Темы: Аман, Рав Реувен Куклин, Пурим, Амалек
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныВопрос чисто пуримский. Почему мы говорим «да сотрется имя Амана», а с другой стороны, мы всё время и каждый год Амана вспоминаем. «Помни, что тебе сделал Амалек» (прапрадед Амана). Может, о праправнуке, т.е. Амане, говорить не нужно? Не противоречие ли это, что мы мешаем стереться памяти об Амане, или должна уничтожиться его душа? А можно уничтожить душу, — в ней Б-ная искра?
Z., Бруклин
Уважаемый Z.!
Задам дополнительный вопрос, ответ на который поможет ответить и на Ваш вопрос.
Тора говорит (Дварим 25, 19): «…сотри память об Амалеке из поднебесной, не забудь». Противоречие в этом стихе бросается в глаза — сначала говорится «сотри память об Амалеке», это означает, что мы должны забыть Амалека, а сразу после этого говорится «не забудь». Ответ на этот вопрос содержится в словах Раши, который объясняет: стереть память об Амалеке значит уничтожить даже принадлежащий ему скот, «чтобы не упоминалось имя Амалека даже в связи со скотиной». Из слов Раши мы делаем вывод, что нет обязанности забыть, что сделал нам Амалек в прошлом. Наша задача — чтобы не осталось в окружающем нас мире чего-либо, связанного с Амалеком, несущего в себе память о нём, в том числе, его идеологии.
Более того, чем больше мы будем напоминать себе, какие зверства творил Амалек в отношении еврейского народа, тем больше будет наше желание уничтожить память о нём и, тем самым, приблизить исполнение заповеди об уничтожении Амалека.
То же самое — в отношении Амана. Упоминая его коварные замыслы, мы приближаем исполнение заповеди об уничтожении Амалека.
С уважением,
Реувен Куклин
Читайте:Пурим — обзор статей
Рав Бенцион Зильбер
При чём тут уши?
Рав Овадья Климовский
Зачем перечисляются имена сыновей Амана? Почему так важно, что они были повешены?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Корах»
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Рав Реувен Пятигорский
Насильственные действия никогда ни к чему хорошему не приводили. И фараон, задумавший истребить еврейских младенцев, и Аман, который хотел уничтожить весь народ Израиля, в результате сами плохо кончили.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Овадья Климовский
Как помешать врагу вредить нам?
Гади Поллак
Рав Арье Кацин
Пурим 1953 года
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
«И отсчитайте себе от второго дня праздника, от дня приношения вами омера возношения, семь полных недель. До дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней»
Гади Поллак
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Израиль — святыня Всевышнего
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его