Из цикла «Кицур Шульхан Арух», темы: Кицур шульхан арух, Раби Шломо Ганцфрид, Траур, Одежда, Синагога, Стрижка, Стирка
1. Все семь дней траура запрещено сидеть на скамье или на подушках и одеялах, а только на земле. Только больным и старым, которым сидение на земле доставляет страдания, разрешается подложить маленькую подушку. Однако ему разрешается ходить и стоять, и он вообще не обязан именно сидеть; только когда к нему приходят утешающие, он должен сидеть. И также ему запрещено спать на кровати или на скамье, а только на земле. Однако он может постелить на землю подушки и одеяла так, как он обычно застилает кровать. Некоторые же разрешают спать в кровати, и часть народа так и поступает, поскольку по природе они слабые и для данного закона считаются больными.
2. В первый день траура скорбящий не имеет права накладывать тфиллин, неважно, день ли это смерти и похорон вместе или только похорон. Если мертвый был похоронен ночью, запрещено накладывать тфиллин на следующий день. Во второй день траура тфиллин накладывают после появления луча солнца. И день получения недавнего известия считается для получившего известие днем смерти и похорон. Однако если у человека умер родственник в Йом-Тов или если он получил известие о смерти родственника в Йом-Тов, то в первый день после Йом-Това он может накладывать тфиллин.
3. Ходить с закутанной головой в наших странах не принято. Однако следует придерживаться этого обычая хотя бы частично, то есть надвигать шляпу на глаза все семь дней траура, кроме Шаббат, поскольку это — признак траура, выказываемый публично.
4. Запрещено надевать стираную одежду, даже нижнюю, все семь дней траура, даже в честь Шаббата. Даже простыни, постельное белье и полотенца нельзя брать стираные. Однако в честь Шаббата разрешается постелить на стол заранее выстиранные салфетки.
5. Стирать собственную одежду, даже для того, чтобы надеть ее по истечении семи дней траура, запрещено, поскольку это — работа. Если же его одежда находится у других, они имеют право стирать ее, как и выполнять всякую другую работу, плату за которую получают не повременно, а по результатам работы (см. выше, глава 208, параграф 12).
6. Если человека «преследует траур», то есть он начал соблюдать второй траур сразу после первого, без перерыва, ему разрешается постирать свою одежду только в воде (без пепла, щелока и т.д.) и надеть.
7. После семи дней траура, пока не истекли тридцать дней траура, по закону скорбящему запрещено надевать или стелить под себя только глаженое (некоторые говорят, что речь идет о том, что и мы называем глажкой, а некоторые — что речь идет о стирке в воде с пеплом, щелоком или мылом), причем только в том случае, если оно белое и чистое. Однако принято запрещать пользовать стираной тканью, даже если ее не гладили, кроме как в случае, если раньше ее уже кто-то носил хоть сколько-нибудь. Если же одежда постирана только в воде, без моющих средств, нет необходимости, чтобы кто-то другой вначале надел ее.
9. По истечении семи дней траура разрешается стирать и гладить одежду, чтобы надеть ее после тридцати дней траура, или даже для того, чтобы надеть ее в течение тридцати дней траура, дав сначала поносить кому-то другому.
10. Запрещено в течение тридцати дней траура надеть Субботние одежды даже в Шаббат*, и тем более не надевают новой одежды. Соблюдающему же траур по отцу или по матери принято запрещать надевать новые одежды все двенадцать месяцев (см. ниже, глава 216, параграф 3). Если же ему нужна новая одежда, пусть даст ее сначала поносить кому-то другому два или три дня.
11. Если женщина соблюдает тридцать или даже семь дней траура, и ей пришло время идти в Шаббат в синагогу после родов, а у них принято, что этот день для них как Йом-Тов, и они надевают дорогую одежду и золотые украшения — ей разрешается в этот день надеть Субботние одежды, но не праздничные, чтобы она не возгордилась и не забыла про траур. И ей нет необходимости менять свое обычное место в синагоге («Шеелот у-Тшувот», «При Мегадим», глава 123).
12. Запрещено сбривать волосы в течение всех тридцати дней траура, идет ли речь о волосах головы, бороды или любого другого места. Соблюдающему же траур по отцу или матери запрещено стричься, пока товарищи его не укажут ему на его неопрятность. Как именно они должны указать ему — об этом законоучители спорят**. И в наших странах принято не стричься все двенадцать месяцев, если это не необходимо, например, если носить столько волос ему тяжело, или если он ходит среди неевреев и выглядит в их глазах отвратительно из-за своих волос — тогда ему можно постричься, поскольку нет необходимости, чтобы товарищи указывали ему на неопрятность прямо, достаточно, чтобы волосы его отросли настолько, чтобы он заметно отличался от товарищей, так что можно было бы сказать о нем: «Какой он странный!» — тогда ему уже можно стричься, лишь бы это было уже после тридцати дней траура.
13. Как запрещено стричься все тридцать дней, так запрещено и стричь ногти с помощью специального инструмента; однако руками или зубами можно удалить ногти даже в течение семи дней траура. Если же соблюдающий траур — моэль, ему запрещено подстригать ногти, чтобы делать прия, кроме как в случае, когда кроме него нет никакого другого моэля; в этом же случае он может постричь ногти даже в течение семи дней траура.
Женщина, если ей нужно окунаться в микву после семи дней траура, но до истечения тридцати дней траура, должна попросить нееврейку постричь ей ногти. Если же нееврейки нет, пусть ногти ей пострижет еврейка.
14. Можно расчесывать волосы расческой, даже в течение семи дней траура.
15. Принято, чтобы соблюдающий траур сидел в синагоге не на своем обычном месте все тридцать дней траура, а если он соблюдает траур по отцу или по матери — все двенадцать месяцев. Находиться не на своем месте означает отдалиться от своего обычного места по крайней мере на четыре ама, причем так, чтобы оказаться дальше от Ковчега.
* По обычаю Земли Израиля, в Шаббат надевают (даже в течение семи дней траура) Субботние одежды, если они не постираны.
** Поскольку некоторые говорят, что речь идет о двух месяцах, принято же отсчитывать три месяца, а в наших странах принято.. (По книге «Хохмат Адам»).
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваигаш
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
То, что сказал Йосеф братьям, было не просто попыткой спасти их от угрызений совести. Йосеф видел, что братьям очень стыдно, поэтому они могли поссориться на обратном пути.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Бенцион Зильбер
По требованию Йосефа братья приводят к нему Биньямина, который обвиняется в краже кубка. Йосеф хочет, чтобы Биньямин стал его рабом. Йегуда протестует и приводит странную, на первый взгляд, аргументацию.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Евреи в Египте перестали чувствовать себя гостями. Коронация Йосефа стала отправной точкой путешествия в изгнание на более чем два века.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Всевышний поселил потомков Яакова в Египте, чтобы они стали еврейским народом, не смешиваясь с коренным населением
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Всевышний специально организовал продажу Йосефа, чтобы привести его к величию. Поэтому братья Йосефа не были наказаны.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
Биньямин украл чашу, он вор!