Из цикла «Кицур Шульхан Арух», темы: Кицур шульхан арух, Раби Шломо Ганцфрид, Траур, Изучение Торы, Благословение Шеэхеяну
1. Соблюдающему траур запрещено изучать Тору, так как сказано: «Приказания Б-га прямы, они радуют сердце» — а соблюдающему траур запрещено радоваться. И ему запрещено изучать Тору (Пятикнижие), Пророков и Писания, Мишну, Талмуд, Галаху и Агаду; однако ему разрешается читать книгу Ийова и «Кинот», печальные отрывки из книги Йирмейягу, главу из Талмуда «Вот кто стрижется», поскольку там говорится об отлученных от общины и соблюдающих траур; и также по трактату «Смахот» и книгам законоучителей разрешается изучать законы траура.
И даже занимаясь тем, что разрешается изучать, запрещено разбирать сложные вопросы и искать ответы.
2. Если преподаватель Торы соблюдает траур, то по истечении трех дней траура ему разрешается разбирать с детьми все то, что необходимо, чтобы они не оставляли занятий Торой, поскольку изучение Торы детьми, дыхание которых чисто от греха, более важно, чем занятия взрослых. И также если у соблюдающего траур есть маленькие сыновья, им не следует оставлять своих занятий, поскольку они не обязаны соблюдать траур.
3. Даже если соблюдающий траур — коhен, а в синагоге нет другого коhена, ему запрещается подниматься к Торе1.
4. В молитве все семь дней траура не следует читать: «Вот состав смеси для воскурений…» и произносить порядок Маамадот, читая же раздел: «Вот места…» не следует произносить: «Да будет воля твоя… как будто принес я…» (поскольку соблюдающий траур не приносит жертв). И когда он произносит Авдалу на исходе Шаббата, ему не следует произносить стихи, говорящие о радости, которые обычно произносят перед Авдалой; следует же начать сразу с благословений.
5. Соблюдающему траур в течение первых семи ней не следует молиться в качестве хазана, кроме как в случае, когда, кроме него, никто не может этого сделать. Если же он соблюдает траур по отцу или по матери, принято разрешать ему молиться в качестве хазана, даже если есть и другие, кто может быть хазаном. А в Шаббат и Йом-Тов принято, чтобы соблюдающий траур не молился в качестве хазана весь год, кроме как в случае, когда никто другой не может этого сделать. Если же он обычно молился в качестве хазана до того, как начался его траур, ему можно разрешить это в любом случае («Меир Нетивим», глава 80). И см. выше, глава 128, параграф 8 (и глава 26, параграф 14).
6. Что имеется в виду под запретом приветствовать? Первые три дня траура не следует приветствовать кого бы то ни было. Если же другие, не знающие, что он соблюдает траур, приветствуют его, не следует отвечать им, а следует уведомить их, что у него траур.
По истечении трех дней траура, пока не закончились семь дней траура, он сам никого не приветствует. Если же другие, не знающие о его трауре, приветствуют его, им можно ответить.
Когда закончились семь дней траура, но до истечения тридцати дней траура, он может приветствовать других, поскольку у них все хорошо, а другие не приветствуют его, поскольку он в страдании. Если же они, не зная о его трауре, приветствуют его, он отвечает им.
По истечении тридцати дней траура он рассматривается так же, как все остальные.
7. Раз уж ему запрещено приветствовать других, тем более ему запрещено смеяться. И поэтому все семь дней траура ему не следует брать за руку ребенка, чтобы тот не рассмешил его. И также запрещено ему слишком много разговаривать с другими; если же он делает это в знак уважения к обществу, например, в случае, кода несколько человек пришли утешить его, ему разрешается сказать им: «Идите в дома ваши с миром!» — поскольку приветствовать ради уважения к обществу разрешается.
8. Там, где принято приветствовать скорбящих в Шаббат, их приветствуют; а сам соблюдающий траур приветствует в Шаббат всех, так как приветствие не относится к «вещам, делающимся не на виду» (и поэтому запрещено в этом соблюдать траур в Шаббат — перев.).
9. Разрешается произнести Благословение времени («Шеэхейану») даже в течение семи дней траура, если это необходимо, например, в Хануку или при съедании первого в этом сезоне фрукта и т.д.
1 И лучше ему до начала чтения Торы выйти из синагоги.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»