Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Возникновение и распространение ислама; политическое и экономическое положение евреев Вавилонии при арабах.

Возникновение и распространение ислама

События начальных периодов мировой истории обходили стороной Аравийский полуостров. Правители Египта, Ассирии, Вавилонии, Греции, Персии, Рима не видели никакого смысла в овладении этой огромной пустыней. Немногочисленные города также не привлекали захватчиков.

Аравийский полуостров был населен кочевыми племенами язычников. Деловые контакты с евреями, христианами и персами привели, в конце концов, к изобретению ислама — новой синтетической религии. После короткой междоусобной борьбы Мохамеду — творцу новой религии — удалось объединить под знаменами ислама все арабские племена. Последователи Мохамеда продолжили его политику экспансии, и в короткий срок воинственным мусульманам удалось завоевать обширные территории и распространить свою власть на Вавилонию, Переднюю Азию, Персию, всю Северную Африку и даже отвоевать у христиан Испанию. Уже в 4398 (638) году войска халифа Омара вошли в Иерусалим, избавив евреев Святой Земли от преследований христиан.

Огромный халифат вскоре распался на несколько частей, правящие династии которых враждовали между собой. Эта вражда, однако, не помешала на первых порах их расцвету. В Багдаде и других городах были открыты высшие школы — университеты, где преподавали философию, математику, медицину… На арабский язык переводились трактаты греческих философов, неизвестные в то время в Европе. Расцвела арабская поэзия.

Одновременно с этим развивались и расширялись торговые связи. Арабские караваны, груженые разнообразными товарами, можно было встретить на всех путях от Индии до Атлантического океана. Арабские мореплаватели достигли Китая. Багдад стал столицей мира, затмив своим богатством города Европы и Передней Азии.

Политическое положение

Арабы предоставили евреям Вавилонии полную внутреннюю автономию. Рош агола (рэйш галута), происходивший из семьи царя Давида, считался политическим руководителем общины. Гаоны — руководители ешив Суры и Пумбедиты — являлись духовными вождями евреев Вавилонии. Рош агола следил за осуществлением своевременной уплаты налогов арабским властям и утверждал новые назначения в еврейской общине. Например, если мудрецы выбирали нового руководителя ешивы, то это решение требовало согласия рош агола. Существовали округи, где рош агола сам назначал судей и получал от них денежные средства, в других округах судей назначали гаоны.

Как правило, халифы хорошо относились к евреям и даже назначали их на высокие должности. Преследования евреев в те времена случались крайне редко.

Экономическое положение

Евреи играли важную роль в экономическом развитии Вавилонии. В эпоху амораев и в начале эпохи савораев евреи, в основном, занимались земледелием, однако постепенно начали приобщаться к торговле. Торговые пути огромной арабской империи простирались от Индии и Самарканда до Марокко и Испании. В неарабоязычных странах евреям часто приходилось объясняться с жившими там соплеменниками на еврейском языке.

Победа рода Абасидов и последовавший за ней перевод арабской столицы в Вавилонию (Ирак) повлияли на отношения евреев, живших в Эрец Исраэль и в других странах, с их вавилонскими собратьями.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.