Темы: Аман, Провидение, Наказание, Пурим, Злодей, Фараон, Реувен Пятигорский, Вашти
Написано в Торе (Шмот 1:22): «И приказал фараон всему своему народу: каждого новорожденного мальчика бросайте в Нил, а каждую девочку оставляйте в живых». Талмуд поясняет, что причиной страшного приказа послужило предсказание придворных звездочетов о скором появлении у евреев человека, который спасет их от рабства.
Спасение придет на воде, когда погибнут и фараон, и его войско (намек на чудо с расступившимся морем). И в то же время они сообщили фараону, что сам спаситель евреев погибнет от воды. От воды?! Перепуганный фараон издал приказ всех мальчиков сразу после рождения топить в Ниле. Дескать, я утоплю его раньше! Причем под приказ попали не только евреи, но и подданные фараона, египтяне. Таков был его страх… В результате получилось все как раз так, как и предсказали звездочеты. Вернее, как задумал Всевышний, а звездочеты лишь «подсмотрели» Его цели. Море расступилось, и фараон погиб. А что с тем приказом? Оказалось, что именно приказ приблизил предсказанный финал.
Дочь фараона нашла колыбельку с Моше, пущенную по Нилу, взяла мальчика к себе, усыновила — и он вырос в доме человека, который пуще всего на свете боялся его появления. Ни о чем не догадываясь, правитель Египта взрастил на своих коленях спасителя евреев. Не будь того страха перед предсказанием — не было бы жуткого приказа. Не будь приказа — мать Моше не послала бы мальчика по Нилу, его не подобрала бы царская дочь и фараон не воспитал бы в своем доме того, кто в конце концов стал причиной его гибели. Усилия противостоять опасности привели к прямо противоположным последствиям.
Отсюда видим, что все действия человека в попытке повлиять на ситуацию не могут изменить того, что решено на небесах. В какие ухищрения ни пускается человек — ни одна буква в указах, принятых наверху, измениться не может. Более того, чем больше «вывертов» он будет совершать, чтобы помешать исполнению того, что должно произойти, тем больше он способствует осуществлению плана. Этот план будет осуществлен именно в результате противодействий человека. Таков закон нашего мира. (Изменить картину можно только самоисправлением, но фараон об этом даже не догадывался.) Аналогичную картину видим в пуримской истории. Усилия Амана, врага евреев, по укреплению собственного положения при дворе Ахашвероша стали причиной его падения. В первой главе Мегилат-Эстер рассказывается, как некто Мемухан посоветовал царю изгнать царицу Вашти за провинность, описанию которой посвящен первый эпизод Свитка.
Кто такой Мемухан? Комментаторы говорят: это Аман. Кто в конце концов стал причиной падения Амана? Царица Эстер, попавшая во дворец после изгнания Вашти. Получается, что Аман своими руками с самого начала «заложил бомбу» под свое будущее, думая, что приступает к строительству великой карьеры. Наступил час, и бомба взорвалась.
Но что толкнуло Мемухана дать такой совет Ахашверошу? Мидраш приводит ряд объяснений. Согласно первому, Вашти, устраивая пир для жен высших сановников, якобы не пригласила на него супругу Амана, и тот страшно разозлился на царицу, решив отомстить. По второму объяснению, Аман мечтал, чтобы царь издал указ «Об укреплении руководящей роли мужа в семье». Так и произошло, царь такой указ издал — после того как Вашти осмелилась ослушаться его повеления и не явилась «на показ» перед пирующими сановниками. Аману этот указ нужен был потому, что в его доме всем заправляла его жена Зереш, ни в грош его не ставившая. Есть и такие, что говорят, будто Аманом двигало желание посадить на освободившееся место свою дочь. Ничего из этого, правда, не вышло, но Вашти свергнуть удалось, и с этого начался взлет его карьеры. Такова была цель Мемухана-Амана, этим он руководствовался в своих действиях, и на этом он в конце концов свернул себе шею.
Еще пример из той же Мегилат-Эстер. По совету жены пришел Аман утром в царские покои просить разрешения повесить Мордехая на виселице, которую он уже приготовил. Но не успел в самом начале аудиенции открыть рот, как правитель спросил его, что надо сделать человеку, который спас царя. Думая, что разговор идет о нем самом, Аман дал совет оказать тому человеку царские почести. Оказалось, что имеется в виду Мордехай. Царские почести были оказаны этому ненавидимому Аманом еврею… Знай Аман, что так обернется дело, разве пришел бы в царскую опочивальню, рискуя головой? В самый драматический момент, когда Эстер призналась царю, что принадлежит народу, против которого злоумышляет Аман, выскочил на сцену некто Харбона, увидевший, что царь вне себя от возмущения, и тут же посоветовал: вот, и виселица готова, стоит во дворе злодея. Скорее всего, по законам Персии ничего не грозило Аману. Ну, задумал он истребить евреев — так ведь заручился поддержкой самого царя. Ну, припал он к постели царицы — так ведь споткнулся. Однако подвернулся под руку завистник-придворный и объявил, что орудие смерти готово. Царь, еще не остывший от гнева, приказал казнить злодея.
Правило таково: действия злодея всегда оборачиваются причиной его падения. Любому злодею полезно об этом знать.
Рав Шауль Вагшал
В полупраздничные дни нельзя заниматься бизнесом. Исключение составляют случаи, когда отказ от профессиональной деятельности обернется убытками. Это касается как наемных работников, так и владельцев частных предприятий.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В такую субботу принято радоваться больше обычного и подавать на стол дополнительные блюда.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Тора заповедала нам оказывать помощь навьюченным животным. Кроме того, нам запрещено мучить их и издеваться.
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Человек, который уповает на Всевышнего, верит в то, что Творец пошлет ему пропитание. История из Талмуда, которая иллюстрирует это правило.
Рав Арье Кармель
...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Работу, не терпящую отлагательства, разрешается выполнить в Холь аМоэд
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
После того, как пророчество исчезло, моральным ориентиром для евреев стали ешивы. К сожалению, их духовный потенциал многими отвергался.
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»
Притчи Хафец Хаима
Йегуда Авнер
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Массовая безработица, закрытие крупных предприятий и миграция обедневших жителей — явления одного порядка. Их причиной является отказ от субсидирования изучения Торы.
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»