Из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала», темы: Деньги, Тора и бизнес, Шауль Вагшал, Проценты, Ссуда
В настоящей главе рассматриваются случаи, когда еврей инвестирует деньги в бизнес (или банк), принадлежащий нееврею, или - еврею, но при составлении этер-иска.
Случай 1. Инвестирование на имя владельца денег
Если брокер получил деньги для инвестирования на имя их владельца и доход будет принадлежать непосредственно владельцу, вопрос процента не возникает.
Если доход будет выплачен брокеру, который, в свою очередь, передаст его владельцу денег, вопрос процента тоже не возникнет, — но при условии, что посредник не берет на себя ответственность за деньги до их инвестирования (см. ниже случай "2").
Случай 2. Инвестирование чужих денег на свое имя
Вопрос
Человек получает деньги для инвестирования на свое имя, чтобы затем передать прибыль владельцу денег. Разрешается ли так поступать?
Ответ
Все зависит от степени ответственности, которую он несет за эти деньги.
Если он берет на себя всю ответственность пусть даже на период времени до момента инвестирования денег, т.е. если он будет отвечать за них даже в случае их потери при не зависящих от него обстоятельствах, мы считаем, что он как бы взял эти деньги в долг. Тогда ему не разрешается передавать прибыль владельцу фонда, в том числе на добровольной основе.
Если же он не берет на себя полную ответственность за чужой капитал, а лишь соглашается следить за ним в обычном смысле, тогда он считается посредником, и ему разрешается платить прибыль владельцу фонда. В этом случае тот факт, что деньги записаны на его имя, не влияет на их фактическую принадлежность.
Случай 3
Вопрос
Реувен одолжил у Шимона денежную сумму на полгода. В конце этого срока он узнал, что Шимон находится за границей, и поэтому решил вложить деньги в сберегательную программу своего банковского счета с намерением отдать заработанный таким образом процент Шимону. Можно ли так поступить?
Ответ
Нет! Реувен остается должником Шимона, пока не вернет ему деньги. Поэтому он фактически кладет на счет свои деньги, так что ожидаемая прибыль принадлежит ему. Передать прибыль заимодавцу равносильно выплате процента.
Случай 4
Вопрос
Леви уезжает в отпуск и просит Йеуду присмотреть за его деньгами. Йеуда считает выгодным положить их на свой счет и "закрыть" на сберегательной программе. Разрешено ли ему отдать Леви полученную прибыль?
Ответ
Разрешено. Он может отдать прибыль Леви.
Причина
Йеуда не брал эти деньги взаймы у Леви. Его лишь просили "присмотреть" за ними[45].
Поэтому поставим вопрос несколько иначе: обязан ли Йеуда отдать прибыль Леви или может при желании оставить ее себе? Ведь он "закрыл" деньги по своей инициативе! Причем заметьте, если принято решение оставить прибыль себе, то возникает еще один вопрос: поступает ли Йеуда корректно, положив чужие деньги в банк с целью взять прибыль себе?
Рассмотрим каждый случай в отдельности.
а) Йеуда вложил деньги в банковскую программу с намерением отдать прибыль Леви.
Если Йеуда намеревался отдать прибыль Леви, когда вкладывал его деньги в банк, он обязан так и поступить.
б) Йеуда вложил деньги в программу банка, еще не решив в тот момент, что он будет делать с прибылью.
Если во время внесения денег Йеуда еще не решил, что делать с прибылью: оставить себе или отдать ее Леви, — прибыль надо разделить поровну между Леви и Йеудой.
Если же деньги были внесены только в целях их сохранности, Йеуда может принять решение оставить у себя всю прибыль. Можно считать эту прибыль его законным заработком. Впрочем, если он пожелает, может отдать прибыль хозяину денег.
Однако самый правильный путь — вложить деньги с изначальным намерением разделить, прибыль между собой и хозяином суммы.
в) Йеуда вложил деньги с намерением оставить себе всю прибыль. В таком случае, он поступает некорректно, ибо его действия попадают в категорию "использование чужих денег для личного обогащения". Тем не менее, прибыль остается за ним.
Но если он впоследствии передумает, ему разрешено отдать прибыль Леви.
Случай 5
Вопрос
Йосеф дает деньги Биньямину на хранение, одновременно предложив ему взять эти деньги, если потребуется, в долг. Бинь-ямин не нуждается в деньгах и1 "закрывает" их для сохранности на банковской программе. Можно ли считать, что Биньямин взял деньги в долг, учитывая тот факт, что ему действительно был предложен заем? Ведь если мы будем считать их займом, то Биньямину не разрешено отдавать прибыль хозяину.
Ответ
Поскольку Йосеф предложил заем непосредственно Биньямину, то считается, что последний, приняв деньги, как бы взял их в долг. Поэтому он не может поделиться с Йосефом прибылью.
Случай 6
Вопрос
Моше купил товары в кредит у Аарона. Когда пришло время платить, Моше узнал, что Аарон уезжает из города на продолжительное время. Разрешено ли Моше внести деньги в свой банк с намерением отдать Аарону полученную прибыль?
Ответ
Нет, не разрешено. Пока Моше не заплатил деньги Аарону, они принадлежат ему. Если он вернет их с прибылью, это будет считаться выплатой процента.
Данный случай почти идентичен случаю "3".
То же правило действует, когда один человек (например, работодатель) задолжал другому человеку (своему работнику) деньги (зарплату). Если должник инвестировал эти деньги с целью получения прибыли, полученная прибыль не принадлежит второй стороне.
Случай 7
Вопрос
Габи должен заплатить Дану деньги за купленные товары (или что-то другое, например он должен выплатить ему зарплату). Когда приходит время выплаты, Дан просит, чтобы Габи вложил деньги в банк на свое (Габи) имя. Может ли Габи отдать прибыль Дану?
Ответ
Нет, не может. Потому что, до тех пор пока деньги не вручены Дану, они остаются собственностью Габи. (Сравните со случаями "3" и "6".) Однако если Дан попросит Габи вложить деньги на его (Дана) имя, то в таком случае прибыль целиком принадлежит Дану.
Причина
Выполняя поручение Дана, т.е. открывая счет на его имя, Габи полностью освобождается от долга перед Даном.
Случай 8
Вопрос
Шмуэль одолжил деньги у Давида. Когда приходит время расчета, Шмуэль по своей инициативе открывает сберегательный счет на имя Давида. Может ли Давид взять себе прибыль?
Ответ
При открытии счета на имя Давида вряд ли будет считаться, что Шмуэль вернул деньги Давиду. Если речь идет о нееврейском банке, нельзя утверждать, будто Шмуэль выполнил поручение Давида. Скорее всего, Шмуэль по-прежнему считается должником Давида. Поэтому прибыль, которую возьмет Давид со сберегательного счета, открытого на его имя, будет считаться процентом. И если банк заплатит процент непосредственно Давиду, то надо спросить раввина, обязан ли Давид вернуть этот процент Шмуэлю или нет.
Аналогично, надо обратиться к раввину и в том случае, когда Шмуэль открыл счет на имя Давида в еврейском банке и встает вопрос, имеет ли Давид право получить прибыль с этого счета.
Случай 9
Вопрос
Еврейский брокер получил деньги от инвестора с поручением вложить их в выгодное дело. Обычно такие суммы временно депонируют (вкладывают) на "счет клиента", т.е. на счет, которым оперируют исключительно для выгоды клиента. Может ли брокер
отдать прибыль, которая накопилась на "счету клиента", владельцу капитала?
Ответ
Да, может, поскольку он выполняет роль посредника.
Случай 10
Вопрос
В процессе приобретения дома покупатель посылает своему адвокату денежную сумму, чтобы тот передал ее адвокату продавца.
Адвокат временно кладет деньги на "счет клиента". Может ли покупатель требовать себе банковскую прибыль, накопившуюся за время, пока деньги находились в распоряжении его адвоката?
Ответ
Да, может. Вопрос процента не возникает, поскольку адвокат действует исключительно в роли посредника.
Случай 11
Вопрос
Некий человек неудачно инвестировал свои деньги, не получив прибыли. Его друг предлагает ему бескорыстную помощь. Он говорит: "Я готов вложить твои деньги, чтобы использовать их в деле, и вернуть тебе прибыль. Я готов даже нести полную ответственность за эти деньги в случае неудачи". Может ли этот друг, на самом деле, отдать прибыль хозяину денег?
Ответ
Может. Ведь он предлагает помощь своему другу без всякой выгоды для себя. Поэтому мы не считаем, будто он занял деньги, хотя и взял на себя всю ответственность за них.
Читайте: тема Бизнес по-еврейски
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»