Из цикла «История еврейского народа», темы: Мудрецы, Самопожертвование, Антисемитизм, Рав Моше Ойербах, История еврейского народа, Раби Акива, Рим
После своей победы Адриан жестоко расправился с местными жителями. В Бейтаре запрещалось хоронить погибших. Иерусалим был превращен в греко-римский город. На месте Храма воздвигли статую римского божества.
Но и этого было недостаточно Адриану. Он знал, что сила евреев коренится в Торе. Поэтому под страхом смерти запрещалось учить Тору и следовать ее заповедям. Был издан декрет, согласно которому соблюдение шабата, обрезания и наложение тфилин каралось немедленной казнью. Римские ищейки выискивали людей, соблюдающих заповеди Торы и предавали их в руки палачей. Особенно жестоко подвергались гонениям мудрецы Торы. Вопреки декретам, они продолжали учить Тору и передавали смиху (полномочия) судей и законоучителей своим ученикам. Преследуя мудрецов, Адриан пытался вытравить Тору из памяти народа Израиля. Он хотел, чтобы следующее поколение евреев выросло без Торы и ее заповедей и ассимилировалось с окружающими народами.
Великий раби Акива был схвачен за преподавание торы. Долгое время он провел к тюрьме и умер в страшных мучениях. До последней секунды он не переставал учить Тору. Когда его муки достигли предел, раби Акива стал читать молитву Шма. и на слове «Един» его душа покинул тело.
В возобновившихся гонениях погибло большинство выдающихся мужей Израиля. Почти не осталось мудрецов, способных передавать Гору своим ученикам, чтобы те, в свою очередь, продолжали еврейскую традицию в следующих поколениях. Смиха — передача звания «раби» от учителя к ученику — каралась смертной казнью, римляне также угрожали разрушить город, в котором будет происходить смиха.
И тогда престарелый раби Иеуда бен Бава решил пожертвовать своей жизнью ради того, чтобы передать Тору следующему поколению. Он созвал молодых учеников раби Акивы и посвятил их в раввины. Он позаботился также и о том, чтобы ни один город не пострадал от римлян. Посвящение состоялось на вершине горы в Галилее, между городами Уша и Шфарам. Так молодые ученики раби Акивы стали духовными лидерами всего еврейского народа.
В момент смихи раби Йеуда бен Бава почувствовал, что за ними следят. Он приказал ученикам бежать, сказав им: «Я стар, а вы должны сохранить Тору для последующих поколений». Ученикам раби Йеуды бен Бавы было очень тяжело выполнить этот приказ своего учителя, однако ослушаться они не посмели. Римлянам удалось схватить и казнить лишь престарелого мудреца.
Преследуя и казня мудрецов, передающих Тору и ее традиции из поколения в поколение, римские завоеватели пытались выкорчевать Тору из еврейских сердец. Они надеялись, что «без пастуха разбредется стадо», а без Торы евреи быстро ассимилируются среди других народов.
Несмотря на жестокие гонения, мудрецы, изучавшие Тору, продолжали передавать ее новым ученикам. Жертвуя своей жизнью, они разрушили замыслы врага. Гибель своих выдающихся мудрецов евреи восприняли как наказание свыше, и по сей день в молитвах Дней Трепета (например, в молитве Мусаф в Йом кипур) мы вспоминаем «о десятерых, казненных римлянами».
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
Браха Губерман
Жизнь рабейну Тама, величайшего мудреца и раввина
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В начале «нового времени», когда страсти в Германии улеглись, все ужасы средневековой Европы пришлось испытать и польским евреям.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Христианские реформаторы и их отношение к евреям
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Михаил Френкель,
из цикла «История евреев Стамбула»
Жители еврейского квартала постоянно страдали от издевательств
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Папы сдерживали толпу от антиеврейских выступлений, намереваясь, таким образом, привести евреев к добровольному крещению