Из цикла «Кицур Шульхан Арух», темы: Кицур шульхан арух, Брит мила, Раби Шломо Ганцфрид, Забота о здоровье
1. Заповедь из Торы требует от отца обрезать своего сына, или почтить и назначить своим посланником другого еврея, который обрезал бы его. И отцу следует для обрезания положить сына на колени сандаку (см. «Шеелот у-Тшувот», глава 551, параграф 3), вручить моэлю нож и стоять около него при обрезании, чтобы показать, что моэль действует не сам по себе, а выполняя поручение отца. И между хитух и прия (две стадии обрезания — перев.) отец произносит благословение: «…освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам приобщать (ребенка) к союзу Авраама, отца нашего!». и человеку следует непременно найти самых праведных и опытных моэля и сандака.
Принято не назначать сандаком человека, который уже был сандаком у этого же отца при обрезании другого его сына.
Если человек уже почтил своим выбором одного моэля, ему запрещается теперь передумать и почтить другого, как сказано: «Остаток Израиля не будет делать несправедливости и не будет говорить лживо». Если же человек почтил своим выбором одного моэля, а тот уехал из города, и отец, боясь, что тот не вернется вовремя, почтил своим выбором другого, а первый вернулся — обрезание должен делать первый.
2. Принято, чтобы все, присутствующие при обрезании, стояли, как сказано: «И стоял весь народ при заключении Завета…», — кроме сандака, который держит ребенка; он же сидит. После того, как отец произнес благословение: «…и повелевший нам приобщать…» и все ответили: «Амен!»*, все произносят: «Так же, как приобщился (этот ребенок) к союзу обрезания, пусть приобщится он к Торе, и к хупе, и к добрым делам!».
3. Моэль должен знать законы обрезания (разъясняемые в «Йорэ Дэа»); и он обязан выяснить, здоров ли ребенок. И также акушерку следует предупредить, что, если она увидит у ребенка признаки болезни, чтобы она сообщила об этом.
4. И нужно очень остерегаться делать обрезание ребенку, относительно которого есть основания опасаться, что он болен, поскольку опасность для жизни полностью отменяет обязанность делать обрезание: его ведь можно сделать и после, а умершего еврея нельзя будет вернуть никогда. И см. «Йорэ Дэа», главы 262 и 263, где сказано, когда можно обрезать ребенка, который был болен и выздоровел.
Как только ребенку становится можно делать обрезание, запрещено откладывать выполнение этой заповеди по каким бы то ни было причинам — чтобы сделать событие более радостным и т.д., а следует делать обрезание немедленно, как только это становится возможным, однако не в Шаббат и не в Йом-Тов, как разъясняется в «Йорэ Дэа», глава 266.
5. Если два сына женщины умерли от обрезания, которое, по-видимому, слишком ослабило их — не обрезают ее третьего сына, пока он не вырастет и не окрепнет. И также если у женщины умер один сын из-за обрезания, и то же самое случилось с ее сестрой, тогда даже остальные сестры этих женщин не должны обрезать своих сыновей, пока те не вырастут и не окрепнут.
6. Если ребенок родился в сумерки или чуть раньше, следует спросить раввина, в какой день обрезать его.
7. Если ребенок умер до обрезания (произошло ли это в первые восемь дней его жизни или после этого) — его обрезают возле могилы, чтобы убрать его позор и не хоронить его необрезанным, поскольку для него это унизительно. И не произносят благословения на обрезание, однако дают ребенку имя, чтобы Небеса смилостивились над ним в дали ему жизнь в день Воскресения мертвых, и чтобы у него был разум, который позволит ему узнать отца и мать. (Если же он умер в Йом-Тов, см. ниже, глава 200, параграфы 8 и 9).
Если же ребенка забыли обрезать и похоронили необрезанным, то, если вспомнили об этом немедленно, пока еще нет оснований опасаться, что в могиле он разложился, необходимо раскрыть могилу и обрезать его; если же об этом вспомнили только через несколько дней после его смерти, раскрывать могилу не следует («Нода бе-Йегуда», вторая часть, глава 164).
8. В день обрезания принято устраивать трапезу, поскольку все заповеди, которые евреи приняли с радостью (как заповедь обрезания), они до сих пор выполняют с радостью; и сказано в Писании: «Радуюсь я слову Твоему…», и объясняют мудрецы наши благословенной памяти, что в этом стихе речь идет о радости обрезания. И если человек в состоянии устроить достойную трапезу, но жадничает и предлагает только кофе, сладости и т.д. — он поступает нехорошо.
Если человека пригласили на трапезу по поводу обрезания, и он знает, что там соберутся достойные люди — он обязан пойти.
Еще принято устраивать трапезу из разных фруктов и напитков в ночь Шаббата, предшествующего обрезанию — и эта трапеза также называется заповеданной.
Еще принято, чтобы в последнюю ночь перед обрезанием люди собирались в доме, где живет этот ребенок, занимались там изучением Торы и устраивали небольшую трапезу — и эта трапеза не является заповеданной, так как устраивается только по обычаю.
* В Земле Израиля он произносит также Благословение времени.
Читайте также: тема Брит мила — еврейское обрезание
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»