Из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот», темы: Пиркей Авот, Маараль, Любовь к ближнему, Отношения между людьми
4:23 Раби Шимон, сын Элазара, говорит: «Не успокаивай своего товарища, когда он гневается, и не утешай его, когда его мертвый лежит перед ним, и не спрашивай его, когда он дает обет, и не старайся увидеть его, когда он поступает недостойно».
Возникает вопрос: как связаны между собой эти четыре наставления?
Следует знать, что эти четыре совета объединены общей темой. Они призывают человека быть осторожным в поступках, чтобы не вышло так, что он старается исправить что-то, а получается наоборот. Ведь получить нечто, противоположное желаемому, — это проявление крайней глупости! Поэтому мишна советует: Не успокаивай своего товарища, когда он гневается. Ведь, если ты так поступишь, он разгневается еще сильнее, ибо человек, охваченный гневом, воспринимает увещевания именно так. И по этой же причине не следует утешать его, когда его мертвый лежит перед ним. Здесь тоже проявляется та же закономерность: если человек охвачен великим страданием и трауром, всякая попытка утешить его приведет лишь к тому, что страдание станет еще сильнее. Ведь если человек полностью погружен в определенное состояние, попытки вывести его оттуда приведут к тому, что он будет сопротивляться и все больше сосредотачиваться на своем переживании.
С этим же связано и требование не спрашивать его, когда он дает обет. Имеется в виду, что человек перечисляет различные ситуации, в которых обет может действовать, и спрашивает товарища, имел ли он их в виду. Намеревается он при этом оградить товарища от ошибок, чтобы он в дальнейшем, когда придет время исполнять обет, не стал думать, что, возможно, собирался распространить обет на все эти ситуации. В таком случае ему придется вести себя так, как будто его обет действительно включает в себя их все: ведь «сомнение в обете трактуется в сторону запрета». Поэтому человек старается облегчить товарищу дальнейшую жизнь — ведь он запомнит, к каким ситуациям его обет не относится. Но на самом деле, получается так, что товарищ, наоборот, говорит: «И такой обет я на себя беру, и такой тоже!» И опять получается, что собеседник хотел одного, а получилось совсем другое. Однако более вероятным представляется другое объяснение слова спрашивай. Это слово используется по отношению к обетам, например, в трактате Шабат (157а): «Спрашивают о своих обетах». Там имеется в виду, что человек раскаивается в своем обете приходит к мудрецу просить освобождения от него. (А мудрец задает вопрос о том, продумал ли давший обет те или иные его последствия, и если ответ будет отрицательным, обет может считаться данным по ошибке и недействительным). И теперь товарищ поступает так же и делает только хуже. Он спрашивает, не раскаивается ли давший обет по такой-то или такой-то причине, а тот в ответ, наоборот, усиливает и расширяет свой обет.
И, наконец, не следует стараться увидеть его, когда он поступает недостойно, поскольку в это время он расстраивается из-за своей неудачи и хочет поразмыслить о том, что же теперь делать. В это время лишние встречи только добавят ему неудобства: в таком состоянии людям трудно общаться, поскольку им неприятно, что другие видят их неудачу. В такие моменты человек старается скрыться от других. Таким образом, все четыре совета мишны говорят об одном и том же.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.