Из цикла «Избранные комментарии на недельную главу», темы: Заповеди, Святость, Ицхак бен-Иегуда Абарбанель, Материальность
Десять Речений не приводятся здесь так же подробно, как при даровании Торы на Синае. Здесь ведь о них говорится не для того, чтобы разъяснить, в чем они состоят, как было при их первом произнесении. Здесь Б-г благословенный пожелал лишь объяснить, что не подобает человеку стремиться к высоким ступеням внутреннего развития и к прекрасным душевным качествам лишь потому, что на пользу этого указывает человеческий разум. Это нужно делать только потому, что так повелел Б-г. Только ради того, чтобы следовать Его путям и приближаться к Нему, должны люди совершать хорошие поступки, ведущие к совершенству, и не по какой-то другой причине, даже если эта причина — веление разума. Поэтому Б-г требует здесь от народа Израиля: «Святыми будьте!» Эта заповедь относится не только к запрещенным половым связям; она объемлет все заповеди в целом и требует от человека быть святым и освящать себя во всем. Б-г как бы говорит: «Несмотря на то, что Я разрешил вам вступать в близость с женщинами, есть мясо, пить вино и наслаждаться всем, что есть в мире, это не значит, что из-за этого вы должны стремиться только к этим материальным наслаждениям. Вы не должны быть среди тех, кто “опивается вином и объедается мясом”. Вы должны быть “святыми”, то есть, отстраненными от материальности. При этом вы должны следовать по этому пути не как философы, которые в своем уединении изнуряют свои тела постом, стремясь избавиться от власти тела и подчиняться лишь разуму. Вы должны делать это, “ибо свят Я, Б-г, Г-сподь ваш”, отделенный от всего материального и телесного. Рабы должны следовать обычаям своего хозяина, и вы, служащие Мне, тоже должны “следовать путям Моим” и быть такими же святыми, как Я».
Среди всех положительных качеств человеческого характера и душевных склонностей почитание отца и матери — самое распространенное, потому что каждый привыкает к этому с самого рождения. А соблюдение шабата — это, по сути, заповедь отдыхать и пребывать в покое; а кто же не согласится всю жизнь каждый седьмой день отдыхать? Поэтому именно с них Б-г начинает рассказ о Десяти Речениях, говоря, что даже содержащиеся в них заповеди следует исполнять только потому, что так повелел Б-г. Поэтому стих говорит: «Каждый пусть перед своим отцом и своей матерью трепещет». Имеется в виду вот что: «Несмотря на то, что каждый с детства приучен трепетать перед отцом и матерью, вы бойтесь отца и матери и соблюдайте шабат не поэтому, а только потому, что Я так повелел». Поэтому стих завершается словами: «Я Б-г, Г-сподь ваш», — другими словами: «Вы должны делать это лишь ради Меня, а не по какой-либо другой причине».
Таким же образом следует понимать стих «Не обращайтесь к идолам…» Б-г говорит: «Я повелел вам отказаться от служения идолам не потому, что это служение бесполезно, не потому, что разум указывает на бессмысленность этого занятия. Вы должны поступить так лишь потому, что Я повелел вам так поступить». Именно по этой причине стих тоже завершается словами: «Я Г-сподь, Б-г ваш». «Поскольку Я, — говорит Б-г, — причина всех причин, Господин ваш, Который управляет и руководит вами, зачем вам следовать бессмысленным идолам, которые ничем вам не помогут?!»
Итак, стало ясно, почему Б-г повелел, чтобы об этих речениях Моше говорил со всей общиной Израиля: ведь тем самым община была подготовлена к заключению союза, о котором говорится в разделе Бехукотай. Стало ясно также, почему здесь не перечисляются Десять Речений в их изначальном виде и порядке. Б-г дает здесь повеление, относящееся ко всем заповедям и состоящее в том, что их следует исполнять не по решению человеческого разума, а по велению Б-га. Поэтому Тора начинает с заповеди почитания отца и матери, самой привычной для всех, и поэтому использовано слово «трепещите», а не «почитайте». И по этой же причине сначала упомянута мать: ведь, когда ребенок рождается, он, естественно, вначале отдает все свои чувства матери, а уже потом — отцу. Понятно стало также, почему сразу за этим стихом следует запрет обращаться к идолам. И, наконец, понятно, почему каждая из заповедей завершается словами: «Я Б-г, Г-сподь ваш». Эта фраза не призвана напомнить первое из Десяти Речений «Я — Б-г, Г-сподь ваш», а сказать, что все заповеди следует исполнять лишь потому, что благословенный Б-г повелел это делать.
с разрешения издательства Швут Ами
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.