Из цикла «Избранные комментарии на недельную главу», темы: Моше, Ки тиса, Ицхак бен-Иегуда Абарбанель, Связь с Творцом, Качества Творца
Здесь Моше-рабейну обращает к Б-гу три просьбы. Первая: «Дай мне узнать, прошу, пути Твои». Вторая: «Если Твой Лик не пойдет с нами, не выводи нас отсюда». Третья: «Покажи мне, прошу, Твою Славу». По отношению к путям Б-га употреблено слово «узнать», а по отношению к Его Славе — «показать». Дело в том, что способы Б-жественного управления миром постигаются разумом, однако само устройство мира и всего творения в целом, природу и связь всех вещей так не познать. Все это можно только получить через пророчество, которое для Моше-рабейну было зримой картиной, воспринимающейся через материальные ощущения.
И вот, Б-г ответил Моше-рабейну на все три его просьбы по порядку. Ответ на первую просьбу «о познании путей Б-га и описании принципов Б-жественного управления людьми» содержится в первом стихе: «И сказал: “Я проведу все Мое благо перед тобой (то есть, покажу тебе все Мои качества и все описания Моего блага) и назову Имя Б-га перед тобой (перечислю для тебя качества Своего милосердия), и помилую того, кого помилую (то есть, проявлю милосердие к Израилю, если они этого заслужат)”.»
На вторую просьбу «Если Твой Лик не пойдет с нами, не выводи нас отсюда» отвечает второй стих: И сказал: «Не сможешь увидеть Лика Моего». Это значит: Ты справедливо опасаешься и боишься Моего гнева; ты и на самом деле не сможешь увидеть Моего Лика. Когда Мой гнев возгорится, «не увидит Меня никто, — пока Я гневаюсь, — чтобы остаться в живых», — поскольку этот Мой гнев убьет его, согласно сказанному (Дварим): «Ибо огонь возгорится в гневе Моем и сожжет до нижней преисподней, и пожрет землю и урожай ее». Поэтому-то в нашем стихе употреблено слово «Лик»: ведь в книге Дварим оно, очевидно, означает «гнев».
А на третью просьбу «Покажи мне, прошу, Твою Славу» отвечает третий стих: И сказал: «Вот, место возле Меня, и будешь ты стоять на скале». Другими словами: существует определенное место, приспособленное и подходящее для того, чтобы ты, находясь там, увидел пророческим зрением Мою Славу, о которой ты спрашивал. Это место — вершина скалы на горе Хорев, потому что именно там появилось Б-жественное Присутствие, чтобы дать евреям воду, согласно сказанному: «Вот, Я стою перед тобою там, на скале, в Хореве». И те, кто исследовал этот вопрос, знают, что в пророчестве духовные реальности упоминаются через примеры из материального мира. Поэтому стих не описывает прямо духовные реальности, а прибегает к описанию объектов материальных: «И будешь ты стоять на скале».
Это следует понимать так. Б-г сказал Моше: «Я знаю, что ты будешь стоять на вершине скалы, чтобы в состоянии большей близости ко Мне увидеть то, что оттуда видно. То есть, Я знаю, что ты так жаждешь увидеть Меня, что поднимешься на скалу. Но если бы Я допустил это, то сила Моего огня и мощь того, что открылось бы тебе, выжгли бы тебе глаза. Поэтому Мне придется защитить тебя, то есть, “поместить тебя в расщелину скалы”. Я пошлю Свой Б-жественный дух, который заберет тебя с этой вершины, поместив в расщелину, в отверстие. Тогда скала защитит тебя и прикроет, поскольку она будет “со Мной”. И тогда чудесный свет не повредит тебе, так как ты не будешь открыт для его сжигающих лучей, и он не окажется настолько сильным и ярким, чтобы ослепить тебя». Затем стих продолжает: «И будет, когда пройдет Моя Слава…» Это означает, что когда Моше-рабейну увидит духовные сущности, «председательствующие в царстве», ему не повредит то, что он преступит границы человеческих возможностей, так как Б-г Сам прикроет его, поместив в расщелину скалы, и тем убережет от любого вреда. И стих добавляет: «…пока Я не пройду», — поясняя, тем самым, что защита, которую обеспечит Б-г, и наложенное Им на Б-жественный свет ограничение никак не повредит способностям Моше-рабейну к восприятию: сразу после того, как слепящий свет познания Б-га благословенного удалится, Моше-рабейну начнет по-прежнему идеально различать все прочие вещи своим совершенным зрением, о чем прямо говорит стих: «…И Я уберу Мою руку, и ты увидишь Мою спину», — то есть, начнешь различать все создания мира, стоящие «позади Б-га», поскольку Он создал и сделал их. Б-г не только дал Моше это обещание, но и возвестил, что этим будет искуплен и прощен грех Израиля, и теперь Б-г пойдет в их среде и не станет изливать на них Свой гнев. Именно так следует понимать стих: «А Лик Мой не будет увиден», — слово «Лик» и в этом стихе тоже означает «гнев», то есть, Б-г заверяет евреев, что они не увидят Его гневного Лика и Его ярости.
И так и произошло. В конце беседы с Б-гом Моше просит: «Пусть, прошу, пойдет Б-г в среде нашей», — и Б-г соглашается исполнить эту просьбу, говоря: «Вот, Я заключаю союз…» Об этом стихе и об этом союзе я еще буду говорить.
Таким же образом можно понять стих «И прошел Б-г перед ним…», поскольку корень «пройти» на святом языке может относиться к подавлению и приглушению собственного гнева и ярости. Тогда получится, что стих говорит о том, что Б-г подавил Свой гнев и простил евреям преступление.
Итак, теперь тебе стало ясно, что Моше высказал три просьбы к Б-гу и Б-г ответил ему на каждую из них, и что слово «Лик», которое в этом отрывке несколько раз употреблено по отношению к Б-гу, везде означает «гнев».
Нам точно известно, что качеств милосердия именно тринадцать, и все они перечислены в следующих стихах Торы: «Б-г, Б-г, Г-сподь жалостливый и милосердный, долготерпеливый и великий в благодеянии и истине, хранящий милость для тысяч (родов), прощающий вину и преступление, и грех; но оставить без наказания — не оставляющий; взыскивающий за вину отцов и с детей, и с внуков до третьего и до четвертого поколения, (если и они грешат)». И вот как эти качества обозначаются стихами Торы. Первое качество — это первое слово «Б-г». Второе — второе слово «Б-г». Третье — «Г-сподь». Четвертое — «жалостливый». Пятое — «милосердный». Шестое — «долготерпеливый». Седьмое — «и великий в благодеянии». Восьмое — «и истине». Девятое — «хранящий милость для тысяч родов». Десятое — «прощающий вину и преступление, и грех». Одиннадцатое — «но оставить без наказания». Двенадцатое — «не оставляющий». И тринадцатое — «взыскивающий за вину отцов». И вот
у тебя получился полный список всех тринадцати качеств.
И ты сможешь заметить, что эти качества милосердия — не тринадцать различных понятий, а всего одно, называемое «тринадцать качеств». Ведь первое «качество милосердия», первое имя Б-га в этом стихе — это не отдельное качество, а только само имя Б-га. Следующие восемь качеств — это свойство Б-га творить добро и проявлять милосердие: «Г-сподь жалостливый и милосердный, долготерпеливый и великий в благодеянии и истине, хранящий милость для тысяч (родов)». И последние четыре — это качества Б-жественной справедливости, соединяющейся с Б-жественным милосердием: «прощающий вину и преступление, и грех; но оставить без наказания — не оставляющий; взыскивающий за вину отцов и с детей, и с внуков…» Вот и составился полный список Тринадцати качеств милосердия, описывающий одно целостное явление.
Когда Моше-рабейну услышал, как Б-г провозглашает эти тринадцать качеств, когда понял, что большинство из них связаны с милосердием, и заметил, сколько вложено в них Б-жественной мудрости, — он простерся ниц и склонился перед Б-гом, воздавая Ему хвалу за то, что Тот позволил Моше в Своем милосердии вознестись столь высоко, а также за огромное благо, дарованное Б-гом дому Израиля, за милосердие, которое Б-г проявил к евреям.
И затем Моше-рабейну говорит: «Если нашел я милость в Твоих глазах, Г-сподин, пусть, прошу, пойдет Г-сподин в нашей среде». И это имя Б-га, «Г-сподин», начинающееся с букв «алеф» и «далет», нигде больше в этом отрывке не встречается — только в этом месте. И значение этого, на мой взгляд, двоякое. Во-первых, теперь евреям стало ясно, что именно об этом имени шла речь, когда о Своем посланнике Б-г сказал: «Ибо Имя Мое внутри него». А во-вторых, это Имя соответствует самой близкой к миру и наиболее часто проявляющейся ипостаси Б-га. Поэтому, когда Моше-рабейну умолял Б-га о разрешении войти в Землю Израиля, он сказал: «Г-сподин Б-г, Ты начал показывать рабу Твоему…» А Даниэль сказал: «А сейчас, Г-сподин, Б-г наш, Который вывел нас… Г-сподин, по всей справедливости Твоей да отвратится гнев Твой… И воззри милосердно на Твой Небесный Храм ради Тебя, Г-сподин! Г-сподин, услышь, Г-сподин, прости, Г-сподин, прислушайся! Г-сподину принадлежит милосердие и прощение!»
И, несомненно, «все эти слова святы», однако прямой смысл этого отрывка следует понимать по-другому. Моше-рабейну просто не нашел сил для того, чтобы произнести то почитаемое Имя, которое услышал из Б-жественных уст во время этой драматической и внушающей трепет встречи с Б-гом. Он не решился использовать то же выражение, которое употребил Б-г благословенный, только что говоря с ним лицом к лицу. Поэтому он обратился к нему по имени «Г-сподин», сказав: «Мой Властитель, мой Хозяин! После того, как Ты явил мне все эти милости, я попрошу у Тебя еще одного: чтобы Ты пошел среди нас…»
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»