Заповедь «делай» из Торы назначать судей и стражников в каждой стране и в каждой области как сказано: «Судей и стражников поставь себе во всех воротах твоих» (Дварим 17, 18). «Судьи» — это постоянные судьи в суде, и судящиеся приходят к ним. «Шойтрим» — стражники — идут с палкой и плеткой, и они стоят перед судьями, и ходят по улицам и рынкам и по магазинам, чтобы исправлять цены и меры (веса и т.д.), и наказывать каждого, кто искривляет, и все их дела по слову судей, и каждого, у кого увидят искривление в чем-либо, приводят в бейс-дин, и судят его в соответствии с его виной.
Мы не обязаны устанавливать суды в каждой области и в каждом городе, но только в Эрец Исроэл; но вне Эрец Исроэл не обязаны устанавливать суд в каждой области, как сказано «поставь себе во всех воротах твоих, которые Вс-вышний Б-г твой дает тебе по коленам твоим».
Сколько судов постоянных должны быть в Израиле и каково должно быть число их судей? Устанавливают в начале Бейс Дин Годол в Храме, и он называется «Великий Сангедрин», и число их — семьдесят один, как сказано: «собери мне семьдесят человек из старейшин Израиля (Бемидбар 11, 16), и Мойше над ними, как сказано “И будут стоять там с тобой” — итого семьдесят один. Самого мудрого среди них ставят главой над ними, и он называется рош йешива, и его называют мудрецы всюду “носи”, и он становится вместо Мойше рабейну. И ставят самого старшего среди семидесяти вторым после главы Сангедрина, и он сидит справа от него, и он называется “ав бейс дин”, и остальные семьдесят сидят перед ним в соответствии с их возрастом и их достоинством. Каждый, кто больше своего товарища по мудрости, будет ближе к носи слева от него, и они сидят полукругом, чтобы носи и ав бейс дин видели их всех. И еще ставят два суда из двадцати трех каждый, один у входа в Азоро, и один у входа на Храмовую гору. И ставят в каждом городе в Израиле, где есть сто двадцать или больше, малый Сангедрин, и он сидит у входа в город, как сказано “и поставьте в воротах суд”(Амос 5, 15). И каково будет число их? Двадцать три судьи, и старший среди них главой над ними, и остальные сидят полукругом, чтобы глава видел их всех.
В городе, где нет ста двадцати, устанавливают троих судей, ибо нет суда меньше чем трое, чтобы было у них большинство и меньшинство, если возникнет среди них спор в каком-нибудь деле.
В каждом городе, где нет двух больших мудрецов: одного, достойного обучать и указывать закон во всей Торе, и одного, умеющего понять и знающего, как спросить и ответить, — не устанавливают там Сангедрин, несмотря на то, что есть там тысячи из Израиля.
Сангедрин, в котором есть эти двое: один, который может понять, и один, который может говорить — это Сангедрин[1]; были в ней трое — это средняя мера; были в ней четверо, которые могут говорить — это Сангедрин мудрых.
Каждый Малый Сангедрин — сажают перед ними три ряда учеников, в каждом и каждом ряду — двадцать три человека. Первый ряд — ближайший к Сангедрин, и второй ряд — ниже него, и третий — ниже него; и в каждом ряду и ряду сидят в нем в соответствии с их достоинством в мудрости.
[1] И кошер, если нет другого.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Корах»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
За общественным протестом всегда скрываются конкретные лидеры. Важно уяснить себе, что движет этими людьми, забота о народе или личные амбиции.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эрец-Исраэль находилась буквально под носом у евреев, вышедших из Египта. Однако они предпочли остаться в пустыне.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о мятеже против Моше и Аарона, поднятом Корахом. Корах — один из самых богатых людей в истории, еврей знатного происхождения, двоюродный брат Моше, знаток Торы — недовольный скромным положением, которое он занял в общине, обвинил Моше в узурпации власти и заявил, что все евреи равно святы и потому не только коэны, но все сыны Израиля имеют право на служение в Храме. К «борцу за справедливость» присоединилось двести пятьдесят человек. Моше предложил, чтобы Корах и его сторонники вознесли перед Всевышним воскурение, каждый — на своем совке, и чтобы то же сделал Аарон, а Б-г укажет, кто из них делает это по праву. Всевышний разгневался и хотел уничтожить всю общину, но благодаря мольбам Моше и Аарона наказание пало только на мятежников и их семьи.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Кем-кем, а глупцом Корах не был. Что заставило уважаемого человека из хорошей семьи организовать бунт против лидеров еврейского народа?
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Корах пытался поднять бунт. Он опирался на галахические вопросы, чтобы отнять власть у Моше, избранного Б-гом лидера.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Запрет наколок, шаатнез, выбривать виски...
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Корах
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Комментарии мидрашей на недельную главу
Рав Арье Кацин
Коментарии Льва Кацина
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Корах принял решение выступить против Моше-рабейну после того, как был закончен подсчет сыновей Израиля и распределение их по лагерям-«знаменам».