Из цикла «Кицур Шульхан Арух», темы: Кицур шульхан арух, Раби Шломо Ганцфрид, Радость, Благословения, Плоды, Благословение Шеэхеяну
1. Если человек услышал добрую весть из уст надежного человека, который сам был свидетелем того радостного события, о котором рассказывает, или, тем более, если человек сам видел это радостное событие, то, если это событие радостно только ему одному, он произносит Благословение времени: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, Который даровал нам жизнь, и поддержал нас, и дал нам дожить до этого времени!». Если же это событие радостно ему и другим, он произносит благословение: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, Который добр и творит добро», то есть: добр к самому этому человеку и творит добро также и другим.
Если в тот момент, когда человек видит радостное событие или слышит известие о нем, он не может произнести благословение из-за того, что его тело нечисто или он находится в нечистом месте, он может произнести благословение и после; то же самое относится к благословению: «…справедливый Судья»1.
2. Человек обязан благословлять Вс-вышнего, да возвысится Его Имя, также и за дурное, как сказано: «И возлюби Г-спода, Б-га твоего, всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всеми силами твоими». Объясняют мудрецы: «всем сердцем твоим» значит — обоими твоими побуждениями, добрым началом и злым началом (имеется в виду: даже когда человек занят делами этого мира, он должен выполнять требование стиха: «На всех твоих путях знай Его». См. выше, глава 31); «всей душой твоей» — даже в том случае, когда Он забирает твою душу; «и всеми силами твоими» — всеми возможностями твоими, то есть всем твоим имуществом. Но есть и другое объяснение: слово «силами твоими» (на иврите — «мэодеха») напоминает произнесением и написанием слово «мера» (на иврите — «мида»), и слова «всеми силами твоими» значат поэтому «за все меры, отмеряемые тебе», то есть: за всякую меру, которой Он отмеривает тебе, будь это мера блага или мера наказаний, будь Ему благодарен (на иврите слово «благодарен» читается как «модэ», то есть тоже похоже на слово «мэодеха»).
Какое благословение в этом случае произносится? На дурные вести произносится благословение: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, справедливый Судья».
Если человек услышал несколько вестей одновременно2, неважно, хороших или дурных, достаточно произнести одно благословение. И человек обязан благословлять и на дурную весть, полностью принимая происшедшее и с радостной душой, как он благословляет на добрую весть, как сказано: «За добро и за осуждение буду петь Тебе, Б-же, буду восславлять Тебя», то есть: если это добро — буду петь Тебе, и если это осуждение — буду петь Тебе. Ведь дурное событие для рабов Б-га, да будет благословенно Его Имя, тоже радость и благо, поскольку они принимают с любовью то, что присудил им Б-г, да будет благословенно Его Имя: ведь все происходящее — искупление их преступлений. Оказывается, что, принимая это печальное событие, человек служит Б-гу, а это служение — для него радость.
3. Если с человеком произошло что-то хорошее, или если он услышал хорошую весть, то, даже если можно предполагать, что это хорошее событие повлечет за собой несчастье, как, например, если человек нашел ценный клад, и если царь узнает об этом, заберет себе все его имущество — тем не менее человек произносит благословение: «Который добр и творит добро»3. И также, если с человеком произошло несчастье или он услышал дурную весть, то, хотя можно предполагать, что из этого несчастья в будущем родится что-то хорошее, как, например, если его поле залило наводнением и его урожаю нанесен ущерб, а когда наводнение схлынет, окажется, что он получил выгоду, поскольку вода напитала его поле — тем не менее он произносит благословение: «…справедливый Судья», поскольку благословение произносят не на будущее, а на то, что происходит сейчас.
4. Пусть человек приучит себя говорить по всякому поводу: «Все, что делает Вс-вышний, Он делает к добру».
5. Если жена родила человеку сына, он произносит благословение: «Который добр и творит добро»4; и женщина должна также произнести это благословение. Если же жена его умерла при родах, он произносит Благословение времени, поскольку в этом случае происшедшее событие радостно для него одного. И также, если отец ребенка умер до его рождения, женщина произносит Благословение времени.
6. Если у человека умер отец или один из других родственников5, или даже не родственник его, а просто кошерный еврей, а тем более мудрец Торы, из-за смерти которого он страдает, — должен этот человек произнести благословение: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, справедливый Судья». А на6 смерть обычного человека, из-за которой человек не так уж страдает, он говорит: «Благословен справедливый Судья» — без упоминания Имени Б-га и Его Царства. Если после смерти отца остались деньги, переходящие к нему по наследству, он произносит также Благословение времени7. Если же у него есть братья, с которыми он разделит наследство, то вместо Благословения времени он произносит: «Который добр и творит добро»8.
7. Если человек построил или купил дом, или приобрел ценные предметы или одежду, даже если у него уже были такого рода вещи (но те, что он купил сейчас, никогда раньше не принадлежали ему, то есть он купил не то, что раньше продал), и он радуется своему приобретению — он произносит Благословение времени. И в этом случае следует произносить Благословение времени в момент покупки вещи или окончания строительства дома, хотя он еще и не пользовался ими9, поскольку это благословение произносится только на сердечную радость, а радуется человек при приобретении.
8. Надевая же эту одежду, следует произнести благословение: «…одевающий нагих»10. И даже если человек уже произнес утром это благословение, он произносит его второй раз сейчас, надевая эту новую одежду. И только в случае, если он надевает эту новую одежду утром, хватает одного утреннего благословения «…одевающий нагих». Некоторые говорят11, что, если человек купил новую шляпу, то, надевая ее на голову, должен произнести благословение: «…венчающий Израиль великолепием», а надевающий новый ремень — благословение: «…препоясывающий Израиль могуществом»; некоторые же спорят с этим. Поэтому лучше надевать эти вещи в первый раз утром и иметь в виду, что эти благословения, произнесенные среди других утренних благословений, будут относиться и к надеванию этих вещей.
Если человек купил талит для молитвы, то, привязав к нему цицит, должен произнести Благословение времени. Если же он не произнес его в этот момент, благословляет при первом надевании, после благословения: «…закутываться в цицит».
9. Если человек купил предметы, которыми будет пользоваться не только он, но и его домочадцы, то он произносит благословение: «Который добр и творит добро»12.
10. Если человеку подарили эти вещи, он произносит благословение: «Который добр и творит добро», поскольку это благо для него и для того, кто сделал ему подарок: ведь, если принявший подарок беден, тогда это хорошо для давшего подарок, которому Б-г благословенный предоставил возможность дать милостыню; если же принявший подарок богат, то давший подарок радуется, что такой богатый человек принял от него подарок13.
11. Если человек приобретает новые книги, он не должен произносить Благословение времени, поскольку, по выражению Талмуда, заповеди даны не для того, чтобы пользоваться ими14.
12. На вещи, не являющиеся очень ценными, такие, как халат, ботинки или валенки, не следует произносить благословения, даже если купивший их — человек настолько бедный, что радуется им. Если же большой богач купил вещи, которым средний человек обрадовался бы, но для него лично, из-за его богатства, они не так уж важны и он не радуется им, он также не должен произносить благословения.
13. Есть обычай желать тому, кто купил новую одежду: «Пусть она износится и будет куплена новая!». Но купившему ботинки или другую кожаную одежду, даже сделанную из кожи некошерных зверей и птиц, и даже если у одежды только подкладка кожаная — не говорят: «Пусть износится и будет куплена новая!», — поскольку для того, чтобы сделать новую кожаную одежду, следует сначала умертвить животное, а сказано: «…и милосерден ко всем Своим созданиям».
14. Что касается фруктов, которые каждый год кончаются, а потом появляются снова: в первый раз в году, когда человек ест такой фрукт, он произносит Благословение времени; и он должен сначала произнести Благословение времени, а потом благословение на фрукт. Если же он забыл и произнес сначала благословение на фрукт, он может теперь, после этого, произнести Благословение времени, и это не будет считаться перерывом между благословением и съеданием*. Если же человек не произнес Благословение времени, когда ел этот фрукт в первый раз, больше он не может произнести его. Если перед ним лежат несколько видов новых фруктов, достаточно для всех них одного Благословения времени.
Если два вида фруктов несколько схожи, как вишня и черешня, или даже если они одинаково называются, отличаясь только вкусом, как белый инжир и черный инжир, то, если человек произнес Благословение времени на один вид, а потом ему попался второй, он произносит Благословение времени также и на него, поскольку это две разные радости15.
15. Если человек произнес Благословение времени на виноград, то некоторые говорят, что он больше не должен произносить это благословение на новое вино, поскольку это все одна и та же радость, так как вино производят из винограда. А некоторые говорят, что, несмотря на это, он должен произнести Благословение времени на новое вино, поскольку новому вину человек радуется больше, чем новому винограду. И поэтому лучше бы, если человек уже произносил Благословение времени на виноград, когда он потом будет пить новое вино, произнести сначала Благословение времени на какой-нибудь новый фрукт, имея в виду, что оно будет относиться также и к вину.
Если же человек произнес Благословение времени на новое вино, все согласны, что не следует произносить Благословение времени на новый виноград.
И все это относится только к случаю, когда человек пьет новое вино, когда оно еще совсем молодое, так что заметно, что это именно новое вино; если же это уже настоящее вино, то, даже если человек не произносил еще Благословения времени на новый виноград, он не должен произносить Благословения времени на это вино, поскольку невозможно различить, новое это вино или старое.
16. Благословение времени не произносится на созревшие виноградины, сорванные с еще не созревших гроздей; необходимо, чтобы созрела вся гроздь целиком. И также на любой другой фрукт Благословение времени произносится только после того, как он полностью созрел.
17. Не принято произносить Благословение времени на овощи и корнеплоды, поскольку они хранятся длительное время закопанными в землю или в песок, и, кроме того, их едят весь год, и, кроме того, они не вызывают такой уж сильной радости16.
18. Не произносят Благословения времени на запах, поскольку им наслаждается душа, а душа вечна.
19. В будущем человеку придется отвечать перед Б-гом за все, что он видел и не попробовал. Рабби Элъазар копил мелкие деньги, покупал понемногу от каждого нового вида фруктов раз в год и съедал.
20. Если человек встречает своего товарища после тридцатидневной разлуки (смотри следующую главу, параграф 12), и он очень любит этого человека, и тем более если речь идет о человеке, который выше его по уровню, например, о его отце или его раввине, и он радуется, видя его — он должен произнести Благословение времени, хотя в течение этих тридцати дней он получил от него письмо17. Если же он видит его по истечении двенадцати месяцев, произносит благословение: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, возвращающий мертвых к жизни» (из-за того, что за этот срок человек забывается так же, как забывается мертвый, как сказано: «Был я забыт, как мертвый, сердцем, был как потерянный сосуд»; и объясняют мудрецы наши благословенной памяти: как потерянный сосуд, если не найдется в течение двенадцати месяцев, полностью забывается, так и мертвый полностью забывается по истечении двенадцати месяцев). И в этом случае произносить Благословение времени не следует. Если же он в этот период времени получил от него письмо или какие-либо известия о его здоровье, произносит не благословение: «…возвращающий мертвых к жизни»18, а Благословение времени19. И здесь нет разницы между мужчиной и женщиной, то есть даже мужчина, который видит свою жену, мать, сестру или дочь, и также женщина, которая видит своего мужа, отца, брата или сына, произносят эти благословения.
21. Если у человека есть товарищ, которого тот никогда не видел, но, посылая друг другу письма, они подружились, то, если он после этого видит его, не произносит на это благословения, поскольку, раз они никогда раньше не встречались лицом к лицу, их любовь не так сильна, чтобы они радовались встрече.
(О благословении: «Который добр и творит добро», произносимом на смену сорта вина, смотри в главе 49).
1 МБ пишет нечто в этом роде для того случая, когда значение радостного события сохраняется продолжительное время (например, если его жена родила). И см. МБ, глава 223, параграф 15, где написано, чтобы человек отнесся внимательно к тому, чтобы благословить сразу, до того, как он привыкнет к новой радости и не будет ощущать ее такой сильной.
2 Или же одну за другой, но не успел еще произнести благословение на первую.
3 Поскольку возможно, что в будущем этого несчастья и не случится.
4 Если у человека уже есть несколько сыновей, и он хотел, чтобы у него родилась дочь, неясно, следует ли ему произносить благословение на рождение сына.
5 Из-за смерти которых он обязан соблюдать траур.
6 «Бээр Эйтев», и не приводится в МБ.
7 После того, как произнесет благословение: «…справедливый Судья».
8 А также в случае, если у него нет братьев, но есть домочадцы, как в параграфе 9.
9 Если же в этот момент они еще не годятся для использования, следует произнести Благословение времени только в момент начала использования.
10 А после этого — Благословение времени (если он произносит его сейчас, как указано в предыдущем примечании).
11 В МБ не приводится.
12 Если он купил одежду только для своих домочадцев, произносит благословение: «…Который добр и творит добро», поскольку он удостоился того, что его домашние будут одеты в дорогую одежду.
13 А по мнению МБ, следует произнести Благословение времени.
14 Если он радовался, приобретя их, и хочет произнести Благословение времени, не следует запрещать ему это.
* Возможно, МБ имеет в виду, что лучше в этом случае сначала откусить и съесть немного этого фрукта, а потом произнести Благословение времени.
15 А некоторые спорят с этим, и можно придерживаться любого мнения. Но лучше в этом случае найти новый фрукт другого вида, на который еще не произносилось Благословение времени, и произнести его, имея в виду, что произнесенное благословение будет относиться также и к сомнительному фрукту.
16 Но на овощи, по вкусу которых понятно, что это овощи нового урожая, Благословение времени произносят.
17 А по мнению МБ, если он получил от него письмо или если другие сообщили ему о его здоровье, произносить Благословение времени не следует (если дело обстоит не так, что в тот момент он был болен, а сейчас поправился).
18 В МБ это написано по поводу Благословения времени (как в предыдущем примечании), однако очевидно, что к данному случаю это тоже относится.
19 См. примечание 17.
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.