Из цикла «Книга заповедей. Запретительные», темы: 613 заповедей, Книга заповедей, Храм, Рамбам, Тума, Жертвоприношения
126-я заповедь – запрещение угощать мясом пасхальной жертвы нееврея, принявшего на себя выполнение семи заповедей сыновей Ноаха (гер тошав). И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “Гер тошав... не должен есть его“ (Шмот 12:45).
127-я заповедь – запрещение необрезанному вкушать мясо пасхальной жертвы. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “Никакой необрезанный не должен есть его” (там же 12:48). И необрезанный, вкусивший мясо пасхальной жертвы, карается бичеванием.
128-я заповедь – запрещение угощать мясом пасхальной жертвы еврея, отказавшегося от своей веры. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “Никакой чужак не должен есть его” (там же 12:43). А переводчик Торы на арамейский язык (Ункелос), следуя устной традиции, передал это речение так: “Никакой сын Израиля, отказавшийся от своей веры, не должен есть его”. И в Мехильте объяснено: “Чужак” – это еврей, оставивший нашу веру и служащий идолам”.
129-я заповедь – запрещение есть пищу, имеющую статус священной, находясь в состоянии ритуальной нечистоты. И об этом речение Ашема о роженице: “И тридцать три дня... ни к чему священному не должна прикасаться и не входить в Святилище, пока не завершатся дни ее очищения” (Ваикра 12:4). И сказано в Сифре (Тазриа): “Как тот, кто вступает в Святилище в состоянии ритуальной нечистоты, карается “отсечением души” (НД 77), так и тот, кто ест пищу, имеющую статус священной, находясь в состоянии ритуальной нечистоты, также карается “отсечением души”.
Этот запрет мудрецы выводят из вышеприведенных слов Торы: “...не должна прикасаться”. Разъясняется в трактате Макот (14б): “В Торе указано, какому наказанию подлежит тот, кто вкушал от святынь, находясь в состоянии ритуальной нечистоты, ведь написано: “Если кто-нибудь будет есть мясо животного, принесенного в мирную жертву Ашему, будучи при этом нечистым, отсечется его душа от его народа” (Ваикра 7:20). Но откуда известно, что это запрещено? Из слов Торы: “...ни к чему священному не должна прикасаться”.
И там же сказано: “...Ни к чему священному не должна прикасаться” – запрет есть пищу, имеющую статус священной, находясь в состоянии ритуальной нечистоты. Но, может быть, это запрет именно “прикасаться” к освященной пище? Тора говорит: “...Ни к чему священному не должна прикасаться и не входить в Святилище ”. Сказано так, чтобы сопоставить вкушение святынь с вступлением в Святилище: и вступление в Святилище, и вкушение святынь в состоянии ритуальной нечистоты карается “отсечением души”; но разве где-либо в Торе указано, что прикосновение к святыням тоже карается каретом? Отсюда можно заключить, что в приведенном стихе речь идет именно о вкушении святынь, а не просто о прикосновении к ним. Но Тора выражает этот запрет есть святыни с помощью слов “...не должна прикасаться”, для того чтобы указать: прикосновение к святыням в состоянии ритуальной нечистоты тоже запрещено (и оно карается бичеванием)”.
Из приведенных речений ясно, что евший пищу, имеющую статус священной, находясь в состоянии ритуальной нечистоты, карается “отсечением души” – в том случае, если он нарушил запрет намеренно. А тот, кто неумышленно нарушил запрет, приносит жертвоприношение, зависящее от достатка согрешившего, как мы упоминали, комментируя 72-ю заповедь “Делай”.
Законы, связанные с выполнением этой (129-ой) заповеди, разъясняются в 13-ой главе трактата Зевахим (106а,108а).
Сто тридцатая заповедь – запрещение есть мясо жертвенных животных, ставшее ритуально нечистым. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Мясо же, которое прикоснется к чему-нибудь нечистому, нельзя есть” (Ваикра 7:19). А тот, кто преступил запрет и ел подобное мясо, карается бичеванием.
В Тосефте к трактату Зевахим (5:6) сказано, что “ритуально чистый человек, вкушавший ритуально нечистое мясо жертвы, наказывается 39-ю ударами плетью”. И во второй главе трактата Песахим (24а) разъяснено: “Тот, кто, находясь в состоянии ритуальной нечистоты, вкушал мясо святынь, карается “отсечением души”; а тот, кто, будучи чистым сам, вкушал ритуально нечистое мясо жертв, карается бичеванием”.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 13-ой главе трактата Зевахим.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?