вопрос: как можно утверждать, что мир мог быть сотворен одним речением? Ведь поскольку творения различаются, создавшие их речения тоже должны различаться! Каждое особое творение должно было быть сотворено особым речением! Это, несомненно, тоже несерьезный вопрос. Мы ведь уже объясняли, что в начале творения мир не содержал в себе так много различных уровней, как есть в нем сейчас. В то время творения были очень близки друг к другу, подобны друг другу, поскольку были теснее связаны с единой первичной материей, из которой были сотворены. Ведь все было сотворено из одной и той же материи! И хотя сказано, что небеса были сотворены из своей особой материи, все же они были связаны с землей тем, что также были материальны. И мишна имеет в виду только одно: что если бы в мире не была заложена ступень высшей Б-жественной святости, его можно было бы сотворить и одним речением.
И еще вот какой вопрос задают: поскольку творение проходило в несколько дней, необходимо было свое особое речение на каждый день! И этот вопрос тоже лишен смысла. Когда мишна говорит, что все могло быть сотворено одним речением, она имеет в виду, что несмотря на то, что тогда творение не длилось бы столько времени и имело бы иной характер, чем творение Десятью Речениями, все же и творение одним речением было возможно. Значит, творение Десятью Речениями указывает на присутствие в мире высшей ступени Б-жественной святости. При этом мишна не имеет в виду, что на возвышенность мира указывают то усилие и тот труд, которые вложил Б-г в сотворение мира, сотворив его Десятью Речениями, — это уже разъяснялось выше. Если бы мишна хотела сказать, что мир был сотворен ценой труда и хлопот, они не были бы трудом и хлопотами Б-га! Мы уже разъяснили, что труд при сотворении мира связан не с Творцом, а с творением, с принимающей стороной.
И это — ясное объяснение, позволяющее понять, что говорит мишна о злодеях, уничтожающих мир. Ведь возникает вопрос: как может быть, что злодей уничтожает все Десять Речений и при этом не способен уничтожить ни солнца, ни луны, ни звезд и созвездий?
Но на этот вопрос легко ответить. Злодейство состоит в том, что человек нарушает заповеди, от которых зависит существование мира: ведь мир зависит от человека, ибо все сотворено ради него. Человек же не может существовать без заповедей, и если нет заповедей, человек теряет существование. В начале существования мира, как мы узнаем (из Писания), людям были даны семь заповедей. Отсюда ты можешь заключить, что семь заповедей, данных сыновьям Ноаха, связаны с самим мирозданием: в день, когда мир был сотворен, люди получили эти семь заповедей. В другом месте мы уже разъяснили, как эти семь заповедей связаны с сотворением мира. Заповеди необходимы для исправления человека: именно благодаря их исполнению он и становится человеком. Поэтому сразу, как только человек был сотворен, он получил заповеди. И как семь заповедей относятся к сыновьям Ноаха, поскольку служат их исправлению, так и 613 заповедей предназначены для исправления народа Израиля, от которого зависит существование мира. Поэтому наши мудрецы сказали (Шабат 88а): «(В рассказе о сотворении мира) шестой день записан с определенным артиклем. Это говорит о том, что Б-г поставил миру условие: если народ Израиля примет Тору (которая будет ему дарована шестого числа месяца Сиван), хорошо; если же нет — миру придется возвратиться в первозданный хаос». Творение мира может завершиться только Торой — ведь все мироздание зависит от человека и создано для того, чтобы служить ему. Это ясно следует из слов наших мудрецов в трактате Санхедрин (94а). Они задают такой вопрос: «Люди поколения потопа согрешили и были за это наказаны. Но за что были наказаны животные, звери и птицы?!» Ответ в том, что поскольку весь мир сотворен для человека, если человека не будет, какая в них нужда? А завершение сотворения человека, его совершенство — это Тора, как уже разъяснялось. Поэтому-то Б-г и поставил мирозданию такое условие, что если нет Торы, нет и народа Израиля; если нет народа Израиля, то и прочее человечество не может существовать в мире; а если нет человечества, то и все мироздание ни к чему. И выше все это уже разъяснялось. И в этом же состоит причина того, что злодеи, нарушители Торы, разрушают, а праведники — поддерживают мир, сотворенный Десятью Речениями.
Здесь может возникнуть такой вопрос. Допустим, что злодеи уничтожают мир, сотворенный Десятью Речениями. Но ведь существуют и праведники, которые его поддерживают, а потому уничтожения мира не происходит! (За что же Б-г наказывает злодеев?) Ответ в том, что, совершая преступления, злодей разрушает самого себя, свою собственную часть мира. Поэтому Б-г судит его за то, что он разрушает ту часть мира, которую сам занимает! А в комментарии на мишну (Авот 3:2) о том, что следует молиться за благополучие государства, мы уже сказали, что мир сотворен для каждого человека; и это ясно.
И дать благую награду праведникам. О злодеях сказано взыскать, то есть, употреблено слово, означающее «выплату заслуженного». А о праведниках мишна не сказала «заплатить им награду», а сказала «дать» ее.
Дело в том, что слово «заплатить» (по отношению к награде) прозвучало бы неуважительно, поскольку подразумевалось бы, что на Б-га возложен некий долг, по которому Он обязан расплатиться. На самом же деле, даже если человек служит Творцу, Он не обязан платить ему. Награду такой человек получает лишь благодаря Б-жественному милосердию, требовать же ничего от Б-га не может. Мы уже разъясняли это во многих местах. Поэтому мишна использует выражение дать… награду: Б-г награждает праведника через акт дарования, то есть, чистого милосердия, а не через выплату. Писание говорит (Дварим 7): «(Б-г) хранит союз и милосердие для тех, кто любит Его, и выплачивает ненавистникам Его без задержки». Ведь когда речь идет о наказании, слово «выплата» оправдано, поскольку означает применение качества Б-жественной справедливости; дарование же награды происходит не через качество справедливости.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.