Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Всякий может стать праведником, как Моше Рабейну, или злодеем, как Йеровам, мудрым или глупцом, милосердным или жестоким, скупым или щедрым… Лишь он сам по своему разумению направляется по тому пути, который изберёт»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 5, 2
Всевышний не требует, чтобы мы отправились в путешествие за редким фруктом. Ему нужны непосредственные плоды нашей работы.

Наш господин Моше, передавая эту заповедь, счел необходимым разъяснить, в какой момент евреи станут обязанными приносить бикурим. Он сказал, что эта заповедь начнет действовать после захвата и раздела всей Земли Израиля. Кроме того, он разъяснил, как именно их следует приносить, сказав: «…И положишь в корзину, и пойдешь в то место…» Затем он рассказал, какую исповедь следует произнести, и какими именно словами: «И воскликнешь, и скажешь…»

Вот в чем состоят смысл и суть этой заповеди. Принятие Б-жественной власти — основа совершенства в любой области — состоит в первую очередь в том, чтобы верить, что «Б-гу принадлежит мир и все, что в нем», что Он — наш властитель, и нет другого, и что Он управляет нашей Землей и дарует нам все ее блага. Человек не должен думать, что земля принадлежит ему и что «сила его и мощь его руки собрали ему все это богатство»: ведь это бунт против Б-жественной власти и отрицание трепета перед Небесами! Поэтому Б-г повелел, чтобы каждый год евреи совершали нечто ради утверждения истинной веры и чтобы провозглашали ее прямыми словами. Тогда эти слова навечно останутся запечатленными в их сердцах.

Чтобы воплотить эту идею в жизнь, Б-г дал евреям заповедь: «И будет, когда ты войдешь в эту землю…» То есть, после того как ты получишь от Б-га все блага, когда Он приведет тебя в землю, которую тебе не понадобилось ни у кого приобретать, и отдаст тебе ее в подарок, когда ты победишь всех врагов, разделишь эту землю и поселишься в ней в мире и безопасности, «каждый под своей виноградной лозой и под своей смоковницей», — именно тогда наступит время для исполнения этой заповеди. Именно сейчас необходимо позаботиться о том, чтобы долговременный избыток блага не заставил тебя забыть милость Б-га, «дающего тебе силы собрать имущество». Поэтому, говорит Б-г, теперь Я заповедаю тебе взять «от плодов земли, которые ты принесешь из своей страны, которую Б-г, твой Г-сподь, дает тебе». Он не требует от тебя, чтобы ты отправился в дальнее странствие в поисках какого-нибудь удивительного фрукта, который нужно будет принести Ему в подношение; Он не требует какой-либо редкости, которую ты пожертвуешь Ему; нужно принести именно плоды той самой Земли, в которой ты живешь, то есть, той самой страны, которую ты ошибочно полагаешь «своей». На самом же деле, это не так: только Б-г дает тебе то, что ты приносишь к себе домой и чем насыщаешься. Именно часть этих плодов ты должен будешь принести ему, показывая, что это Он дал их тебе.

161. Смысл двенадцати проклятий (27:15—26)

Нет сомнений, что число этих проклятий — двенадцать — соответствует числу двенадцати колен Израиля, которые стояли между горой Гризим и горой Эйваль. И последнее проклятие не объединяет в себе все предыдущие — оно такое же отдельное и конкретное, как и предыдущие. Об этом я еще буду говорить.

Господин всех пророков счел необходимым отметить и перечислить здесь те преступления, которые в прошлом совершили колена Израиля, а также те, которые они совершат в будущем, о чем сообщил ему пророческий дух. Поэтому он наложил проклятие отлучения на тех, кто совершит эти или подобные грехи.

Первым из колен, которые «встанут, чтобы благословлять народ», Моше упомянул колено Шимона. Поэтому первым проклятием было вот какое: «Проклят тот, кто сделает идола или изображение, мерзость Б-гу, изделие плотника, и поместит в тайном месте». Это проклятие связано с грехом Пеора (Бемидбар 25:1—9), в котором участвовали почти исключительно представители колена Шимона. Именно они, в основном, погибли во время эпидемии, так что их осталось очень мало. Поэтому Моше сказал, что тот, кто поступит так же, то есть, станет служить идолам, поставив их в том тайном месте, где встречается с развратными женщинами, будет проклят Б-гом.

Когда наш праотец Яаков благословлял своих сыновей, он упомянул Шимона и Леви вместе, сказав, что «орудия разбоя — их приобретение». Он осудил их за то, что они сделали в Шхеме: их действия, во-первых, привели к тому, что позор их сестры Дины стал известен всем, а во-вторых, подвергли огромной опасности и их отца, и всю его семью. «Вы замутили меня, — говорит Яаков, — сделав отвратительным в глазах жителей этой земли». Кроме того, поступив так, они нарушили ясно выраженную волю отца и тем самым страшно оскорбили его и пренебрегли уважением к нему. Ведь если бы они почитали его и трепетали перед ним, как положено, они ни за что не начали бы такое опасное предприятие без его разрешения! Из-за этого даже на смертном одре Яаков сказал им: «В собрание их да не войдет моя душа! Проклят их гнев, ибо силен он…» Поэтому и Моше повелел следующей фразой проклясть тех, кто не будет почитать отца и мать, как эти двое.

Колено Гада, как заметил Моше, было отмечено стремлением к выгоде и богатству. Это было видно и по тому, какую именно часть Земли они получили, — по ту сторону Иордана, о чем в благословениях было сказано: «Благословен расширяющий пределы Гада; как львица, он будет возлежать, и растерзает и ногу, и темя». Поэтому Моше опасался, что из-за этого стремления к материальным благам евреи из этого колена станут посягать на пределы своих соседей. Поэтому следующим проклятием было: «Проклят посягающий на границы своего ближнего». Другими словами: проклят тот, кто не удовольствуется полученным уделом и решит посягнуть на границы удела товарища, чтобы захватить и его тоже.

Колено Иссахара состояло из мудрецов Торы, которые постоянно изучали Тору в бейт-мидраше и сообщали всем ее законы. Об этом сказано (1 Диврей аямим 12): «А из сыновей Иссахара — имеющие понимание для (установления) времен, знающих, как поступать Израилю». Мудрецы говорили, что двести Санхедринов были составлены из членов этого колена, и все их братья принимали их решения. Поэтому и в благословениях Моше сказал о нем: «…И Иссахар в своих шатрах». И соответствующее ему проклятие звучало так: «Проклят тот, кто сбивает слепого с пути». Речь идет не только о слепом, но, как объясняют мудрецы, о «слепом в данном вопросе», которому запрещено давать неправильный или незаконный совет. То есть, это проклятие побуждает не сбивать советами или постановлениями людей с пути, а всегда наставлять их на верный путь. Ведь простой народ в сравнении с мудрецом как бы слеп, и во власти мудреца направить его по верному пути или сбить с него.

Колену Йеуды наш праотец Яаков сказал (в разделе Вайехи): «Не отойдет скипетр от Йеуды и законоучитель — от чресл его». То есть, ему будут принадлежать и царская власть, и право высшего суда, которому подчиняются все остальные суды. Поэтому соответствующее ему проклятие звучит так: «Проклят извращающий суд пришельца, сироты и вдовы». Оно предостерегает против неправедного суда.

Реувен возлег с женой своего отца Бил»ой, поэтому проклятие, соответствующее ему, звучит так: «Проклят лежащий с женой своего отца». Оно предостерегает против повторения поступка Реувена, «раскрытия полы отца» — вещи чрезвычайно позорной.

Через пророческий дух Моше видел, что в будущем Шимшон из колена Дана перенесет множество бедствий из-за жены-филистимлянки, которая не любила своего мужа так, как должна любить скромная женщина, вместо этого она несколько раз предавала его в руки врагов! Соответствующее ему проклятие — «Проклят возлегший со всякой скотиной», так как развратная женщина в этом отношении — все равно, что животное.

Колено Нафтали отличалось безудержным стремлением к материальным вожделениям, и ему было труднее, чем другим братьям, это стремление обуздывать. Об этом сказал Яаков: «Нафтали — быстро бегущая лань». Моше (в разделе Браха) тоже сказал о нем: «Нафтали — насытившийся желанием», — поскольку он тянется за своими желаниями, как прекрасная и любвеобильная женщина. Поэтому соответствующее ему проклятие звучит так: «Проклят возлежащий со своей сестрой». Ведь сестра очень часто остается с братом одна в доме, и она такая же юная, как он. Поэтому брату легче согрешить с нею, чем с другими запрещенными женщинами.

Девятое же проклятие говорит о запрете возлежать с некоей родственницей, названной хотанто. И я полагаю, что здесь речь идет не о матери жены. Действительно, на святом языке это слово указывает на родственную связь, возникшую в результате женитьбы. Иногда имеются в виду отец и мать невесты: именно это слово употреблено, например, в стихе «…Итро — тесть Моше». Иногда же словом хатан называют не тестя, а самого молодого мужа по отношению к тестю, и тогда хотанто будет означать невестку. И в этом стихе это слово следует понимать именно как «невестку». Это проклятие связано с тем, что Моше пророчески предвидел историю с наложницей в Гиве и злодейство колена Биньямина. Тогда некий мужчина и его отец вошли к девушке, и из этого произошло страшное бедствие, заставившее Моше сказать: «Проклят возлежащий со своей невесткой», — то есть, с женщиной, с которой уже был его сын. Так поступило колено Биньямина, и так же поступают люди, часто бывающие у развратных женщин: бывает так, что отец и сын идут к одной женщине и подпадают под действие этого проклятия.

Кроме того, Моше предвидел своим пророческим духом появление Ошеа, сына Элы, из колена Зевулуна, который, составив заговор, тайно умертвил Пекаха, сына Ремальяу, и воцарился вместо него. И сразу после этого десять колен были изгнаны со своей земли, а Шомрон разрушен. Поэтому ему соответствует проклятие: «Проклят убивающий ближнего втайне».

А сам Пеках, сын Ремальяу, происходил из колена Ашера. Он принял взятку от Рацина, царя Арама, и позволил ему подняться с войском к Иерусалиму и захватить его. О нем сказано: «Проклят тот, кто берет взятку, чтобы убить человека (и пролить) невинную кровь».

Также пророческим духом Моше предвидел историю Йаровама, сына Невата, происходившего из колена Йосефа. Он согрешил сам и ввел в грех многих, построив тельцов-идолов и отвратив тем самым евреев от посещения Иерусалима в дни праздников. Кроме того, священников, служивших этим тельцам, он назначил из самой презренной части народа, сам приносил жертвы и воскурял благовония на выстроенных для них жертвенниках, и он сам выдумал новые праздники, чтобы заставить евреев забыть праздники Торы и все остальные ее заповеди. Поэтому колену Йосефа соответствовало проклятие: «Проклят тот, кто не установит слова этой Торы для исполнения». Это проклятие относится к апикоресу, врагу всей Торы, желающему отменить все ее заповеди и вместо них придумать новые, как сделал Йаровам. Именно он был «тем человеком, который не установил слова этой Торы для исполнения».

с разрешения издательства Швут Ами


Есть ли у Вс-вышнего «Собственное» имя? Ведь имя — это определение, выражение сущности, а сущность Б-га мы понять не можем, тем более не можем её определить Читать дальше

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.

Храм — связь миров

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Иерусалим, Сион, Бейт а-Микдаш. Здесь встречаются миры; здесь высший духовный мир перетекает в мир низший, физический. Именно здесь началось Творение, формирование самого пространства, распространившегося до масштабов вселенной, и в этой же точке был создан человек.

Кицур Шульхан Арух 6. Законы произнесения «Благословен Он и благословенно Имя Его» и «Амен»

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 61-65

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы о клятвах

Третья заповедь. Из слова разгорится пламя.

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей»

"Не произноси Имя Всевышнего, твоего Б-га, впустую, ибо не простит Всевышний того, кто произносит Имя Его впустую".

О действиях с помощью Имен и колдовстве

Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем»

Глава из книги «Дерех Ашем»

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Ликутей Амарим — Тания, часть II. Глава 6

Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания,
из цикла «Тания»

Элоким — имя, обозначающее атрибут Гвура и ограничение [Цимцум]. Поэтому числовое значение его также совпадает со словом гатева [«природа»], ибо это имя скрывает свет, который наверху и который творит и оживляет мир, и кажется, будто все в мире существует и происходит естественным образом. Имя Элоким — щит и покров имени Гавайе, оно должно скрыть свет и жизненную силу, исходящие от имени Гавайе и творящие из ничего, дабы они не стали явны творениям, отчего последние перестали бы существовать