Из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот», темы: Гордыня, Пиркей Авот, Маараль, Уважение
4:20 Раби Матья, сын Хараша, говорит: «Первым приветствуй всякого; и будь хвостом львов, но не головой лисиц».
Мишна описывает здесь три типа поведения. Она говорит, как человеку проявлять главенство, как проявлять противоположное этому качество, то есть, быть ниже других, и как вести себя с подобными и равными. С равными следует поступать так: первым приветствовать всякого. Это — проявление скромности: скромный человек всегда будет приветствовать людей первым, не дожидаясь, пока встреченный его поприветствует. Мишна требует не считать других людей ниже себя: ведь если человек так относится к людям, он не станет приветствовать их первым, а будет дожидаться, пока они поприветствуют его. И человек должен не отталкивать от себя других, а стараться, наоборот, приблизить их.
Есть и еще одно объяснение. Некоторые люди начинают с приветствия, говоря другому: «Мир тебе!» — но есть и такие, кто не желает другим мира, пока те первыми так не поступят. Такой человек не стремится к миру в полной мере: он ведь желает другому мира лишь тогда, когда поприветствуют его.
Но если человек начинает с приветствия, с пожелания мира, это означает, что в нем самом мир присутствует в совершенстве: ведь он желает мира любому, безо всяких условий! Поэтому мишна советует: первым приветствуй всякого, первым обращайся ко всем с пожеланием мира, чтобы видно было, что любовь к миру — часть твоей природы.
Человек, который приветствует первым, и другой, который только отвечает на приветствие, разительно отличаются. Если человек начинает с пожелания мира, не зная еще, желает ли ему мира и встреченный, — такой человек действительно стремится к миру. Если же человек просто отвечает на приветствие, он уже знает, что собеседник желает мира, а значит, его пожелание не говорит о внутреннем стремлении к миру.
Кроме того, человек обязан гнаться за миром. И когда он первым обращается к другому со словами мира, он исполняет это требование, поскольку торопится установить мир между ними. Но если другой уже обратился к нему со словами мира, ответить на них ни в коем случае не называется гнаться за миром — это ведь только ответ на то, что сказал другой! И все это ясно.
Затем мишна переходит к тому, как человек должен вести себя с более значительными людьми, чем он сам. Она говорит, что он должен предпочесть стать хвостом львов, то есть, ощущать свою малость по сравнению с теми, кто выше его. А о поведении с теми, кто ниже, мишна говорит, что не следует стараться быть головой лисиц, то есть, возглавлять низких людей. Дело в том, что если человек становится частью льва, пусть даже хвостом, — все равно, целое называется львом. И не следует становиться головой лисиц, поскольку все в целом, даже голова, носит имя лисицы. Поэтому лучше быть хвостом львов, чем головой лисиц.
На это можно задать вопрос: почему мишна считает именно так? Может быть, считаться хвостом, неважно чьим, хуже, чем головой? Но на самом деле, это неверно. Хвост — не что-то самостоятельное, а часть целого животного. Поэтому, даже если само это слово обладает уничижительным звучанием, все же хвост, будучи частью, оценивается не сам по себе, а по целому. И то же самое относится к голове лисиц. Хотя слово «голова» само по себе звучит уважительно, оценивается голова не сама по себе, а как часть целого, так что голова лисицы столь же презренна, как и сама лисица, и вся значительность головы таким образом теряется. Поэтому лучше быть хвостом львов, но считаться львом, чем головой лисиц, но считаться лисицей. И это объяснение ясно.
И вот по какой причине это высказывание поставлено именно здесь. Предыдущая мишна говорила о том, что нет в наших руках ни благоденствия злодеев, ни страданий праведников, а наша мишна начала с того, что следует первым приветствовать всякого. То есть, следует обращаться со словами мира ко всем, будь они злодеями или нет. Ведь если собеседник не является злодеем, его подобает приветствовать первым, как мы уже объяснили. Но и злодея следует приветствовать первым. Ведь никто не считает самого себя злодеем, и если ты не обратишься к злодею со словами приветствия, он сочтет, что ты неуважительно относишься к людям и ни во что их не ставишь.
Здесь может возникнуть вопрос: ведь тогда получится, что этот человек благословляет злодея! Однако это не составляет проблемы. В Талмуде (Сота 41б) говорится: «Объявил раби Йеуда, сын Мааравы…: “Разрешено льстить злодеям в этом мире, согласно сказанному (Йешая 32:5): “Не скажут больше о мерзавце: благородный, а о жадном не скажут: щедрый”. (Стих говорит это о Будущем мире, а это значит, что) в этом мире — скажут (о плохих людях хорошее, и это разрешено)”. А сказанное (Йешая 48:22): “Нет мира, — сказал Б-г, — злодеям”, — вообще не относится к этому миру, как разъясняется в трактате Шабат (151б). Этот стих раскрывает, что произойдет с душой злодея после смерти. В наше же время, на земле, у злодеев есть мир, и об этом говорит предыдущая мишна: Нет в наших руках ни благоденствия злодеев…, — хотя связь ее с нашей мишной мы уже объяснили (иным способом).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»