Из цикла «История еврейского народа», темы: Гаоны, Ешива, Рав Моше Ойербах, Вавилон, История еврейского народа, Диаспора
После смерти рава Саадии Гаона ешива в Суре снова пришла в упадок. На протяжении нескольких десятилетий она даже была закрыта. Пост рош агола также стал менее значимым, что, по-видимому, было связано с политической обстановкой того времени. Багдадский халиф удерживал свое влияние только на территории Ирака (Вавилонии). Страны-вассалы полностью освободились от власти Багдада, в результате чего ослабли связи евреев, живших там, с вавилонской общиной. Руководители общин в Египте и Эрец Исраэль являлись представителями еврейского народа в глазах местных правителей, однако, благодаря гаону из Пумбедиты — раву Шрире и его сыну раву Айю, духовный центр еврейства на протяжении еще целого столетия находился в Вавилонии.
Раву Шрире было уже за шестьдесят, когда он стал руководителем пумбедитской ешивы. К тому времени ее слава несколько померкла, но рав Шрира энергично приступил к исполнению своих обязанностей. В ешиву вновь съехались видные мудрецы, снова, как и прежде, общины многих стран посылали в Пумбедиту возникавшие у них алахические вопросы. Так, например, община Кайруана (нынешний Тунис) просила разъяснить традицию передачи Торы из поколения в поколение. Дело в том, что в этой общине было сильно влияние караимов, утверждавших, что традиция прервалась в эпоху пророков, а танаи, амораи и гаоны придумали ее заново. Ответом послужило знаменитое послание рава Шриры, где он объяснил, каким образом зародились Мишна и Талмуд и как они связаны с традицией Мужей Великого Собрания, т. е. с концом эпохи пророков. В послании приводился четкий порядок передачи традиций от пророков Мужам Великого Собрания, от них — танаям, амораям, савораям и гаонам.
Рав Шрира руководил ешивой Пумбедиты более тридцати лет. Приблизившись к своему столетнему юбилею, он передал свой пост сыну — раву Айю, который являлся в то время главой еврейского суда.
Рав Ай Гаон занял пост, который, благодари усилиям его отца, пользовался уважением и авторитетом в еврейской общине. С большим почетом прошла церемония его назначения на пост гаона. Рав Ай оказывал сильное влияние на многих евреев своего поколения. Современники говорили о нем: «Он способствовал распространению Торы больше, чем кто-либо из гаонов, и воодушевленные его сиянием мудрецы распространили Тору по всему миру». Рав Ай дал ответы на сотни алахических вопросов, заданных различными общинами. Его решения принимались как окончательные всеми евреями мира: в Вавилонии и Персии, в Испании и Франции.
Еще в эпоху рава Шриры вновь открылась ешива в Суре, одним из ее руководителей стал рав Шмуэль бен Хафни, тесть рава Айя. Рав Ай руководил ешивой Пумбедиты на протяжении почти сорока лет. Он умер в 4798 (1038) году, немного не дожив до своего столетнего юбилея.
После смерти рава Айя Гаона ешивой Пумбедиты на протяжении двух лет руководил рав Хизкия. Его враги донесли на него властям, и те посадили рава Хизкию в тюрьму. После долгих лет заключения рав Хизкия вновь возглавил ешиву. Однако к тому времени Вавилония уже потеряла свое значение еврейского духовного центра.
Со смертью рава Айя Гаона центр изучения Торы переместился из Вавилонии в Европу.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
Браха Губерман
Жизнь рабейну Тама, величайшего мудреца и раввина
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В начале «нового времени», когда страсти в Германии улеглись, все ужасы средневековой Европы пришлось испытать и польским евреям.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Христианские реформаторы и их отношение к евреям
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Михаил Френкель,
из цикла «История евреев Стамбула»
Жители еврейского квартала постоянно страдали от издевательств
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Папы сдерживали толпу от антиеврейских выступлений, намереваясь, таким образом, привести евреев к добровольному крещению