Из цикла «Кицур Шульхан Арух», темы: Кицур шульхан арух, 9 Ава, Пост, Раби Шломо Ганцфрид, Эйха, Траур по Храму
1. Собираются в синагогу на вечернюю молитву и снимают кожаную обувь (как я написал в конце предыдущей главы). И принято снимать занавеску с Ковчега, поскольку сказано: «Сломал Он произнесенное Им» (это не точный перевод стиха из «Эйха», но одно из его «значений» — перев.). И зажигают только одну свечу для хазана. И вечернюю молитву читают тихо и с плачем, как находящиеся в трауре. Вставку «О, утешь…» в «Шмонэ Эсрэ» не читают ни в вечерней молитве, ни в утренней, а только в Минхе Девятого Ава. После «Шмонэ Эсрэ» произносят полный Кадиш, садятся на землю и зажигают немного свечей, не больше, чем необходимо для чтения «Эйха» и траурных гимнов (Кинот). После этого читают «Эйха» и Кинот также тихо и с плачем. Читая «Эйха», делают небольшие паузы между стихами и несколько большие — между главами. И каждую следующую главу хазан читает чуть громче, чем предыдущую. Последний же стих каждой главы он произносит громко. Когда же он доходит до стиха: «Обрати нас, Г-споди, к Тебе…», вся община произносит его громко, после этого хазан завершает чтение «Эйха», а после этого община еще раз громко повторяет стих: «Обрати нас, Г-споди, к Тебе…», а затем его повторяет хазан. После этого1 читают: «Восхваления сынов Израиля составляют трон Твой, Святой», а затем хазан произносит полный Кадиш без строки: «Да будут приняты молитвы и просьбы…», поскольку в «Эйха» сказано: «…закрыл Он (двери для) молитвы моей». И также в утренней молитве Девятого Ава не произносят этой строки в Кадише, но произносят в Минху.
Молящийся в одиночку, то есть без миньяна, также читает «Эйха» и произносит Кинот.
2. Спать следует, испытывая неудобства, то есть, если обычно человек спит на двух подушках, пусть в эту ночь спит на одной. У некоторых же принято в ночь Девятого Ава спать на земле, а под голову класть камень — в память о том, что сказано про Яакова: «И взял из камней этого места и положил себе в изголовье»: ведь именно в эту ночь Яаков увидел будущее разрушение Храма и сказал: «Как ужасно место это…». И все зависит от того, какие неудобства человек в состоянии вынести.
3. Во время утренней молитвы не накладывают тфиллин, поскольку тфиллин названы «великолепием». И также не облачаются в талит гадоль, поскольку перевод стиха из «Эйха» «…разрушил Свое слово…» на арамейский звучит так: «…сорвал Он с Себя свои великолепные одежды…». Надевают только талит катан, не произнося на него благословения2.
В синагогу приходят немного раньше обычного3, свечей для молитвы не зажигают вовсе, молятся так же, как и в вечернюю молитву, то есть тихо и с плачем, и читают «Песнь во время благодарственного жертвоприношения».
Хазан, читая вслух «Шмонэ Эсрэ», произносит вставку «Ответь нам…» между «…спасающий Израиль» и «Исцели нас…», как во всякий общественный пост, и не произносит «Благословение коhенов»4; после молитвы он произносит Хаци Кадиш.
Не произносят ни Таханун, ни Б-г долготерпеливый…», поскольку этот день назван «моэд».
Выносят свиток Торы и читают по нему отрывок: «Ибо родишь сыновей…», и вызывают троих. И правильно было бы5, чтобы вызванный к Торе произносил шепотом перед благословением: «Благословен судья справедливый!». После чтения Торы произносят Хаци Кадиш и в качестве Гафтары читают отрывок: «Собиранием соберу Я вас…» на тот же распев, на который читается «Эйха». После этого убирают свиток Торы, садятся на землю и читают Кинот; и следует затянуть чтение Кинот так, чтобы оно продлилось примерно до полудня.
После этого читают «Ашрей» и не читают «Начальнику хора — хвалебная песнь от Давида», а сразу переходят к отрывку: «И придет Избавитель…». В этом отрывке пропускают стих: «А Я заключая с ними союз…», поскольку, если его прочесть, это выглядело бы так, что союз связан с чтением траурных гимнов-Кинот, и, кроме того, невозможно сказать: «…и слова Торы… не сойдут с твоих уст…», поскольку в этот день слова Торы нам запрещены. Однако в доме соблюдающего траур во все дни года, кроме Девятого Ава, этот стих произносят, поскольку, даже если соблюдающему траур запрещены слова Торы, они не запрещены тем, кто пришел утешить его.
После этого произносят: «Восхваления сынов Израилевых…», поизносят Полный Кадиш, пропуская строку: «Да будут приняты молитвы и просьбы…», «Алейну», скорбящие читают Кадиш.
Не произносят ни «Песнь единства», ни Тhиллим на день недели6, ни отрывка: «Вот состав смеси для воскурений…». И правильно было бы, чтобы каждый после молитвы прочел «Эйха».
4. Если в городе присутствует человек, соблюдающий траур, он приходит в синагогу и на вечернюю, и на утреннюю молитвы и присутствует в синагоге, пока не дочитают кинот7, и ему разрешено8 подниматься к Торе и читать Гафтару, поскольку в этот день все остальные также в трауре.
5. Слова Торы радуют сердце, как сказано: «Повеления Г-спода справедливы, они радуют сердце». Поэтому Девятого Ава запрещено изучать Тору, за исключением тех разделов, которые печалят сердце, как, например, те главы книги Йирмейягу, где рассказывается о бедах — если пропускать те стихи, в которых говорится об утешении, а также описания страданий, которые постигнут народы мира. И также разрешается изучать книгу Ийова, Мидраш на «Эйха», главу «Вот кто бреется…» из Талмуда, поскольку в ней рассказывается о том, как положено поступать соблюдающему траур и отлученному от общины, Агаду из главы «Понесшие ущерб…» и главу трактата «Пост» Иерусалимского Талмуда, поскольку они рассказывают о разрушении Храма. И даже изучая разрешенные отрывки, запрещено ставить интересные вопросы, находить решения или делать выводы, поскольку все это радует сердце.
Все, что человек имеет право учить самостоятельно, он имеет право также изучать вместе с учеиками9. Разрешается прочесть все те отрывки, которые читаются каждое утро, даже «В каком месте приносились жертвы?..»10. Однако «Маамадот» (молитвы, которые произносили представители евреев при принесении жертв — перев.) не следует читать даже тому, кто делает это каждый день.
6. Даже беременные и кормящие, несмотря на сильные страдания, должны поститься целый день, если нет, Б-же упаси, какой-либо угрозы их здоровью; однако больному, даже неопасно, можно разрешить не поститься не полный день11, а только несколько часов, и тем более, если он вообще человек слабый. И роженица, если после родов прошло больше семи, но меньше тридцати дней, также рассматривается как неопасно больная, хотя она и здорова. Но если она сама чувствует, что она полностью здорова и пост ей не повредит, ей следует поститься полный день. И те люди, которые должны есть Девятого Ава, не должны наслаждаться едой, а должны есть только для поддержания здоровья тела.
7. Мыться запрещено как горячей, так и холодной водой, и запрещено даже погрузить в воду один палец. И запрещено мыться только для удовольствия, но если человек моется не для удовольствия — это разрешено. И поэтому разрешается вымыть руки утром, и нужно проследить за тем, чтобы вымыты были только пальцы, потому что именно на пальцах собирается дух нечистоты ночью; а после того, как руки вытерты, пока они еще немного влажные, можно провести ими по глазам. Если же глаза у человека грязные и он всегда промывает их водой, он может и сейчас промыть их, как обычно, ничего не опасаясь. И также, если руки испачканы глиной и т.д., можно вымыть их в том месте, где они испачкались11*. И также после посещения туалета человеку разрешается немного помыть руки, как он делает это обычно12. И также для молитвы Минха следует омыть пальцы.
8. Женщины, которые готовят и должны мыть продукты, имеют на это право, поскольку они делают это не для того, чтобы помыться. Если человек идет выполнять заповедь и перед ним нет другого пути, кроме как по воде, он имеет право пройти по воде как по пути туда, так и по пути обратно, ничего не опасаясь; однако, если он идет для того, чтобы позаботиться о своем имуществе13, ему можно пройти по воде только по пути туда, но не по пути обратно. Если человек пришел с дороги и ноги его натружены и болят, ему разрешается омыть их водой.
9. Хотя запрещено только мытье для удовольствия, тем не менее, женщина, время окунания которой в микву совпало с ночью Девятого Ава, не должна окунаться, поскольку в эту ночь супружеская близость запрещена (относительно надевания белой одежды см. ниже, глава 159).
10. Смазываться маслом запрещено тоже только, если смазываются для довольствия; но если необходимо смазать струпья на коже, или в других лечебных целях, это разрешено.
11. Обувь запрещено надевать только кожаную, однако тряпичную и т.д., если она не оторочена кожей, разрешено14. Те, кому приходится ходить среди неевреев, обычно надевают ботинки, чтобы над ними не насмехались; и в этом случае необходимо насыпать в ботинки пыль; и заботящийся о своей душе запретит себе это. Тем же, кто сидит в лавках, надевать кожаную обувь, несомненно, запрещено.
Если человек совершает дальнее путешествие пешком, то, поскольку это очень тяжело, мудрецы наши благословенной памяти не запретили ему обуваться, и он может носить кожаную обувь15; но, войдя в город, он должен разуться. Если же он едет в повозке, ему запрещено обуваться.
12. Супружеская близость запрещена. И следует запрещать себе даже касаться жены16.
13. Девятого Ава запрещено осведомляться о здоровье товарища. И даже сказать ему: «Доброе утро!» и т.д. также запрещено. Если же неученый еврей или нееврей приветствует его, следует ответить им вяло, чтобы не рассердить их. И также запрещено послать товарищу подарок, поскольку это также входит в понятие «приветствовать».
14. Не следует гулять по улицам, чтобы случайно не начать смеяться и веселиться.
Курение табака некоторые запрещают, некоторые же разрешают во второй половине дня и только внутри дома, чтобы это не бросалось в глаза17.
15. Относительно разрешения работать у нас принято, что если выполнение работы требует некоторого времени, даже если речь идет не о профессиональной, а об обычной работе — ее не делают всю ночь и весь день до полудня. Однако те работы, которые не требуют времени, как зажигание свечей, завязывание узлов и т.д., разрешены. После полудня же принято делать любую работу18. И также торговлю принято запрещать до полудня, после же полудня — разрешать18. Если же человек считает себя боящимся Небес, ему следует весь день запрещать себе как работу, так и торговлю, чтобы не отвлекаться от траурных мыслей.
Однако разрешается воспользоваться помощью нееврея для выполнения любой работы19. Работу же, не терпящую отлагательства, разрешается выполнять даже самому.
Если необходимо подоить корову, лучше сделать это, воспользовавшись помощью нееврея; если же это невозможно, можно сделать это самому20.
16. Принято не сидеть на скамьях ни ночью, ни днем, пока не пройдет полдень, сидят же только на земле21. После же полудня можно сидеть на скамье; но все остальное, что запрещено Девятого Ава, запрещено вплоть до выхода звезд.
17. Принято не начинать готовить трапезу, пока не пройдет полдень; начать же подготавливаться к заповеданной трапезе можно и раньше.
18. Если в этот день необходимо сделать обрезание, его делают после того, как прочитаны Кинот. И отец ребенка, его мать, сандак и моэль имеют право в честь обрезания надеть субботние одежды — но после обрезания они должны снять их. И можно зажечь свечи в честь обрезания. А стакан вина дают ребенку, чтобы он его выпил22.
19. В Минху надевают талит и тфиллин, произнося благословения, и читают Тhиллим на день недели и все прочее, что не прочли в утренней молитве23. Читают «Ашрей», Хаци Кадиш, а после этого читают Тору и Гафтару, как в другие общественные посты. После этого убирают свиток Торы в ковчег, хазан читает Хаци Кадиш, и вся община молится «Шмонэ Эсрэ». И в благословении: «И в Иерусалим…» произносят специальную вставку: «О, утешь…». Если забыли произнести эту вставку там, читают ее сразу после «Ответь нам…»24, и в этом случае не завершают вставку словами: «Благословен Ты, Г-сподь, утешающий Сион…», а переходят сразу к продолжению благословения: «…Ибо Ты милосердно внимаешь…». Если же и при чтении этого благословения человек не вспомнил о вставке: «О, утешь…», пока не сказал: «Благословен Ты, Г-сподь» — он завершает молитву, как она приведена в сидуре, и не должен молиться заново.
Хазан, повторяя «Шмонэ Эсрэ» вслух, произносит Благословение коhенов, а после молитвы — полный Кадиш вместе со строкой: «Да будут приняты молитвы и просьбы…». после этого снимают тфиллин и читают вечернюю молитву. Если же светит луна, делают Освящение луны25. И см. выше, глава 97, параграф 11, где сказано, что вначале следует немного поесть.
20. Сказано в Барайте: Седьмого Ава вошли неевреи в Храм, ели там, пили и пакостили седьмого и восьмого числа; а девятого числа, ближе к вечеру, зажгли его, и горел он весь день десятого Ава до захода солнца. А то, что пост не назначен на десятое Ава, хотя Храм сгорел в основном именно в этот день — это потому, что начало бедствия более важно, чем его завершение. И в Иерусалимском Талмуде сказано: «Рабби Авин постился девятого и десятого Ава; рабби Леви постился девятого Ава и всю ночь десятого»; то есть, из-за того, что у него не хватало сил поститься весь день десятого Ава, он постился только ночью. У нас же сил еще меньше, и мы постимся только Девятого Ава, но, тем не менее, запрещаем себе есть мясо и пить вино всю ночь десятого Ава и весь день до полудня, кроме как во время заповеданных трапез. И поэтому не следует произносить26 Благословение времени. Также до полудня десятого Ава не следует ни мыться, ни стричься, ни стирать. Если же человек запрещает себе все вышеупомянутое весь день десятого Ава — это очень хорошо. Если же десятое Ава выпало на пятницу, разрешается мыться, стричься и стирать сразу при наступлении утра27, поскольку необходимо выполнить заповедь почитания Шаббата.
21. Роженица, несмотря на то, что, если после родов прошло больше семи дней, она обязана поститься, тем не менее немедленно после наступления десятого Ава ей разрешено есть мясо и пить вино26.
22. Правильно было бы не осуществлять супружескую близость в ночь десятого Ава, если в эту ночь жена не окунается в микву или если в эту ночь муж не отправляется в путь или не вернулся домой..
1 После чтения Кинот.
2 Если же человек снимал его на ночь, то, по некоторым мнениям, следует произнести на него благословение.
3 Если же в этом случае чтение Кинот закончится задолго до полудня, лучше не приходить раньше.
4 То есть «Б-г наш и Б-г отцов наших! Благослови нас…». И это не упоминается в МБ.
5 «Маген Авраам».
6 То, что не произносятся Тhиллим на день недели, в МБ не сказано.
7 Некоторые запрещают это тем, кто соблюдает первые три дня траура. А некоторые говорят, что им следует приходить в синагогу только днем.
8 «Шеелот у-Тшувот».
9 Некоторые же разрешают преподавать только рассказ о разрушении Храма.
10 И также отрывки о постоянной жертве и о принципах толкования Торы.
11 Если больной не чувствует слабости и не очень страдает, принято, чтобы он постился. Но тот, кто разрешает себе этого не делать, ничего не теряет.
11* Если же человек дотронулся до какого-либо места на теле, которое обычно закрыто одеждой, он омывает все пальцы до ладони.
12 По этому поводу мудрецы спорят, поэтому нужно постараться вытереть загрязненное место, а затем сделать нетилат ядаим, как описано в предыдущем примечании. Если человек вышел из туалета, то, даже если он не справлял нужду, по некоторым мнениям, он делает нетилат ядаим; однако «Матэ Эфраим» склоняется к мнению, что этого делать не следует. Однако следует вытереть чем-либо руки из опасения, что он коснулся там чего-нибудь грязного.
13 — в случае, если ему грозит ущерб —
14 Если ботинки оторочены кожей по верхнему краю, их также запрещено надевать. И дополнительную информацию см. в «Шеелот у-Тшувот».
15 Относительно тех, кто выходит за пределы города, см. «Шаар а-Цийун». И все, кому разрешено надевать обувь — хорошо было бы, если бы они насыпали в нее пыли.
16 Относительно права касаться жены днем см. МБ, глава 554, параграф 37.
17 И так же говорит и МБ, но только в том случае, если человек очень сильно привык к курению.
18 Только если человек не принимается за работу надолго и всерьез, чтобы не отвлечься от поста.
19 Если она выполняется не у всех на виду.
20 Но а-Гра склоняется в сторону разрешения, даже если возможно найти нееврея, поскольку это — работа, не терпящая отлагательства.
21 И разрешается сесть на подушку. Если же человеку тяжело так сидеть, можно сесть также на низкую скамью.
22 И лучше всего дать такому ребенку, о котором говорится в главе 122, примечание 9. Если же роженица не постится — дают роженице.
23 В МБ написано только: «Гимн о единстве Б-га»; и даже это некоторые читают только на следующий день, и это правильно.
24 По мнению же МБ следует в этом случае произнести «О, утешь…» перед словами: «И да удостоимся мы увидеть своими глазами…» (и в этом случае не завершают словами: «Благословен Ты, Г-сподь, утешающий Сион…»). Если же человек сделал так, как написано в «Кицур Шульхан Арух», обязанность читать «Шмонэ Эсрэ» считается им выполненной.
25 И следует проследить за тем, чтобы ни в коем случае не делать Освящения луны, не надев ботинки.
26 «Шеелот у-Тшувот». (И см. МБ, конец главы 558).
27 «Шеелот у-Тшувот». В МБ же не объясняется, разрешено ли это только с утра или немедленно при наступлении ночи десятого Ава.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Всякий, кто намеревается заниматься Торой и не работать, питаясь подаянием, оскверняет Имя Всевышнего, унижает Тору, гасит свет веры, причиняет зло себе и отбирает у себя жизнь мира грядущего