Из цикла «Береги свою речь», темы: Злословие, Рехилут, Зелиг Плискин, Береги свою речь, Отношения между людьми
1. Рехилут (сплетни) в присутствии группы людей
Рехилут запрещено произносить в присутствии одного человека и, тем более, перед группой людей.
2. Беседа с мнительным человеком
Встречаются мнительные люди, которые постоянно подозревают, будто все помыслы окружающих только и направлены на то, чтобы сделать или сказать им какую-либо пакость. Будьте предельно осторожны, общаясь с подобным человеком. Старайтесь избегать даже малейшего намека на то, что может вызвать у него подозрение против кого-либо.
3. Оскорбительное замечание, которое слышали многие
В мире авторитетов Торы существует не очень принятое мнение, согласно которому оскорбительное замечание о ком-либо, высказанное в присутствии трех или более человек, разрешено повторять тому, в чей адрес оно прозвучало; по крайней мере, греха в таком повторении нет. Это мнение опирается на предположение, что коль скоро три человека все равно получили информацию, то она неизбежно распространится и дальше. В случае если соблюдены семь условий (изложенные нами выше в законах о лашон-ара), то пересказ услышанного многими не будет считаться запрещенной сплетней.
Хафец-Хаим считает, что к практической жизни такое мнение неприменимо, поскольку большинство авторитетов с ним не согласны. Поэтому, даже если «все уже знают», что Реувен дурно отозвался о Шимоне, все же их знакомому Леви запрещено сообщать об этом Шимону.
Господин Закс, просматривая еженедельную газетную колонку, заинтересовался статьей, подписанной неким Горовицем. В статье он обнаружил оскорбительное замечание о Зидмане, друге мистера Закса. Журналист Горовиц, безусловно, виновен в злословии на страницах газеты, которую прочтут много людей. Тем не менее, если мистер Закс не хочет нарушать запрет на рехилут, он не должен показывать эту статью Зидману.
4. Сообщать кому-либо о планах прекратить партнерство
Один из участников совместного бизнеса планировал прекратить свое сотрудничество с компаньоном, но впоследствии передумал. Людям, посвященным в обстоятельства дела, категорически запрещено сообщать об этом другому партнеру, поскольку, очевидно, что такой рассказ вызовет с его стороны негативную реакцию.
Не делайте этого, даже если, кроме вас, в первоначальные планы первого компаньона было посвящено несколько человек.
То же самое в отношении ситуации, когда жених (или невеста) вначале решил разорвать помолвку, но потом изменил свое решение: другому незачем знать об этом.
Некая фирма пригласила эксперта Розенбойма выявить причины, из-за которых сбыт продукции фирмы перестал приносить прибыль. Сначала проверку прошли связи в административном аппарате. Вывод Розенбойма был категоричен: «Просто удивительно, как вы можете столько времени держать на главных постах господина Баума?» Так он сказал господину Хейфицу, члену совета директоров фирмы. На это Хейфиц конфиденциально сообщил эксперту, что некоторое время назад он и сам подумывал начать кампанию против участия Баума в руководстве, но потом передумал. Через пару дней, случайно встретив Баума, Розенбойм пересказал ему свой разговор с его партнером. Господин Баум был настолько рассержен, что компания едва не прекратила существование. Розенбойм, безусловно, виновен в нарушении запрета на рехилут.
Вот уже пятнадцать лет рабби П. — духовный руководитель небольшой еврейской общины. На днях ему предложили другую должность, которая даст ему возможность преподавать Тору перед более широкой аудиторией. Рабби П. обдумывает это предложение, но, в конце концов, решает остаться на прежней должности. Если кто-либо скажет одному из членов общины про колебания их рава, он будет виновен в нарушении запрета на рехилут, т.к. в результате этого рассказа отношение общины к рабби П. может измениться к худшему.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»